Православные священнослужители о церковном расколе XVII века и посвященном ему фильме …

На телеканале «Культура» завершился показ 20-серийного исторического фильма «Раскол», посвященного истории церковного раскола на Руси XVII века. 

Церковный раскол многие историки и публицисты причисляли к самым трагическим событиям русской истории. Так, А. И. Солженицын писал: «Всю страну … до самой основы, духовной и жизненной, потряс церковный раскол. И никогда уже … православие на Руси не восстановилось в своей высокой жизненной силе, державшей дух русского народа больше полутысячи лет. Раскол отозвался нашей слабостью и в ХХ веке».
Говорят об этом и в церковной среде. Так, нынешний патриарх Кирилл в бытность свою председателем ОВЦС говорил: «Между нами лежит тяжкий исторический груз жестоких преследований старообрядчества, между нами - память о пролитой крови, невинной и напрасной». 

Старообрядчество своим упорным нежеланием поддаваться мирским соблазнам во многом повлияло на облик нынешней Православной Церкви. Так, нынешняя православная иконопись, как и у старообрядцев, ориентируется на византийские и древнерусские образцы, а еще в XIX веке это показалось бы крамольным и навлекло бы подозрения в сочувствии расколу. То же касается и церковного пения: «оперное» многоголосие уходит из православных церквей, уступая место тем самым распевам, что удержали в своем обиходе старообрядцы. Православное духовенство часто ставит своей пастве в пример строгость старообрядческого жизненного уклада. Уважение вызывает и умение старообрядцев сохраняться в инокультурной среде: внуки русских эмигрантов, как правило, едва помнят о своих русских предках, а старообрядцы за рубежом из поколения в поколение сохраняют и свою веру, и язык, и культуру. 

Некоторые представители старообрядчества высоко оценили фильм Николая Досталя «Раскол», найдя его в целом правдивым и объективным. Другие, правда, отнеслись к нему более скептически. 

«Смотрели ли вы фильм и что о нем думаете? Что вы думаете о церковном расколе? Как относитесь к старообрядчеству, видите ли в нем положительные черты?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям и экспертам. 



Директор православной гимназии протоиерей Алексий Новичков, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, рассматривает раскол как к трагедию не Церкви, а всего русского народа. 

«Разделилась не Церковь, разделился русский народ. Поэтому к старообрядчеству я отношусь так же, как и к любой части русского народа - с любовью и уважением за то хорошее, что они сумели сохранить», - сказал он. 

«Наверное, есть в этом разделении и какой-то божественный смысл, без которого ничего не попускается в этом мире. И в чем, собственно, этот смысл, нам предстоит еще узнать», - добавил отец Алексий. 



Иерей Валерий Буланников, клирик храма свт. Николая в Отрадном, признался, что фильм смотрел только урывками, но читал о нем отзывы и подробные разборы. 

«Когда фильм снимается людьми, в общем-то, далекими от Церкви, это сразу бросается в глаза. В первую очередь в нем акцентируются политические моменты, а смысл самой церковной реформы глубоко не затрагивается (хотя, безусловно, она имела и политические последствия)», - сказал он. 

«Акценты, на мой взгляд, расставлены в фильме неверно. Виноваты, конечно, обе стороны. Вопрос – кто больше? Все-таки есть канон для тех, кто отпадает от Церкви по причине определенных пристрастий, амбиций, принципиального несогласия даже с незначительными изменениями. В результате старый обряд сохранился, но вне Церкви», - отметил священник. 

«К расколу я отношусь безусловно отрицательно - тем более, что и поводы к нему на самом деле были незначительные. Это не был вопрос веры, но вопрос приверженности старине или обновленному пути. И подобные вопросы постоянно возникали в русской истории», - заключил отец Валерий. 

 

Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук священник Андрей Постернак считает, что раскол – явление трагическое и болезненное в истории нашей Церкви. 

«Причем связан он был не столько с каноническими и богословскими разногласиями, сколько с внешней обрядовой стороной, амбициями и недопониманием. Но эта рана так и не излечена. Можно ли ее излечить вообще? Раскольники не признают нашу иерархию, не признают правомерность изменения церковного курса, не признают святых, канонизированных после XVII века. В каком-то смысле это православие, замершее на уровне середины XVII века и старательно охраняющее себя», - сказал он. 

«Сектантский характер старообрядчества проявляется и в том, что оно не сохраняет единства. Сами старообрядцы разделены на множество «согласий», каждое из которых уверено в своей правоте. При этом в старообрядчестве остается очень незначительная часть народа», - добавил отец Андрей. 

«Какое-то взаимодействие со старообрядцами, конечно, должно быть, и оно осуществляется. В старообрядчестве много хорошего. Это и более строгий образ жизни, и более строгое отношение к нравственности. Из старообрядческой среды вышли и самые заметные русские предприниматели. Другое дело, что старообрядчество не очень охотно идет на откровенный диалог. Старообрядцы как бы замкнуты на самих себя, считая себя истинными хранителями подлинной веры. В чем также проявляется сектантский дух, явно свидетельствующий о том, что ими выбран неправильный путь», - заключил священник. 
 


Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, еще не успел ознакомиться со всем сериалом, но те серии, которые увидел, ему показались вполне интересными. 

