Из всего, с чем познакомился из отзывов о фильме «Раскол», оценка г-на Андрея Щеглова представляется объективной и верной с православной точки зрения (это тем более парадоксально, что беспоповец А.Щеглов сам разделён с православием, являясь представителем одного из «старообрядческих согласий»). Лицедейство (как сценическое искусство) не признаётся Церковью христианской добродетелью по многим основательно - духовным причинам.
Изображать из себя святого или мученика и этим самым пытаться раскрыть суть святости или мученичества – кощунство. Позорище – сцена – всегда позорит и вот ещё раз опозорили трагическую страницу истории Церкви (возможно, не так примитивно, как предыдущие попытки). И потому, не удивительно, что художественное преломление представлений о борьбе за правую веру так и останется неизбежно именно этим преломлением, т.е. разрушением…

Вполне естественно согласиться с разочарованием А.Щеглова как «скучнейшее впечатление»…

Далее автора придётся цитировать всего, поскольку очень трудно, да и вредно для сущности излагаемого, что – то, даже для краткости, опускать: аналитический обзор позорищной попытки изобразить (опозорить) истину обличается малейшим приближением к святыни (может и с благими намерениями) не только, как отношение к правой вере, но и к искусству, как таковому. «Правда» искусства, «реализм» искусства даже в руках великих талантов так и останется уродливой тенью Правды Христовой, ибо смерть остаётся тем что есть, как и жизнь…

Попытка синтеза несовместимых понятий наиболее обличает позорищность сценического искусства, как вечную неудачу вавилонской башни соединить из кирпичей небо с землёй и сделать себе имя… 

С глубоким прискорбием придётся упомянуть высказывания о. А. Лопатина и А.Антонова, которых нельзя не отнести к православию (они «старообрядцы белокриницкого согласия») однако, в оценке позорищного искусства совершенно далеки от своего церковного оппонента старообрядца - беспоповца…

Впрочем, позорищные песнопения богослужебных текстов стали вводиться на Рогожском сто, с лихвой, лет назад…

Так понимали тогда (и сейчас) «проповедь» Евангелия, но искусство требует новых жертв и потому нынешняя пресловутая лампада одна из современных жертвоприношений…

Стоит ли удивляться, что культурологизация (точнее, секуляризация) святой веры сегодня вполне естественна для старообрядческого сознания ММ?...

Вполне понятен энтузиазм культурологов с Белорусской: то, что старообрядцы не лыком шиты и могут показать себя «внешнему миру» ещё и как искусные лицедеи (и его аналитики) должно поднять старообрядческий истеблишмент на новую ступень и пересмотреть пословицу: «от великого до смешного - всего один шаг»…


Комментарии:

С богословской точки зрения - да, актерство и режиссура - это богохульство, но в национальном и державном понятии - это способ донести до массы историческую Истину о том, что произошло в 17 веке, на Руси, без чего не будет Веры, нации и державы.
АВШ