Тема: Смотрим фильм "Раскол", делимся впечатлениями

Мнение дьякона Андрея Кураева: концовка сериала замечательна!

Весь "Раскол" не смотрел. Но концовка сериала замечательна! На фоне вести о кончине юного царя Феодора Алексеевича - его братик Петруша, всерьез марширующий во главе чеканящего шаг кремлевского потешного полка. Из скита - шагом марш на плац... В одной детали - слом эпох...
http://diak-kuraev.livejournal.com/


сегодняшнего дня, то есть с 5 сентября, на телеканале "Культура" будут показывать 20-серийный фильм Николая Досталя "Раскол". ежедневно предполагается показывать по две серии.
Картина рассказывает об одном из самых трагических периодов русской истории — событиях второй половины XVII века, времени церковной реформы патриарха Никона, повлекшей одно из самых значительных церковных и общественных разделений в истории России.
Прошу не оставить фильм без внимания, поделиться впечатлениями
Демидова Елена


Фильм не смотрел и после комментариев Фролова, не собираюсь. Доверяю Кириллу Фролову.
Зачем смотреть раскольничьи фильмы, есть что более важное посмотреть или почитать, чем убивать время
Анатолий195413


Давайте сначала всё-таки посмотрим и составим своё мнение и делиться будем своими  впечатлениями.
Демидова Елена


Смотреть надо обязательно. Есть опасения, конечно, что разочарует, слишком сложная тема взята. Несмотря на прошедшие столетия до сих пор - окрытая рана. Но смотреть надо.
Сергей Ф.


Посмотрел первую серию, вроде бы пока неплохо, но местами-поверхностно-иллюстративно.
Кирилл_


Посмотрел первую серию. Как-то не впечатлило пока. Патетики многовато и самодеятельностью попахивает. Не фреска, скорее все же лубок. Может, дальше интереснее будет... 
А еще складывается ощущение, что авторы и актеры, играя людей 17-го века, остаются в ментальности века нынешнего. Боярин Морозов - эдакий авторитетный дядя, диалоги - практически по понятиям. Алексей Михайлович больше на Алешу Карамазова похож. Советские сериалы сильнее были намного. Вспомните "Россию молодую" или "Юность Петра"!
Надеюсь, что в следующих сериях будет лучше...
Сергей Ф.


Да уж, очередной ширпотреб напичканый штампами и бональщиной. Все как-то однозначно, предсказуемо, притянуто за уши. Почему-то вспомнился Экклесиаст. 

Режисер уже всех осудил, а зрителю просто зачитывают приговор. Думаю, и вывод будет из серии: хотели как лучше, а получилось как всегда, или хороший царь, да плохие бояре. 

Очень сильный акцент на интерьерах и прочей матчасти. По крайней мере пополнили реквицит для будущих шедевров. 

Но и задуматься есть над чем.
Олег Степанов


Актёрская игра на уровне самодеятельности. Может разыграются...
Сергей Анкудинов


Кирилл Фролов:
Смотрю рекламу на "Новостях культуры" раскольничьего фильма. Все в том же духе- как правы раскольники и не права Церковь.
Досталь прямо говорит, что фильм имеет прямое отношение к современности. Под Святейшего "копает"? Не советую!
Анатолий195413


Фролов совсем не авторитет. Он бы лучше собор 1971 года вспомнил.
А сериал стоит посмотреть.
грешный Борис


Композитор - удивительный!
И - Россия как Дорога с монастырями по ней.
От одного до другого - сто вёрст .....
И все живут - от монастыря до монастыря.
Говорят так, что ВЕРЮ. И молятся так же.
Владимир Викторович


И, к сожалению, Москву, снова снимали в Ростове Великом. Прям как Гайдай, Иван Васильевича
иеромонах Геннадий.


да, в Москве снимать негде
Демидова Елена


Вчерашняя серия покоробила! Да, детям точно не смотреть!  Они что там, вообще попутали? Баба раздевается, показывает голые титьки и соблазняет пастуха, затем они переспали.И это оказывается инокиня! Вообще то для монахини это считается тягчайшим грехом!
Нет, все, я больше не буду смотреть!
Это сцена вообще не в тему!
грешный Борис


Да уж, это верно. "Царь" - настоящее кино высочайшего уровня. Нынешний сериал Досталя - поделка ремесленника. Про Махно, кстати, было местами интересно благодаря игре Деревянко. А здесь как-то все наятнуто, играют в целом слабовато. Текст произносят и только. "Правда жизни" типа голого Аввакума или сцены сооблазнения пстуха инокиней вообще непонятно зачем. В 90-е такое было для кассовости (типа эротика). Здесь совершенно неоправдано. Вроде бы фильм о духовных исканиях. Царь Алексей мне совершенно не нравится. Никон вроде бы ничего. Дурачок действительно неплох. Аввакум, кстати, тоже. Но только как-то слишком по Достоевскому. Вообще образ Алексея Карамазова или князя Мышкина так и витает в воздухе. И, конечно, идея сближения русского православия с греческим, исправления обрядов показана как некая блажь узкого круга. А желание сохранить "старину" -как леность и нерадивость. Непоятно, почему же тогда в реальности был такой сумасшедший надрыв, подлдинный раскол.
Сергей Ф.


Вот интересно спросить режиссера. Если бы эти вполне натуралистические эпизоды не были в фильме, это напрочь убило бы весь художественный замысел? И про инокиню верно. Человек с монашеским сознанием просто не может, хотя бы частично не испытывать хотя бы какие-то сомнения перед тем как такой грех-то совершить. А тут сразу, без колебаний, как вокзальная проститутка. Это называется достоверность?
Слонимский_Артем


А вот..как-то...нравится фильм. Да понятно, что снят в более, чем скромном формате и повидимому на скорую руку. И это очень жаль! Ведь такие фигуры, как Никон и Аввакум, такое событие, как раскол достойны гораздо более качественной работы. Приятно то, что актеры (может, конечно для меня) - не замыленные и не очень известные. Неплохие тексты, диалоги. Симпатичны главные герои. В общем, будем смотреть дальше
Милош Веселич


нередко в монастыри ссылали людей, вовсе к иночеству не склонных -  вот и "инокиня Анфиса". или как ее там, сказала, что не по своей воле она в монастыре
Какая-то традиция у нас нездоровая в синематографе -  непременно нужно голых людей в фильме показать  при том, что без этих сцен  фильм -  в частности, обсуждаемый ничего бы не потерял.
Спасибо что не показали блуд в его натуралистических  подробностях
Демидова Елена


без ляпов не обошлось конечно, но при этом сам старообрядческий поп (o-apankratov) отзывается о фильме положительно
Демидова Елена


Не могу слушать диалоги "под старину".Над речью(лексикой,произношением) сейчас никто не работает,оч.жаль  Сюжет малодинамичен, а диалоги не глубоки, поэтому создается впечатление "тягомотины". Сюжет с инокиней не столько вызвал недоумение,сколько просто рассердил.
Не знаю уж, буду смотреть дальше,или брошу.
Софи_


Мне как раз это и импонирует у Н. Досталя. Что достаточно жизненно и просто, а не истерично, как в пьесах и в нынешних российских сериалах про криминал и всякую ерунду. А что слишком похоже на совр. диалоги - так кто его знает, какие были тогда. Псевдостарина типа "рассупонилось солнышко" тоже слишком.
Лунный А.Н.


