9 - 14 июня 2012 года взрослая воскресная школа Рогожской старообрядческой общины в Москве совершила паломническую поездку на Соловецкие острова, организованную руководителем школы Ивановой Анной Алексеевной.




Беломорские просторы.

Показался Соловецкий остров, гора Секирная с храмом-маяком во имя Вознесения Господня (он же страшный штрафной изолятор лагеря СЛОН, место гибели множества людей).

 
Приближается Соловецкий монастырь.

  

 
Спасо-Преображенский Собор монастыря, место строительства которого было указано в видении преп. Зосиме, а сам собор построил свят. Филипп.

 
Современный иконостас собора.

 
Отлив. Вид монастыря с гавани Благополучия.

 
Икона преподобных Зосимы и Савватия Соловецких из ризницы монастыря

 
Мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких

 
Савватиева пустынь, место кельи прп. Савватия.

 
Зосимова пустынь. На этом месте, на берегу гавани Благополучия,поселились преп. Зосима и Герман.

 
Современная икона святителя Филиппа в иконостасе Спасо-Преображенского Собора.

 
Филипповские садки. Дамба, удерживающая в заливе живую пойманную рыбу, одно из сооружений времён игуменства свят. Филиппа (Колычева).

 
 
Игумен Анзерского скита Елеазар видит на будущем патриархе Никоне змея. Лубок из старообрядческого «Сказания о патриархе Никоне».

 
Преподобный Елеазар Анзерский. Современная икона.

 
Елеазарова пустынь на острове Анзер. На этом месте стояла отшельническая келья прп. Елеазара.

 
Свято-Троицкий скит, созданный преподобным Елеазаром Анзерским. На фото-храм и келейный корпус XIX века.

 

Экскурсовод, Валентина Борисовна Кулакова, рассказывает об истории Свято-Троицкого скита.

 
Потайной ход в сушило, через который предатель инок Феоктист провёл в монастырь царские войска во время «соловецкого сидения».

 
«Тогда со тщением землю ископаше на луде морстей, нарицаемой женстей корге, расстоящей от монастыря яко полпоприща, вся блаженных телеса вкупе положивше, и каминием могилу заклавше посыпавше».

«История об отцах и страдальцех соловецких».

 
Маленький каменистый остров «Бабья Луда», на котором в 1676 году были похоронены тела убитых за верность древлему благочестию соловецких иноков.

 
Крест, поставленный в 2001 году рогожскими казаками-старообрядцами, в память об убиенных по приказу воеводы Мещеринова соловецких иноках.

 
С места, где поставлен крест, хорошо виден Соловецкий монастырь.


 
Перед крестом паломническая группа прихожан Рогожской старообрядческой общины в Москве помолилась канон страдальцам соловецким, опубликованный в «Старообрядческом календаре» за 1997 год.

 
Секирная гора на Соловецком острове. 

 
С Секирной горы открывается прекрасный вид на северную часть Большого Соловецкого острова. Здесь впервые высадились преподобные Савватий и Герман.

 
Здесь случилось чудо избиения (сечения) жены рыбака двумя ангелами, которые ей возвестили, что этот остров предназначен Богом для поселения иноков. В честь этого события гора стала называться «Секирной».

 
Но это же место - страшная «Секирка», штрафной изолятор Соловецкого Лагеря Особого Назначения (СЛОНа). Место массовой гибели множества людей в 20-х годах XX-го века.

 
Вход на кладбище узников.

 
Сохранившийся лагерный глазок в дверях храма.

 
С построенной монахами деревянной лестницы, имевшей 365 ступеней, сбрасывали вниз заключенных с привязанным бревном.

 
До низа лестницы долетал окровавленный труп, который тут же хоронили.
(Старая лестница со временем обветшала, сейчас на этом месте построена её копия).

Крест в память погибших.

Среди заключенных СЛОНа были и старообрядцы. Писатель Борис Ширяев в книге «Неугасимая лампада» пишет, что «среди безнадёжных инвалидов нашёлся купец-старообрядец Щапов из Нерехты или Кинешмы, глубокий и тонкий знаток русской иконографии». Так же он упоминает о своём сокамернике, «Васе Овчинникове, который был московский купец, с Рогожской, воспитанный в строгой, ещё хранившей вековой уклад семье и столь же строгих правилах древнего русского благочестия».

Перед этим крестом группа Рогожских прихожан пропела тропарь и кондак из канона «Святым священномучеником, мучеником и исповедником, иже за веру Христову в земле Русстей от безбожных пострадавших», опубликованного в «Старообрядческом церковном календаре» за 2010 год.


Еще одно место массовой гибели заключенных – Голгофско-Распятский скит на Анзерском острове, в котором размещался больничный стационар Соловецкого лагеря. Фактически режим там был такой же, как и на «Секирке». Сюда посылали заключенных не лечиться, а умирать.

 

Крестообразная берёза, выросшая на месте гибели множества людей в Голгофско-Распятском скиту.



Прощание с Соловками.

Закончить эту подборку фотографий хочется словами писателя Олега Волкова, бывшего в свое время соловецким узником: «В начале шестидесятых годов несколько знакомых учёных усиленно уговаривали меня примкнуть к их туристической поездке на Соловки. Я отказался. Из-за ощущения, что этот остров можно посещать, лишь совершая паломничество. Как посещают святыню или памятник скорбных событий, национальных тяжких дат. Как Освенцим или Бухенвальд».


Материал подготовил один из участников паломнической группы:

Шишкин А. В.