Взгляд со стороны: Леонид Севастьянов: одна из первых заповедей Божьих – возделывать сад, в котором ты живешь
Как правило, наш сайт не публикует материалы, в том числе, о
старообрядцах, размещаемые на ресурсах РПЦ (МП) - какие бы реверансы в
сторону старообрядчества в этих публикациях не делали. Однако сегодня
мы делаем исключение. Предлагаем вниманию наших посетителей интервью
корреспондента портала "Благовест-Инфо" с бизнесменом от РПЦ (МП),
выходцем из старообрядчества Леонидом Севастьяновым.
Почему наш сайт публикует это интервью?
Вчерашний старообрядец, а ныне бизнесмен господствующего вероисповедания излагает в нем взгляды, которые абсолютно чужды староверию, но, увы, наверняка будут восприняты сочувственно многими из тех, кто называет себя старообрядцами.
"Лично для меня старообрядчество по отношению к Русской Православной Церкви представляется тем же, чем была Русская Зарубежная Церковь по отношению к Московскому патриархату до подписания акта о каноническом общении в 2007 году. Формально это были разные Церкви, но фактически – одна" - говорит Л.Севастьянов.
"А сегодня его (старообрядчества - сайт Самарское староверие") миссия заключается в том, чтобы оставаться внутри Церкви здоровым консервативным звеном. Истинные консерваторы должны вести себя не как бывший епископ Диомид, не как те, что кричит об опасности ИНН, а показывать пример здорового отношения к традициям"- говорит он далее.
Вот так - нашу миссию нам уже сформулировали. Мы должны послушно идти в фарватере РПЦ (МП), демонстрируя здоровый консерватизм. Видимо, под этим понимается внешнее выражение консервативных традиций, типа двуперстия, бород-платков и "душеспасительного" знаменного пения. Ну или порой выступить с инициативой, которуя сама РПЦ (МП) официально предложить не рискнет, опасаясь потерять лицо, а старообрядцы - пусть, что с них взять, с консерваторов. Примером такой "консервативной инициативы" можно назвать заявление о необходимости введения цензуры - это от старообрядцев-то, столетиями от цензуры страдавших.
Для того, чтобы стать частью РПЦ (МП) вовсе не обязательны юридические процедуры слияния или поглощения одной религиозной организацией другой. Достаточно просто осознавать себя частью единой церкви и все больше отказываться от своей староверческой идентичности, проникнуться идеями криптоединоверия, стать "единоверцами вне РПЦ (МП)". Юридически самостоятельными, но единоверцами по духу. Именно об этом ведет речь Л.Севастьянов.
Заметьте - это не просто один из многочисленных бизнесменов, решивших стать спонсором близлежащего храма. Многое в описании корреспондента и в рассказе самого Л.Севастьянова остается за кадром, однако понятно, что скромный ростовский паренек, пусть и закончивший Папский Григорианский университет в Риме, а после этого Джорджтаунский университет, вряд ли смог сколотить состояние, позволившее учредить благотвориттельный фонд, или, говоря словами самого Л.Севастьянова, финансовую структуру, которая оказывала бы поддержку христианской миссии – причем не только в России, но и в современной Европе. Понятно, что высокие покровители Л.Севастьянова - арх. Илларион (Алфеев) и патриарх Кирилл (Гундяев) просто поставили подающего надежды юношу "на должность".
И потому высказывания Л.Севастьянова нужно оценивать не как его собственные идеи и взгляды, а как некий посыл староверам. Призыв осознать свою миссию - оставаться внутри Церкви здоровым консервативным звеном.
"По моим собственным наблюдениям, сами старообрядцы – «коренные», а не вновь обратившиеся – постепенно все больше осмысляют это свое предназначение" - замечает Л.Севастьянов. Не могу не согласиться. К сожалению, идеи криптоединоверия получают все большее распространение среди староверов.
Ведь идеи Л.Севастьянова и его покровителей не новы. К примеру, многие из старообрядцев высоко оценивают книгу С.А.Зеньковского "Русское старообрядчество". Уважаемый автор, не миссионер, уничижающий православие. Но что он исповедует? "Раскол не был отколом от церкви значительной части ее духовенства и мирян, а подлинным внутренним разрывом в самой церкви, значительно обеднившим русское православие, в котором были виноваты не одна, а обе стороны: и упорные и отказывавшиеся видеть последствия своей настойчивости насадители нового обяда, и слишком ретивые и, к сожалению, часто тоже очень упрямые и односторонние защитники старого".
Итак, по Зеньковскому, мы с новообрядцами в одной церкви, но своим своеволием и упрямством эту единую церковь ослабляем. Между прочим, книгу эту изо дня в день публикует ярославский сайт при Центре древнерусской духовной культуры «Старая Русь». Не стоит ли, публикуя такие книги на старообрядческом сайте, непременно предпослать публикации статью с разъяснением позиции староверов по этим вопросам?
Что же удивляться словам митрополита Корнилия о прутиках единой метлы из его известного интервью австралийской газете "Единение"? Или идеям архиепископа Савватия о единой Церкви на основе древлеправославия? Рассуждениям мирян о том, что верующие и добрые люди есть во всех конфессиях?
В своем докладе Освященному Собору 2004 года, который касался многих проблем нашей церковной жизни, митрополит Московский и всея Руси Андриан сказал: "Общественные процессы, протекающие в нашей стране: умышленное искажение смысла и истории никоно-алексеевой реформы, повлекшее изменение религиозной идеологии в сторону экуменических идей; терпимость к отступлениям от Священного Предания под предлогом равночестности и равноспасительности разных обрядов, приводят к потере бдительности и ревности о чистоте и благочестии. Причем, указанные процессы не обошли стороной и людей, исконно православных, потомственно принадлежащих к Церкви древлеправославной, так называемых коренных старообрядцев. В период засилья советского безбожия атеистическая пропаганда настолько деформировала сознание людей, что теперь многим лишенным корней потомкам трудно даже вспомнить о былом Православии своих предков".
Вспомнят ли?