после просмотра 5 и 6 серий стало понятно, почему фильм сняли с показа по РТР. Всё же "Культуру" смотрит меньшее количество людей
Демидова Елена


Досталь умеет делать кино, этот фильм нормальный, не то дерьмо, что "Царь" называлось. Сценарй написан хорошо. Эротические сцены - это требование продюсеров, на культуре могли бы и резануть. Изображать Никона дураком самодуром - это перебор, хотя результат его деятельности мы знаем. Ну а вообще надо было поинтеллектуальней изобразить патриарха.
Я думаю, что это антифильм  фильму " Царь" Павла Лунгина. Фильм " Царь" ничтоже сумняшись показали в день единства, а этот - скромненько на культуре. Вот Лунгина как режисёра уважаю, но в фильме "Царь" "ветхозаветное" вылезло наружу. 
Александр Скобцов


Да уж очень хорошо стало понятно зрителю, кто здесь хороший, а кто плохой.
Чего стоит хотя бы обличение Патриарха из уст попа Неронова в роскоши убранства палат. А в  сегодня показанных сериях (7-8) роскошью облачения попрекнули, да и не раз
Да и не только это
Демидова Елена


Меня в фильме Морозов смешит, когда ходит офицерским шагом...И что это за обращение: "отче Никон"? И что за "Чиновник" требует доставить царь вместе с "Требником"?..
И постоянно - серьезный дефицит аргументации в спорах!
Лукьян Поворотов


Вот не складывается впечатления,что здесь-характеры.Не сумели ни актеры этого передать, ни режиссер. Вот нарядили их,дали слова,они их озвучили. Мимика,жесты скудные, разговоры пресные. Столько диалогов, а запомнить нечего. А ведь решались серьезные духовные вопросы, вся жизнь перевернулась после этой реформы.
смотреть онлайн пропущенные серии почему-то желания не возникает  
Почему?
Софи_


ну не знаю. Я-то каждого вечера жду с нетерпением. И многое ложится на сердце и запоминается.
Может быть, не в фильме дело, а в зрителях.
Демидова Елена


Хочется понять главную цель сериала. Если распри вспоминаются,
значит это кому-то очень нужно. Неважно, что Ростов выдаётся за Москву, а Кириллов 
за Хутынь, а Крутицы за Смоленск... Главное доказать, что Никон плох, а староверы хороши.
Ну и... последователи Никона ещё хуже Никона.
Двоеперстие / троеперстие, по солнцу / против солнца - так ли это важно для спасения?
Вера Фёдоровна


Как же вылечить рану, если не помнить о ней?
Демидова Елена


Можно врачевать, а можно расковыривать
Вера Фёдоровна


Для начала нужно хотя бы напомнить о ней
p.s.
иногда, чтобы вылечить, приходится и расковырять
Демидова Елена


Неприязнь ведь присутствует, в основном, у староверов к никонианам, а в этом сериале эта неприязнь подогревается, раздувается.
 А для чего?
Вера Фёдоровна


у староверов неприязнь не к людям, а к искажению веры
Демидова Елена


Они упорствуют по-пустякам. Двоеперстия у апостолов не было. Креститься начинали одним пальцем. Разве сложение перстов искажает веру? Произношение - Никола или Николае искажает веру? Длительные службы и молитвословия по монашескому чину 
не подходят мирянину. Что же мешает врачеванию?
Вера Фёдоровна


В вере нету мелочей, служба - примерно 4 часа, вполне посильно, если не просто стоять, а молиться
Демидова Елена


Ну к стати на диспутах со староверами отец Даниил достаточно убедительно говорил о различиях не только в обрядовасти, на чём его оппоненты настаивали.
Алексей сын Николая


Мне кажется нельзя фильм, сделанный для массовой аудитории анализировать так глубоко. С высоты (скорее с "низоты") сегодняшнего дня уже неважно - сколькими пальцами креститься, в какую сторону крестным ходом ходить. Миллионам сегодняшних зрителей до тех персонажей - как от земли до неба. Нам бы до церкви в праздник дойти, уже хорошо. Главное, что я увидел в фильме - чувство богоприсутствия у каждого человека. Бог посреди нас. У них Бог в кажом их деянии, а наши современники вспоминают лишь по большим праздникам. Вот та пропасть, которую показывает фильм. Если общество так серьезно раскололось по поводу количества пальцев, значит в главном вопросе - разногласия не было! После просмотра фильма хочется бежать в церковь, восполнить все пропущенные службы. Хочется правило начать полностью читать. Хочется ощутить искренность любви к богу. Такую же, как у этих персонажей. А не получается. Заржавели эти члены, которые за искренность отвечают. Я представляю, как сегодня по культуре в 23-00 будут критиковать фильм за всякие неточности! Как критиковали Остров. Мол не ту молитву (Да воскреснет Бог..) Мамонов перед изгнанием беса прочел! Давайте сердцем смотреть, а не разумом.
Алексей 4265


Хотелось бы узнать что теперь мешает нашему Евхаристическому общению? Противниками в данном случае являются староверы. Резкие действия царя и Никона осуждены. В РПЦ некоторые священники и диаконы крестятся двумя перстами, земные поклоны на молитве Ефрема Сирина творятся...Почему они стремятся к обособленности, граничащей с сектантством?
Вера Фёдоровна


1.Когда  кем осуждены? 
2. Земных поклонов гораздо больше
3. Двумя перстами крестятся все
4. Но дело даже не в этом
Староверы не стремятся к сектантству, они стремятся ко спасению для жизни вечной и  свято хранят православную веру; принимают к себе мирян и священников из РПЦ.
Для чего им объединение с РПЦ как организацией? Не нахожу ответа на вопрос.
Демидова Елена


Мне и моей маме не понравилось. Я посмотрел первую серию, вторую обрывками, может иногда буду заглядовать.
Отец не стал смотреть полностью первую серию.
В частности, мне не понравилось, что герои говорят не как живые люди , а как читающие специально написанный для них текст не делая шага влево-вправо.
Какая то утрированная театральность, не то что ряженные, а в словах, кстати об одежде у родного человека тоже сложилось впечатление театральности и деланности, я так сразу не заметил, но согласиться можно.
Не могут так люди говорить. Они там не роботы запрограммированные на тот век.
Одно только понравилось: Юродивый сказал типа: Одень мои лапоточки, бечь легче будет!
Никита_


А по мне хороший фильм, но жутко не политкоректный. Скорее всего было ещё пожёще.
Александр Скобцов


Мож, конечно, создатели фильма вообще этого в виду не имели, но! Но я скажу))
герои говорят не как живые люди , а как читающие специально написанный для них текст не делая шага влево-вправо
А мне кажется - это специально. Чтобы соблюсти дух. Это как молитва в церкви: довольно монотонно для непосвященного. Тема болезненная - каждый должен попытаться понять, что было тогда, и что мы имеем сегодня. И авторы - ни на чьей стороне. Это -попытка объяснить трагедию... И что дело не в двуперстии, а в нас, в людях, в наших страданиях (страстях).
Честно говоря, женские образы нравятся)))) Многообразно и истинно)))))))))))))
Татьяна Белокурова


Юродивый хорошо получился, конечно.
А мне очень понравилось, как поп Иван Неронов сказал :"Плетью души моей не достать!"
Демидова Елена


9 сентября вечером на телеканале "культура" была передача о сериале "Раскол". Там обсуждают гости программы, среди которых архимандрит Тихон Шевкунов и по ходу, может я ошибаюсь, старообрядец, сценарист/
Никита_


Полностью согласен с обсуждавшими фильм, вообщем-то восхищение удавшимся фильмом.
Александр Скобцов


как я написал, я перестал смотреть. Так там показывается, что Никон — не хороший?
Кстати, архимандриту Тихону Шевкунову фильм понравился, он поставил 5.
Никита_


Я слышал интервью у старообрядца служителя ( у них по моему нет апостольского преемства) ,мне не понравилось его тон и слова в поминании Русской Православной Церкви МП.
Мне интересно со времен раскола у них есть святые и монастыри?
Никита_


Сейчас звонил в прямой эфир на радио "Радонеж" задовал поросы отцу Дмитрию Смирнову и отцу Александру в том числе и о старообрядцах. Он сказал, что у них поврежденно учение о Церкви. Нет апостольского преемства.

http://www.radonezh.ru/radio/10-09-2011.html      
Архив передач за 10 сентября 2011   21:00 - 22:00 Эфир радио "Радонеж"
Никита_


У старообрядцев другое мнение об этом.
Демидова Елена


всегда будут люди, для которых буква важнее Духа
Ксения 68


...... которые готовы "за единый аз" на казнь идти?
Владимир Викторович


Для которых греческая буква важнее  Духа  и всего остального
Демидова Елена


С таким мнением, у них есть свои монастыри? Свои святые после раскола? Свои, простите, прозорливые старцы и прочие духовные явления свойственные нашему православию, православию во всем мире? 
Отец Дмитрий Смирнов отвечая мне на вопрос сказал, что они кончено христиане, но мы не можем признать, что они носители истинной веры, глубокое заблуждение говорить, что у нас одна с ними вера. У них повреждено учение о Церкви, и  они ушли из Православной Церкви. И дело больше не в обряде,  а в тех руководителях старообрядцев , которым народ поверил больше, чем всей остальной Церкви, а время тогда было - разброд умов.  Сам Святейший Патриарх Никон оставил патриарший престол из-за несогласия с царем. К преследованиям, вопреки словам журналиста Невзорова (), и того что старообрядцы нас называют Никониане, к преследованиям Никон причастен меньше всего, это гос. власть. 
Вообщем, кто хочет, может послушать по ссылке выше. 
Я думаю, то что сейчас между самими старообрядцами нет согласия , разделения — тоже нам говорит о кое-чем.
В Евангелии от Марка сказано: «Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот» (Библия, Новый Завет, Евангелие от Марка, гл. 3, ст. 24—25
Никита_