«Поднята важная тема, которая до этого в кино не освещалась. По-моему мнению вина за раскол лежит не только на патриархе Никоне, а на всех людях, которые оказались вовлечены в эту проблему. Раскол – это трагедия всей нашей Церкви», - говорит священник. 

«Мне старообрядцы сами по себе интересны, и сегодня наша Церковь протягивает им руку дружбы, но с их стороны нет отклика. Создается такое впечатление, что им важна не сама обрядовость, которая им присуща, а именно противостояние – некий диссидентский дух. То есть многим раскольническая психология ближе, чем истина», - сожалеет отец Димитрий. 

«Мне близки слова Солженицына и я разделяю его мнение. А вот как преодолеть этот раскол – надо решать всем вместе. У нас работает комиссия по делам старообрядных приходов и взаимодействию со старообрядчеством. Есть священник Иоанн Миролюбов, который очень много делает для того, чтобы преодолеть этот раскол и прийти к единоверию», - рассказал он. 



Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, считает, что реформа, которую проводил патриарх Никон, была необходима: «Другое дело, что он сам был довольно жестким человеком». Судя по изученным отзывам и реакции зрителей, отец Георгий считает фильм очень прораскольническим. 

«Россия на тот момент была лидером православного мира, и, беря на себя такие функции, она должна была сблизиться с греческой, Константинопольской Церковью. К тому же в то время к России присоединили Украину, где уже было троеперстие, так как там работали константинопольские миссионеры. И упустить Украину было нельзя. Стране требовалось церковное единство», - напоминает отец Георгий. 

«Да, патриарх Никон провел реформу грубо и недипломатично, не подготовив к этому церковное общество. К примеру, в XIV веке митрополит Киприан тоже проводил крупную реформу, однако он был таким грамотным церковным администратором, что никто не заметил произошедших перемен», - добавляет он. 

«А старообрядцы при Никоне оказались отрезаны от мира православия. Они сохранили традиции, но в глазах мирового православия это схизматики, которые восстали против Церкви. А ведь можно же было найти компромисс. К примеру, были священники, которые выхлопотали у Никона разрешение служить по старым книгам. К тому же не стоит забывать, что когда Церковь бросается в объятия к власти, ничем хорошим это не заканчивается, - а ведь именно это и послужило причиной раскола», - заключил священник. 



Роман Силантьев, исполнительный директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора, фильм посмотреть еще не успел, но очень много о нем наслышан и планирует в ближайшие дни с ним ознакомиться. 

«К старообрядцам я отношусь вполне положительно. И среди них были совершенно разные люди: одни являлись истинными патриотами своей страны, искренне верующим людьми, а были и такие, кто переходил на противоборствующую сторону из каких-то своих соображений», - говорит Силантьев. 

«И сегодня в России старообрядцы – это глубоко порядочные люди, из которых многие активно взаимодействуют с Русской Православной Церковью. А сама Русская Православная Старообрядческая Церковь – одна из традиционных религий нашей страны», - заключил он. 



Лауреат Международной премии имени М. А. Шолохова в области литературы и искусства, хоперский казак Виталий Скляров, посмотрев фильм, осознал, что в жизни всегда новое борется со старым. 

«Тема раскола – очень серьезная, ее много лет обходили стороной. Сегодня все чаще звучит мнение, что Петр I и Алексей Михайлович проводили не совсем правильную политику в этом направлении. Раскол стал первым противостоянием народа церковной и государственной власти. Причем много аналогий можно провести и с современностью: недоверие к власти и ее отстранение от народа актуальны и в наши дни», - считает Виталий Николаевич. 

«Староверы были и остаются мужественными людьми, они всегда поддерживали друг друга, как могли. У нас такой взаимовыручки нет. Они хранят память о предках, сильны традициями. Причем, сохраняют это на протяжении многих лет, даже живя за границей, что не может не вызывать уважения», - сказал Скляров. 



Председатель Союза православных граждан, главный редактор журнала «Православная беседа» Валентин Лебедев считает показ фильма важным и знаменательным событием: «Это редкость, когда кинематограф обращается к истории религии, разъясняет ключевые моменты истории страны, при этом изображая живые характеры и отношения». 

«В целом, несмотря на определенные огрехи в изображении церковной жизни и истории, фильм хороший. И главное в нем то, что мы видим очень целостных русских людей того времени – Патриарх Никон, протопоп Аввакум, царь Алексей Михайлович. К тому же, есть параллели и с сегодняшним днем», - говорит Лебедев. 

«И в то время главным для староверов был не обряд, как часто это преподносят нам. Они не так уж упорны и совсем не похожи на сектантов, которые держатся за форму и старину. Они понимали, что надвигаются реформы с Запада, которые кардинально преобразят Россию, изменят русский дух. А патриарх Никон и царь хотели, чтобы Россия стала центром всего православного мира», - считает Валентин Владимирович. 

«Вот сейчас мы переживаем эпоху модернизации. Да, без нее нельзя развиваться дальше. Но она должна проходить с учетом наших традиций, не растворяя нас в глобализации. И этот фильм заставляет людей, облеченных властью в разных сферах, задуматься над этим. Конечно, необходимо идти вперед, но при этом не отрываясь от традиций своего народа», - подытожил он.

REGIONS.RU