1. У них есть свои монастыри и свои святые после раскола
2. о. Дмитрий Смирнов, должно быть, не знаком с соборным решением РПЦ 1971г., согласно которому старообрядцы исповедуют спасительную православную веру, а обряды их -  равночестны обрядам РПЦ. 
3. Старообрядцев враг разметал по всему миру, но они по-прежнему в вере тверды, хотя сейчас другое время и "разброда умов" у них не наблюдается.
Из тех, кого называют старообрядцами, в храме все,  православных (никониан) -  в храмах РПЦ всего 3%  из 69% тех, кто так себя назвал.
Так у кого разброд умов?
Демидова Елена


Примитивный подход может быть, но вот о Преподобном Амвросии Оптинском, старцах оптинских, Святом Иоанне Кронштадском, Святой Матроне московской , преподобном Серафиме Саровском и прочих наших святых люди слышали, знают, от части потому что лично получали помощь от них, вразумления, письменные наставления на все временна.Святые, которые не только служили Богу, но во славу Бога помогали людям, прославив Бога и себя невольно сделав известными, конечно не без Воли Бога.
 О святых старообрядцев после раскола я такого не слышал. 
Хуже, лучше — глупо говорить, просто есть факт.
Не знаю, есть ли у них в наше время старцы подобные архиандриту Иоанну Крестьянкину, старец Николай (Гурьянов), протоиерей с острова Залита, старцам Оптинским, афонским старцам, валаамским старцам? Такого же высокого духовного уровня.
Вы еще позвоните отцу Дмитрию Смирнову в эфир на Радонеж в субботу в 21-00 или на телеканал "Союз" и поучите батюшку, поучите. 
Отец Дмитрий Смирнов должно быть знаком с этой темой лучше нас. С соборным решением тем паче. Он говорит же, что они Христиане, но у них поврежденно учение о Церкви, это же понятно, по этому мы не можем признать их носителями истинной веры общей с нами. Вот например некоторые старообрядцы топили рожденных дитей, по соображениям, что нет Церкви, себя сжигали, чтобы к антихристу не попасть, об этом по ссылке ниже, но это часть общего:
http://www.youtube.com/watch?v=_ccAJMZcb9s
    -- там об этом говорится. "Что такое фанатизм?"
Видимо так и есть: сначала враг их расколол от истиной Церкви, а теперь делит и мечет по миру. Господь попускает. Разброд умов , отец Дмитрий имел видимо в виду в стране и в государстве в частности, что повлияло на этих людей,можно еще послушать, чтобы проверить.
Насколько я знаю православных, не Аввакумовцев, в стране около 80%.
По поводу того, что кого сколько в храмах я точно не знаю, но действительно православные не все ходят, хотя людей в храмах много, особенно по выходным и количество приростает. Старообрядце все вхраме, потому что это все таки специфическое направление и если человек им интересуется, то подходит ответстенно , он и в храм ходить будет, хотя думаю не все старообрядцы ходят, 60-72,5 % ходят в храм, меньше-больше, думаю так.
Что стойки в вере, это не удивляет, если бы не было "разброда умов", то пришли бы к единству, но они как написали вы "стойки".
Попробую узнать, если у них нет апостольского приемства, то о какой исповеди, каком Причастии, Священстве может идти речь? И других Таинствах? Направил этот вопрос в Псково-Печерский монастырь. 
Вы старообрядец?
Никита_


После того, что пережил наш народ  - революцию, войну, перестройку и т.п. -что по-Вашему мешает евхаристическому общению? с Зарубежной церковью
 восстановили, а со старобрядцами какие непреодолимые препятствия?
Вера Фёдоровна


Я не специалист, но мне кажется, что мы идем на встречу, а с ними тяжело . Можете послушать по ссылке выше, там отец Дмитрий говорит о реальности возможности воссоединения, на сколько это реально
Никита_


Цитата: 
 О святых старообрядцев после раскола я такого не слышал. 
Хуже, лучше — глупо говорить, просто есть факт.

факт только в том, что Вы -  не слышали. Если Вы о чем-то не слышали. это еще не означает, что этого нет

Отец Дмитрий Смирнов должно быть знаком с этой темой лучше нас. С соборным решением тем паче. 

если знаком с соборным решением  -  тем хуже. Значит, сознательно говорит неправду. Давайте лучше думать. что незнаком.

Видимо так и есть: сначала враг их расколол от истиной Церкви, а теперь делит и мечет по миру.

Враг расколол Церковь и разделил православных христиан, разметал их по миру. Так точнее

Насколько я знаю православных , не Аввакумовцев, в стране около 80%.

"Не Аввакумовцы" - это кто? А кто -  "Аввакумовцы"  Выражайтесь-ка яснее. 
Если "Аввакумовцаи" Вы называете православных христиан,   официально именуемых старообрядцами, то это название некорректно. Кроме протопопа Аввакума, у старообрядцев много других святых. мучеников в том числе. Есть, например, святая мученица Феодосия Морозова, уморенная никонианами голодом  -  и что же. кто-то будет называть старообрядцев "Морозовцами"?  Этак и запутаться недолго, называйте уж старообрядцами -  Вас все поймут.

80% -  это раздутые цифры, точнее -  ложь

старообрядцев есть апостольское преемство. Разумеется. никонианское попы этого не подтвердят -  им удобнее повторять, что его нет. Они, как видим. даже соборное решение РПЦ замалчивают (надеюсь. что по незнанию) -  чего ж Вы хотите от них...
Демидова Елена


Цитата: 
После того, что пережил наш народ  - революцию, войну, перестройку и т.п. -что по-Вашему мешает евхаристическому общению? с Зарубежной церковью
 восстановили, а со старобрядцами какие непреодолимые препятствия?

Непреодолимое препятствие в искажениях, которые появились в результате реформы Никона. Будет в РПЦ всё как до реформы -  и не будет препятствий
Демидова Елена


"Радонеж" рекомендую, лучше кушать это, чем сидеть "голодной"  и смотреть "раскол"
Подозревать честнейшего батюшку во лжи, говорит больше о том кто это делает, чем об этом батюшке. Его вообще можно назвать индекатором. Как можно считать не поврежденной веру, в которой некоторые топят детей по причине того, что по их мнению нет Церкви? Если бы они соглашались сами с тем, что у них есть апостольское преемство, то и не топили бы никого сами имея Церковь. Вообщем, я об апостольском преемстве упоминул в письме в Псково-Печерский монастырь с вопросом о Таинствах и святых старообрядцев, если вы не доверяете одному батюшке послушаем монахов, если я не правильно упомянул об отсутствии преемства, меня поправят.

Почему то нас называют всех Никониане (я не против этого, вы вроде то же никонианка), при большом количестве мучеников и святых, при том, что Святейший Патриарх Никон меньше всего причастен к приследованиям на старообрядцев. 
Раздутые цифры о клоличестве православных или не , какое это отношение имеет к личной духовной жизни? 
Путин говорил, что православных около 130 млн. из 140 млн. общего числа. Он то же "будем думать не знаком?"
Насчет апостольского приемства, думую подтвердят работы специалистов не священиков, на основе которых священики 
(как вы снисходительно называете "никониане попы " ) говорят это. Не придумали же они это. Католики о чем говорят? Работали над этим специалисты.
Староверы беспоповцы тоже признают апостольское приемство? Опять таки зачем некоторые из старообрядцев детей топили за отсутствием Церкви, они тоже признавали апостольское приемство?
Кто что замалчивает, я не понял, звонить опять и спрашивать на радио о замалчивании чего то у меня рот не откроется
Никита_


1. В интернете поищите информацию -  и обрящете. Она не засекречена.
2. Я наоборот о.Димитрия пытаюсь оправдать, объяснить его неточную информацию -  незнанием. а не попыткой обмануть. Вы читайте внимательно.
3. Я не "голодаю". Дело в том, что мне не всё равно что кушать -  не хотелось бы получить отравление
4. Никонианами я называю не только попов. Но и мирян РПЦ. И не "снисходительно", а для точности
5. Беспоповцы молятся Богу без попов. Бывает и в РПСЦ переходят. 
6. Епископа сначала не было, потом появился и была восстановлена иерархия. Наверное, и об этом не знали на радио "Радонеж"
7. Выполнять Ваши указания и звонить на ваше радио я не собираюсь. Пусть говорят что им угодно.
я уже поясняла Вам -  Православная Церковь -  это Церковь, официально именуемая старообрядческой. Может быть. Вы это моё пояснение не увидели.

Название "старообрядцы" на самом деле вынужденное. Правильно было бы РПЦ именовать новообрядцами.
Демидова Елена


скажите, почитают ли староверы святых - Ксению Петербургскую, Серафима Саровского, Иоанна Кронштадского, Матрону Московскую и других, прославленных после раскола?
Такого свидетельства со стороны старообрядовских святых я опять таки не слышал. Кто слышал о явлении такой силы Божией?
Вера Фёдоровна


Нет. Как и РПЦ не почитает святых, проставленных  у старообрядцев
Вы много чего не слышали. Это не означает, что этого нет
Демидова Елена


В Саратовском крае, как известно, были Черемшанские монастыри, где в конце 19-го века настоятелем был архимандрит Серапион, которого многие староверы почитали и до сих пор почитают святым. Так вот местные никониане уже лет десять говорят, что это их святой и даже в 2004 году подавали на собор МП прошение о канонизации от имени Саратовской епархии МП. Понятно, что в Чистом переулке им отказали, но сам факт интересен. 
Такая же ситуация сложилась и с могилами иконов на Весёлых Горах под Верхним Тагилом, которые упокоились в конце 18 - нач. 19-го веков и почитались нашими и часовенными в качестве святых. И наши, и часовенные вплоть до советского времени устраивали на могилы крестные ходы. Часовенные делали это даже в 30-е годы. В 40-е - 70-е не ходили, а вот с конце 80-х восстановили традицию крестных ходов. 
Так вот местные никониане, не смотря на явно-антисароверскую позицию местного епископа Викентия Мозыря, почитают староверских иноков и даже бывают устраивают службы на их могилах, "землицу" берут"... 
Часовенная инокиня Платонида, на могиле которой под Ревдой (на пути в Нижние Серги) бьёт целебный источник также усиленно осваивается никонианами, причём сам факт староверского происхождения оной замалчивается.
Козма


Цитата: Никита_ 
1)В интернете пишут все кто хочет, в частности я и что дальше? Где народное почитание, известность?
2) Отец Дмитрий умнейший человек. То что он сказал, что вера их не истиная, не знаю как совмещается, противоречит решению Собора. Вы сами подумайте, детишек топить из-за отсутствия Церкви, это что такое, признак чего. У католиков вера то тоже искаженная не наша и что это означает? Но у католиков есть апостольское преемство, в отличие от старообрядцев
3) Отравиться словами лучших пастырей России, это какое "пищиварение" надо иметь? 
4) Я что то не понимаю, вы сами никонианка? Просто странно назыавать братьев и сестер по вере - никониане. Ииили вы просто в этом разделе так пишите?
5)Ходють и ходють.  Беспоповцы это же старообрядцы. Почему же их братья поповцы не поделятся с ними "преемством от апостолов", мнимым?
6) Простите. их анафеме не предовали? Насчет отсутствия преемства я слышал и вдругом месте. Еще посмотрим, что из монастыря ответят
7) Вам того же.В рамках приличия  Лучше позвонить узнать, чем сидеть подозревать. Повторюсь, убежден слова отсцаДмитрия не противоречат церковной истории , не тот это челоек,говорить что хочет. Можно написать вопрос на сайт //blagodrevo.ru/questionss.html там указать в конце или в начале вопроса на тв, или на радио.

1. Почитают верующие, а не "народ". Это две большие разницы  
2. Умнейшие люди тоже ошибаются хотя бы иногда
3. Да-с можно "отравиться" и словами. Слова могут причинить вред -  вот о чем речь.
4. На мою личность мы переходить не будем. А слово "никониане" отнюдь не бранное.
5. Преемство от апостолов не мнимое. О том, что беспоповцы могут перейти в РПСЦ, я уже написала, читайте внимательно
6. В другом месте были не в теме.  И совсем не интересно что ответят из монастыря.
7.  И не так уж интересно, по какой причине о.Димитрий дает слушателям неправильную информацию. Для Вас это важно -  Вы и звоните
Демидова Елена


1) Я имел в виду верующий народ.
2) В чем именно он ошибается?
3) Вред от слов лучших, опытнейших священиков? Какой вред?
4) Как угодно, просто странно православный человек все время говорит "никониане"
5) Что они считают, что не мнимое, это не о чем не говорит. Виссарион себя христом считает. А над этой темой работали, наверника специалисты.
6) Типа, "мы умнее"?
7) Отец Дмитрий дает правильную информацию, у меня кнему есть доверие, потом опять таки над этой темой работали специалисты. И не злодеи у нас Епископы. Просто так никто не будет говорить таких вещей. Вот опять таки католики- у них есть преемство, а ведь можно бы было следуя ваше длогике и их забраковать. Подозреваете, Вы и звоните   я не подозреваю. мне это не надо
Никита_


1. Понятно, спасибо.
2. Об этом уже написано. Впрочем, см.п.7
3. Неверная информация ведет к неверным выводам и жизненным ошибкам.
4. Это чтобы лучше отличать старообрядцев от новообрядцев
5. Что о. Димитрий считает, что мнимое -  вот это и не говорит ни о чем. Преемство не мнимое  -  объективно.
6. Там просто не знают как на самом деле. Это не показатель слабого ума, это незнание. Даже очень умный человек может чего-то не знать
7. Вот и о. Димитрий не знает о восстановлении иерархии в старообрядцев в середине 19 века и не знает о постановлении Московского собора 1971г.
Демидова Елена


Я не против мнения священства, я против искажения информации. 
Священники РПЦ могут думать что угодно, но иерархия-то всё равно восстановлена -  во всяким случае, в РПСЦ (белокриницкое согласие)
Демидова Елена


Кстати, в соборном решении 1971 года говорится о равночестности обрядов. О Таинствах не говорится. Обряд ни есть Таинство
Никита_


Так для восстановления иерархии в РПСЦ никакого решения РПЦ и не требуется
Демидова Елена


Очень похоже, что м. Амвросий был запрещен при переходе к старообрядцам, что уже говорит о его рукоположениях.
Никита_


Кем он был запрещен, уточните, прежде чем делать выводы и их публиковать.
Демидова Елена


Странно как-то пошла дискуссия. Заявлялось обсуждение фильма, а идет уже спор о вере. В принципе понятно, поскольку фильм невысокого качества, крайне однобокий (Никон - узурпатор и самодур, старообрядцы - святые). Раскол - явление трагическое, до сих пор рана болит. Но давайте не скатываться до хулы на РПЦ. Если отбросить все наносное, то последняя духовная опора русского народа - это Русская Православная Церковь. И негоже искать оправдания раскольникам и предалагать нашей церкви "прогнуться" и отменить реформы Никона. Соборное решение было принято, а соборное решение - воля Божья. Высокими моральными качествами и террористы-народовольцы обладали, и многие их последователи. Может, и их преступления оправдывать будем? Убийство царя, например? Можно и нужно сожалеть о расколе и потерянных нами раскольниках, но это они, а не мы, никониане, от русской церкви отошли. И сама идея единения православных церквей, которую Никон защищал, в чем ущербна? 
Очень хотелось бы уже мнение отца Андрея прочитать, а то как-то не туда дискуссия о фильме повернула.
Сергей Ф.


Соборное решение можно отменить другим соборным решением -  было бы желание.
Отменили же соборным решением 1971г. все клятвы на старую веру и двуперстие,  наложенные в 17 веке
Демидова Елена


Начал смотреть. Поют конечно замечательно. А вот снобистское швыряние подушечки для удара головой при земном поклоне это отсебятина, или обязательное условие? 
Алексей сын Николая


Это не подушечки, это подручники. Больше они походят на маленькие стеганые одеяльца. При земном поклоне подручника касаются руками и головой. И при чем тут снобизм? Так все молились до реформы Никона. У старообрядцев и сейчас подручники.
Демидова Елена


Это цитата взята взята с айта Псково-Печерского монастыря:
http://www.pskovo-pechersky-monastery.ru/russian/qp/church/!qp/480/

Из приведенного текста видно, что не реформа Никона так встревожила «староверов», а их неверная духовная ориентация и ожидания «законников», подобные тем ожиданиям, которыми жили книжники и фарисеи во времена Христа. Ожидая Мессию, как земного царя, они не узнали во Христе Царя Небесного. Так и наши старообрядцы не узнали живого Христа в новых условиях жизни Церкви и государства, ушли в раскол и остались без священства, без Церкви, без благодатных Таинств и, следовательно, без Христа. И до сих пор упорствуют в своем гордостном «апокалиптическом» отъединении, несмотря на братский призыв святого Православия.
Мы предлагаем Вам взглянуть на плоды, которые до сих пор приносят обе ветви Православия нашей Церкви, ибо сказано: «По плодам их узнаете их» (Мф. 7, 16). «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Галат. 5, 22-23), т. е. истинным плодом веры является святость. И если сравнить теперь по этому критерию обе ветви некогда единой Православной Церкви, то тут же обнаружится поразительная скудость старообрядчества и преизобильное богатство святости Церкви прп. Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского и сонма мучеников и исповедников Российских.
Надеемся, Вам хорошо известно, что все меры Русской Православной Церкви по примирению со Старообрядческой Церковью были отвергнуты старообрядческим руководством, и раскол продолжается. По этой причине старообрядцы не вправе участвовать в богослужении и Таинствах Православной Церкви

а при чем тут Псково-Печерский монастырь?
Демидова Елена


При том, что эта обитель хранительница старчества и свтятости, духовной традиции, в которой служат знающие люди духовные чада старцев этой обители, которых я надеюсь вы знаете, а  не просо проходящие форумчане kuraev.ru, или раскольники. Кстати, на вряд ли у раскольников есть такой "плод" (монастырь) духовной жизни. 
Вы упорно стоите на своем, не взирая на слова наших  пастырей.
Никита_


независимо от того, что напишут на сайте монастыря, фактические обстоятельства не изменятся. Никуда не денется апостольское преемство в РПСЦ и РПЦ свое соборное решение 1971 года  останется в силе
Демидова Елена


м качестве фильма - это мое личное мнение, разумеется, спорное, поскольку бесспорным может быть только Писание. Поясню свое мнение:
1) Игра большинства актеров на уровне провинциальных театров (причем, не всех, а наиболее отсталых).
2) Диалоги произносятся, а не играются, чувства нет, искренней веры в свою правоту.
3) Отсутствует погружение в эпоху. Костюмы есть, интерьеры (иногда) есть, а духа нет. Такое ощущение, что персонажи - депутаты ГД, чиновники департаментов, братки в авторитете и т.п. В этом плане "Царь" на порядок достовернее смотрится.
4) Сценарий построен под старообрядцев. Опять проклятая власть и "страдальцы" (за веру, за народ, за права человека - нужное подчеркнуть). Истинная трагедия русского общества опять подменяется схемой общество-власть. А власть тогда еще не была в отрыве, это уже после Петра началось.
Сергей Ф.


В целом у меня есть ощущение, что фильм несколько "сыроват". Получился такой быстрый набросок,  а хотелось бы увидеть результат более тщательной работы. Но набросок хорош.
Демидова Елена


Я согласен с Вами о том , что апостольское преемство никуда не денется, потому что его там просто нет.
В монастыре об этом знают не хуже нашего, чай не невежы
Меня удивляет больше тот факт, что наверняка не знакомые между собой люди, причем некоторые очень не простые говорят об одном и том же. И это надо считать, что они все не знающие и не образованные?
И его точку зрения поддерживают другие """простые""" батюшки без договоренности и видимого общего знакомства. Это мнение нашей Церкви.
Московская Духовная Академия и Семинария , Семинарии , Академии по России и зарубежью — очень крепкие, сильные образовательные места, о которых старообрядцам и не снилось.
С кем сдесь спорить и кому? Разве только раскольникам и тем про кого в басни говорится:
"Ай,  Моська !  знать,  она   сильна ,
   Что лает на Слона!"
Никита_


Они ошибаются. У них общий источник неправильной информации. Наличие апостольского преемства в РПСЦ -  это факт, а не один "упертый человек". Смешно даже наблюдать, как Вы пытаетесь опровергнуть факт чьим-то "мнением".
Вот, Вашему вниманию информация о митрополите Амвросии с православного сайта,  который не является старообрядческим и вовсе не контролируется никакими  церковными организациям
http://drevo-info.ru/articles/1226.html
Не бегайте от знаний, а ищите их и обрящете.
Даже у самого умного священника голова -  точно не компьютер. Ни один человек не может знать всё. Не так ли? И то обстоятельство, что тому или иному священнику не известны исторические факты, его никак не порочит.
Не знать -  не стыдно.
Стыдно упорствовать в своем незнании и с позиций незнания пытаться оспаривать достоверно известные факты

сегодня в 21.30  -  продолжение фильма, 11 и 12 серии
Демидова Елена


Непонятно, почему "нашла коса на камень" .....
И причины, конечно же, скрыты глубже, чем это Кураев прописал.
А греки - УМНЫЕ !!!!
Владимир Викторович


На Страшнем Судищи уровень интеллекта небось не будут измерять
Для одних важна вера, а для других -  власть любой ценой. Что ж тут непонятного?
Демидова Елена


Слишком просто ... у Кураева упрощение, такое, что "конфликт" тривиален …
Владимир Викторович


Уж какой был. Да и сейчас не преодолён. И сейчас одним важна вера, а другим -  власть.
Демидова Елена


Не того калибра был Аввакум!
Владимир Викторович


Святой мученик -  какого еще надобно Вам калибра
Демидова Елена


А по мне - Аввакум был человек Нового времени. Для него "Я" значило слишком много.
Так много, что он "Житие ..." написал. Для Средних веков это было неслыханной дерзостью - своё житие писать!
Владимир Викторович


Было что писать и очень хорошо что написал 
Мне вот написать было бы нечего, совсем моя жизнь на житие не тянет
Демидова Елена


Был запрещен или не был запрещен митрополит Амвросий, я не знаю пока точно, но он ушел к раскольникам и осталось ли у него право рукополагать, не воля, а благодать, объективно? Потому что раскол – смертный тяжелый грех, разрывание Церкви Тела Христова, и как Господь может благословить рукоположение раскольников Вселенской Церкви? - Никак. В приведенных ниже цитатах священномученик Илларион Троицкий говорит, что одна Церковь обладает всеми Дарами Святого Духа и кто выходит из неё, например, в раскол теряет причастие к Благодати Божией, в частности, кто уходит в раскол. Если у митрополита Амвросия и было какое то свое мнение, то это мало значит, потому что я думаю, что источник Благодати – Бог. Богу расколы в Его Теле не приятны. Поощрять он их не будет. Господь на расколы смотрит иначе и не даёт священства, потому что это бы было поощрением раскольникам. — я так думаю основываясь на словах Святого.
В этом вопросе я предпочитаю тоже стоять рядом со священномучеником Илларионом, мощи которого покоятся в Сретенском монастыре. 
Никита_


Только осталось определить, кто в 17 веке сохранил веру, а кто ушел в раскол... Какой бы ярлык потом не навесили...
ЗояР.Б.


РПЦ сняло анафему с Ревнителей Древлего Благочестия.
Введя в обиход единоверие, признало равность старо- и новообрядов.
То бишь не считает старообрядцев раскольниками, как верит ув. Никита
ЗояР.Б.


В конце беседы о. Леонтий сказал, что этого снятия проклятия со стороны РПЦ им мало.
Что именно он имел в виду? Переправить все книги в РПЦ только на старый обряд или что-то связанное с властью в иерархии земной церкви?
Александр Скобцов


Я вот не специалист, но выше (не последнее сообщение, а раньше написанно), что человек уходящий из Церкви лишается причастия к Благодати Божией.
Никита_


Исторический факт перехода в 1846 году митрополита Амвросия к старообрядцам. после чего последовало  восстановление иерархии Вы, как вижу, не отрицаете
Демидова Елена


Один епископ, не может рукоположить другого епископа, минимум, для рукоположения в сан архиерея, нужно два епископа.
иеромонах Геннадий.


“Аще три епископа не обрящутся, достойно есть при двою и при едином избранию быти на епископство” - Кормчая Патр. Иосифа. Гл. 42 Юстиниана царя, лист. 302 на об. 
Демидова Елена


Подпишусь на тему.
Василий Великий: «Христианство характеризуется не личностями, а верой».
Анастасия Д.


Голубинский Е.Е. К нашей полемике со старообрядцами
http://www.sedmitza.ru/text/805144.html
Очень подробно разобраны все расхождения со старообрядцами.
Petrovitch


Фильм хорош не тем, что возносит одних и низводит других, а в том, что впервые в нашем кинематографе затрагивает эту болезненную тему. Получился не лубок, а очень живая картина, доходчиво передающая, как жили наши предки в 17 веке. И если отвлечься от игры актеров и оценок режиссерских решений, то фильм интересен именно тем, что погружает и растворяет непредвзятого зрителя в атмосфере эпохи. И не надо пытаться судить людей средневековья с колокольни современного обывателя, а тем более осуждать таких духовных исполинов своего времени, как Аввакум и Никон, все равно узкие рамки современного мышления не позволят этого сделать. Удивляет другое, как у Досталя и его команды хватило такта и выдержки не скатиться до низкопробного и дешевого уровня сериала Эшпая об Иоанне Грозном, снятого в откровенно русофобском духе. Видимо цели у этого телевизионного проекта другие. Об этом и хотелось бы услышать компетентное мнение.
Югович


Батюшка Дмитрий мне прямо сказал, что снятие клятв с обряда, которое вроде состоялось еще раньше как я понял (не важно), можно служить по старопечатным книгам,живет и действует у нас Единоверческая Церковь больше ста лет, но вообщем снятие клятв не решает вопросы  у них с экклезиологией. Исторические пути разошлись, они ушли из Православной Церкви. Мы с надеждой ждём, что когда-нибудь воссоеденимся... они люди, искренне любящие Христа Бога нашего... но вот с учением о Церкви большая проблема
«В старообрядческой среде существует дискуссия о чине приема «никонианцев» в старообрядческую церковь, но пока бывшие «никониане» принимаются через миропомазание и покаяние, — объясняет отец Иоанн Миролюбов. — При этом наше апостольское преемство старообрядцы признают, ведь в течение двухсот лет они не могли рукополагать священников сами, и поэтому принимали «никонианских» в сущем сане. Русская Православная Церковь, наоборот не признает апостольского преемства за старообрядческой иерархией, по крайней мере, за митрополией т.н. «Белокриницкого согласия», что справедливо: перешедший к старообрядцам Сараевский епископ для восстановления «иерархии» рукоположил еще двоих епископов в одиночку, что совершенно неканонично (епископа рукополагает не менее двух епископов). Если их священники переходят к нам, мы их рукополагаем заново. В плане же этикета, при личных встречах, или в переписке, мы обращаемся к старообрядцам в соответствии с их достоинством в старообрядческой иерархии: к епископам, как к епископам, к священникам, как к священникам. Это не меняет нашего к ним отношения».
Никита_


Тут лжа написана:
1.Когда в 19в. хотели соединиться со старокатоликами, единоличную хиротонию приемлили, могу статью синодального профессора на этот счет привести.
2.По решениям собора 1971г. старообрядцев поповцев может в нужных случаях исповедывать и причащать клирик РПЦ без миропомазания и покаяния в расколе!
3.Латыны принимают старообрядческих священников в сущем сане, а РПЦ латынских, через латын хиротония приемлется
Козма


Из-за того, что фильм серьёзный и злободневный, а ёще и про "русских" его и не показывают по центральным каналам, уж больно нелицеприятные вещи в нём высказывают. Ну ещё раз повторю, фильм анти "Царь" Лунгинский.
Александр Скобцов


Фильм произвел очень сильное впечатление. Раскол - это начало гражданской войны в России, которая то тлея, то разгораясь, продолжается до сих пор. В 1917 годе виноваты не большевики, а А.М. Романов и беспринципные церковные служители, которые положили начало бесславного конца монархии. И когда говорят о гонениях большевиков на церковь, и о том, что народ отвернулся от церкви, надо обратиться взором на эти времена и подумать: "Что посеешь, то и пожнешь!"
Yurik62


Мне вот думается, что не в попах и царях вина, а народ наш такой широкий. В разнос несёт периодически. В определённый момент, что-то случается и начинает сам себя уничтожать.
Есть просто сходство некоторое между критическими временами в истории, между расколом и 17 годом, да и между 91.И дело не в формальном сходстве, а в самом устроении и движении души.
Александр Скобцов


Жалко, что я его пропустила. Случайно уловила пару серий в конце.
Понравилось.
Но даже того, что я успела увидеть, хватило на целый пук самых разных мыслей...
Елизавета Бам


20 серийный, рекламный ролик, под названием «Раскол». Цель которого - показать, какой святой протопоп Аввакум, и какой негодяй Патриарх Никон.
Теперь о черном пиаре в фильме Раскол. Исторически известный факт, что к Никону приходили люди со всех концов России, как к заступнику перед Царем, а так же то, что Никон был подвижником в молитве, и одним из самых образованных людей своего времени. Так же известно, что обвинителем в суде над Патриархом, был Паиссий Лигарид, тайный агент Рима, под личиной православного митрополита. Скрыть эти факты его биографии, ну никак не возможно, но можно их сделать пустыми и никчемными; благое - ничтожным, а подлость - справедливостью. 

Первая серия; сцена с Никоном, который загнал лошадь до смерти, причем бессмысленно, спокойно перешагивает через труп и как ни в чем не бывало, идет дальше. После этой сцены, его якобы усердные молитвы в храме и прошение к царю о заступничестве за вдовицу, выглядят просто фарсом.  Дальше по фильму он показывается филокатоликом, любящим латинскую ересь и греков, «отступников» от истинного благочестия. В сухом остатке, мы имеем «монстр, который загнал Святую Русь и перешагнул через нее, натура у него была такая». Мало видно, его со времен Петра I, очерняли, в оправдание отмены патриаршества, добить надо.

Совсем другое дело Аввакум. Простовато и незатейливо, передается message, что он борец с ересями, аки Николай Угодник, который Арию дал пощечину. «Был бы я там», - говорит Аввакум, - «дал бы по другой щеке». А какой русский не любит Николая Угодника, и не знает об этой легенде? Сравнение с великим угодником Божьим, возвеличивает и самого протопопа. Ну, резок был, так с еретиками же...

Ну а Царь, понятное дело, молодой, глупый, которым вертели, как хотели, Никон и бояре. Симпатичный, но безвольный. 
И главное люди!!! НЕ задумывайтесь, НЕ нужно.  Вам уже ВСЕ разжевали…
Анастасия Д.


а фильм "Россия молодая" -  рекламный ролик под Петра I, а "Андрей Рублёв" -  рекламный ролик под Андрея Рублёва; "Чапаев" -  под Чапаева и т.п.

Цитата: 
НЕ задумывайтесь, НЕ нужно.  Вам уже ВСЕ разжевали…

Ну почему же? Тут есть о чем подумать. Вон пятеро умных мужчин как интересно фильм обсуждали и сколько у них разных дум
Демидова Елена


А фрески Дионися  - рекламные банеры православия
Александр Скобцов


Вы глубоко правы! Именно фрески остаются в памяти. Лучше, чем слова и напевы. Хочется им ПОДРАЖАТЬ.
Владимир Викторович


Потому и иназывается  - фильм фреска. И вот вчера эти тупые обсуждения больше напоминали ярмарку тщеславия. Я представляю какую бы хрень сняли эти историки.
Помню как Савва Ямщиков опрадывался по поводу своих консультаций в фильмах Андрея Тарковского. Ну не было в рабочий сезон мук творчества. Всё это было зимой и на бумаге, а летом надо было срочно всё исполнять, так как времени было мало. Но если бы всё Тарковский делал по правилам, было бы скучное кино. Есть понятие художественная правда и образы, а с этим Николай Досталь справился блестяще. Правильно таких консультантов задвинул подальше, а то у них все истрические консультации сводятся к замечаниям типа -  "ус у младшего дворника в нижнем углу кадра отклеился"
Александр Скобцов


Кому нужна строевая подготовка? (О "Расколе")
   
Строевая выучка нужна для того, чтобы в бою бойцы выполняли команду командира ЕДИНООБРАЗНО. Для этого и ФОРМА одежды придумана. Об этом и речь в фильме - какую ФОРМУ носить.
Никон хотел, чтобы у Восточных христиан была единообразная форма, Аввакум - чтобы старая,
Восточные патриархи - "в зависимости от обстоятельств". У них - ИНЫЕ задачи : ВЫЖИТЬ любой ценой.
Если речь обо мне - то я бы старую носил, Россия - самостоятельна, ей должны подражать, а не наоборот!
Владимир Викторович


Чем фильм хорош, так это тем что он не ангажированный. Авторы фильма не исполняют чей-то заказ, а высказывают своё видение сложной исторической обстановки того времени - отказа от старины в виде традиционных родовых признаков и формирование самодержавия.
Старина, которую представляет Аввакум, оказала влияние на формирование самобытного типа российского христианства и оно сохранило некоторые признаки родового-общинного строя,  но уже не может противостоять имперским тенденциям, пришедшим из Византии. 
Т.н. "варварская" Русь успешно противостояла имперским амбициям сначала Рима и потом и Византии, но когда эти империи одна за другой разрушились, то они возродились уже в христианизованной  властвующей российской элите, но столкнулись с не отжившими ещё взглядами на западную цивилизацию, как на угрозу существования Руси.
Поэтому столкнулись не разные версии (релизы   ) христианской идеологии, а разное мировозрение.
Одно рассматривало "запад" как врага, а другое как друга, даже как старшего товарища.
И до сих пор наше общество разделено по этому признаку вне зависимости от конфессиональной принадлежности или её отсутствия.
Понятно, что противниками фильма будут сторонники империи, идеи Третьего Рима, а сторонниками те, кто видит в попытках возрождения имперских настроений угрозу для существования России. История показала к каким разрушительным последствиям приводят попытки насадить на Руси имперскую идеологию.
Алексей Данилов


Цитата: 
20 серийный, рекламный ролик, под названием «Раскол». Цель которого, показать, какой святой протопоп Аввакум, и какой негодяй Патриарх Никон. 
...
И главное люди!!! НЕ задумывайтесь, НЕ нужно.  Вам уже ВСЕ разжевали…

Эх, пока читал тему - думал: "Ну щас напишу!" И тут вы меня опередили.

Понятно, что форумским старообрядцам эта кина понравилась. Ещё бы! Патриархи один другого хуже. А протопоп Аввакум и боярыня Морозова - честные и сильные духом мученики. А главное - льстящая старообрядческое сердце мысль: истинное христьянство и без "официальной" Церкви пребывать может. 
Эту мысль режиссёр "маленького гиганта большого секса" старательно, из серии в серию, внушал наивным нашим телезрителям.

Но только знайте, что не от любви к древлерусскому благочестию Досталь вас так возвышенно изобразил. Вы ему фиолетовы. А вот "официальную" Церковь обгадить и патриархов русских дураками, властолюбцами и жополизами выставить - вот это любо. За это и бабки плачены.
Так, что вот такая она, эта синема...
священник Вячеслав


А почему Вы уверены, что всё было не так, а  всё было наоборот? 
Вы могли бы умереть за веру так, как Феодосия Морозова и сестра ее Евдокия? Ведь нельзя сказать точно, сможем или нет, пока это не произойдет на самом деле. А вот про них уже известно, что они - смогли. Их ведь на самом деле голодом уморили, это не выдумки режиссера. Уморили - и как настоящие христиане, перекрестились тремя перстами: "Царствие Небесное". А теперь, видите ли, фильм нехорош...

Русская Православная Старообрядческая Церковь тоже официально существует. Правда, ее не показывают ежедневно по телевизору, но это уже другое
Или Вы какое-то другое содержание вкладываете в слово "официальная"? Тогда растолкуйте, чтобы Вас правильно понять.

За это и бабки плачены.
Откуда же сия информация? Сам Н.Досталь где-то говорил об этом?
Демидова Елена


Никон  далее по фильму далеко не дурак, а как раз его образ становится всё более величественным к концу фильма. А все его пожелания в еде, так это же документы есть из личной переписки. Что там на севере из еды? Да ничего, небось, кроме мочёной капусты. Вспоминется как один наш человек на юге в монастыре от апельсинов загибался, хотелось огурца солёного.
А фильм не о церкви, а о характере русского человека и уж выискивать кто там виноват бессмысленно. Фильм о том, как достоинства и недостатки русского характера проявляются на историческом повороте истории. Попробуйте поменять местами Авакума и Никона? Так Авакум ещё более дел наворочил бы. А про царя я вообще молчу. Принципиально между ними нету разницы.  Фильм надо спокойно и непредвзято до конца смотреть, а потом уже делать выводы.
В конце всех жалко. Как вообще человека с его немощами жалко.
    Вот есть такой человек на земле со своими достоинствами и недостатками и есть неумолимый ход истории. И вот как этот ход истории перемалывает и ломает народ.
Александр Скобцов


Никон  далее по фильму далеко не дурак, а как раз его образ становится всё более величественным к концу фильма. А все его пожелания в еде, так это же документы есть из личной переписки. Что там на севере из еды? Да ничего, небось, кроме мочёной капусты. Вспоминется как один наш человек на юге в монастыре от апельсинов загибался, хотелось огурца солёного.
А фильм не о церкви, а о характере русского человека и уж выискивать кто там виноват бессмысленно. Фильм о том, как достоинства и недостатки русского характера проявляются на историческом повороте истории. Попробуйте поменять местами Авакума и Никона? Так Авакум ещё более дел наворочил бы. А про царя я вообще молчу. Принципиально между ними нету разницы.  Фильм надо спокойно и непредвзято до конца смотреть, а потом уже делать выводы.
В конце всех жалко. Как вообще человека с его немощами жалко.
    Вот есть такой человек на земле со своими достоинствами и недостатками и есть неумолимый ход истории. И вот как этот ход истории перемалывает и ломает народ.
Александр Скобцов


Фильм, безусловно, хорош - если помнить, что было всё НЕ совсем так.
Историческая правда - как было,
художественная - как могло бы быть,
её отсутствие - как не могло бы быть никогда.
Владимир Викторович


Есть в искусстве понятие "натурализм" и "реализм". Натурализм это тупая фотография с множеством деталей, но без обобщения типичности явления  и т.д. А реализм это изучение процесса  в его глубинной сущности и осмысление, и как результат представление вот такого обобщённого образа  самыми типичными и характреными чертами.
Вот в блоге о. Андрея фраза о фильме 
     - Из того немногого, что я видел, я понял, что все персонажи - лучше, чем я о них думал.
Александр Скобцов


Пардон, Аввакум мог бы быть грамотным переводчиком священных книг?
Ну это уж был бы другой кто-то, но не тот  честолюбец, который затеял раскол, задетый тем, что Никон отстранил его от оной работы за полное невежество и незнание языков.
Елизавета Бам


С чего Вы взяли?
Демидова Елена


С учебника истории России. Это учебник исторического факультета очень солидного и авторитетного ВУЗа.
Елизавета Бам


у каждого учебника есть автор или группа авторов.
И у слов, приведенных Вами и сводящих причину раскола к гордости одного человека -  тоже есть автор.
А у этого автора должны быть источники этой информации. 

Как Вы представляете себе сей источник? Ведь эти слова  о. Аввакум  сказать не мог, он  совсем по-другому объяснял происходившее с ним. Следовательно, эти слова  (**честолюбец, который затеял раскол, задетый тем, что Никон отстранил его от оной работы за полное невежество и незнание языков**) не что иное как оценочное мнение посторонних, а не исторический факт. 
Делать из этого выводы, по меньшей мере, опрометчиво
Демидова Елена


Я слышал, что и сегодня есть некоторые различия  между Православными Церквами,- Греческой, Антиохийской, Русской.... То если следовать принципу Никоновских реформ, и сегодня нам надо равняться на другие поместные Церкви Православные.
Сергей 12


фильм художественный не стоит принимать его так близко к сердцу. Тема раскола действительно больная, есть у меня товарищ что перешел к старообрядца причем четко объяснить чем его не устраивают никониане не в состоянии. В конце 80-х начале 90-х  была мода на каноническое Православие, это была своеобразная форма протеста и наше молодежное движение напоминало хиповской  сходняк потом церковь получила возможность открыто проповедовать, различные православные молодежные организации стали как говорится плодиться и размножаться  и ощущение сопричастности к тайному обществу ушло, осталась работа на собой трудная, кропотливая не интересная многие ушли, тем кому повезло найти опытного не равнодушного духовника в начальный период остались. Тоже происходит и сейчас это интерес к старообрядчеству своеобразный протест против политики (именно политики, а не духовной жизни канонов и пр) РПЦ МП. Поясню на примере сейчас идет шум по поводу обсуждения перехода на « современный русский богослужебный язык»
http://www.radonezh.ru/monitoring/14885.html
Так вот если этот переход состоится получим еще один раскол я думаю по хлещи старого
Андрей Смолянин


Уважаемые! Хочу вернуть дискуссию к собственно фильму. Я, к сожалению, не смотрел первые серии, но фильм меня захватил, как только посмотрел первые 2-3 минуты. Есть в нем какая-то притягивающая думающего зрителя сила. 
Прежде всего, конечно, захватывают сцены и обстановка повседневной жизни царя, бояр, патриарха, сибирского и северного народа в 17 веке. Когда смотришь сцены в кремлевских соборах, в палатах царя, вспоминаешь свои ощущения, когда был там, и думаешь, что надо обязательно снова посетить и по-новому ощутить, как там сосредоточилась русская история и русская судьба (хотя, кажется, Теремной дворец в Кремле нельзя посетить). Хотя вроде об этом знал, когда стоял в Успенском и Архангельском соборах Кремля, но, увидев фильм, совсем по-другому представил. В этом и есть та самая сила художественного восприятия, ведь и съемки были не там, но веришь в реальность увиденного.
Георгий 20


Кто смотрел обсуждение фильма на канале "Россия-Культура" после десятой серии и в конце фильма. Мне кажется, что ведущий Дмитрий Киселев был на высоте.
 Первое обсуждение было посвящено трактовке авторами двух сторон: никониан и староверов, их нравственной силы. Там священник старообрядной церкви всячески подчеркивал солидарность с авторами в показанном ими образе Аввакума, о. Тихон (Шевкунов) "не очень настаивал" на неприятии этого со стороны РПЦ (мне так показалось), хотя и отметил, что авторы фильма явно "очарованы" Аввакумом. Итоги подвел ведущий: это все были наши люди, и Никон, и Аввакум, и царь Алексей, и мы должны их принимать как есть. 
Я считаю, что в первой части фильма Никон несправедливо показан исключительно отрицательно: его постоянно упрекают свои соратники, ставшие, по его мнению, отступниками, в излишней роскоши, в присвоении денег, в любви к богатству, при этом как-то затеняется его созидательная деятельность. Лидеры староверов, да и царь здесь высоконравственны, а Никон обуреваем земными страстями. Здесь  дискомфорт для меня, как для зрителя, в ощущении заданности сценария какой-то схеме. В то же время понимаешь искренность и открытость отношений не только в народе. но в царском и патриаршем окружении, пока там оставались противники реформ. И это показано в фильме.
Отдельно хочу сказать о том, как в фильме показаны причины добровольного ухода Никона из Кремля. Поводм стала "бытовая ссора" его представителя с боярином царя Дурново, когда царь не принял мер, чтобы наказать своего за оскорбление. Как это знакомо, когда начальство выгораживает своих "наместников"! В то же время как-то мелко показан конфликт патриарха с царем и обосновано решение Никона уйти. Никон, конечно, надеялся, что царь попросит его вернуться и попросит прощения, но сам попал в свою же ловушку. Хотя при этом есть сцена, где царь спрашивает, куда же пошел Никон, и говорит, что боится его, видимо, боится его гнева перед Богом. Но и это не помешало царю отвергнуть любые попытки примирится с патриархом.
Кстати, во второй части обсуждения фильма историк Рудольф Пихоя сказал, что царь Алексей был очень активным, энергичным, а в фильме это плохо показано. Видимо, он плохо смотрел фильм, там, наоборот, все это показано, но не схематично, показаны и его сомнения, смягчающее влияние на него обеих жен, сестер, дочерей. Это и делает фильм притягательным.
Георгий 20


Мне, например, всё равно на каком языке будут вестись служения в РПЦ и каким манером будут креститься православные..  Если в РПЦ и будет очередной раскол, то он, слава Богу, коснётся только РПЦ, но никак всего общества. 
Это уже значительный прогресс по сравнению с 17 веком или со средневековой больбой с "язычеством". Сейчас уже можно зачать в пост ребёнка и никто не будет сечь плетьми..  а уж тем более не сожжёт на костре за распространение прокламаций против официального религиозного догмата. 
Тревожит только то, что срели православных есть тенденции возврата к средневековому мракобесию. Особенно это четко наблюдается в борьбе с т.н. "сектанством"..
Алексей Данилов


Продолжая свои впечатления о фильме и о его обсуждении на канале "Россия-Культура".
Дмитрий Киселев сказал, что по окончании сериала "Раскол", после заключительной сцены с марширующим во главе потешного полка царевичем Петром у него возникло ощущение, что все русское исчезло, закончилась подлинная история. Во всяком случае, он так понял ход авторов фильма. Хотелось бы узнать мнение тех, кто участвует здесь в этой теме по этому вопросу.
Действительно, ведь реформы Никона, утвержденные собором и поддержанные царем и после его низложения из патриархов, были первым этапом не только перестройки церкви, но и подчинения ее государю, которые завершились при Петре I упразднением самого поста патриарха и конфискацией церковного имущества на нужды государства. Получается, что первоначально точки соприкосновения Никона и царя Алексея были в унификации обрядов для создания всемирной православной империи с центром в Москве, затем их пути разошлись, ведь царь не желал над собой никакой власти в лице патриарха, хотя и продолжил борьбу со староверами. То есть царь использовал Никона, но не собирался терпеть его наставничества в управлении страной. Алексею Михайловичу и "не снилось", что скоро, при его сыне Петре  традиционный уклад русской жизни и православной церкви будет разрушен в пользу европейского пути, как его понимал Петр. Все эти повороты российской истории и показаны символически в заключительных сценах фильма. И все-таки петровские потрясения не превратили страну в зависимое от западных стран государство, наоборот, они заложили основы новой азиатско-европейской империи. Видимо, только в таких тектонических встрясках страна и может двигаться по путям мировой истории, иначе она была бы обречена сойти с исторической сцены.
Хотелось бы еще обсудить роль т.н. восточных патриархов в фильме. Они были призваны, чтобы низложить Никона и одобрить первенство власти царя. Выяснилось, что и сами они, патриархи Антиохии и Александрии были смещены со своих постов, а Иерусалимский патриарх отказался участвовать в смещении Никона. Как показано в фильме, Никон на соборе , который судил его,  сказал т.н. патриархам, что не признает их власти, так как они движимы корыстными интересами, а не интересами церкви, фактически он сказал, что не считает авторитетами тех, кто представляет церковь в странах, в которых подавляющее большинство жителей мусульмане. 
Кроме того, примечательна сцена, когда царю сообщили о "нелигитимности" патриархов, и он в поисках выхода из этого казуса, принял совет своего боярина написать турецкому султану с просьбой вернуть патриархов на их кафедры "в целях укрепления дружбы наших стран". Вот они универсальные политические средства достижения государственных целей на все времена и вот цена восточных патриархов. Когда государство или церковь зависимы от внешних факторов, то и приходится жертвовать принципами, которые официально провозглашаются "для внутреннего потребления". В эту ловушку попали и царь, и Никон.
Георгий 20


Тем не менее их церкви признали решения Большого Московского Собора в полном объеме. Насколько мне известно, они их до сих пор не предавали пересмотру.

Алексей Михайлович благоговел пред успехами западного мира, активно привлекал иностранцев в Россию, мыли об освобождении Стамбула сделали бы его весомым политикой фигурой в мире, так, что Петр I достойный сын своего отца.
Козма


Согласен, но царь Алексей все же человек верующий до глубины души, согласитесь, Петр бы не стал переживать о погубленных душах, или просить прощения, даже перед смертью, не говоря уже о том различии, как они реагировали на критические замечания близких (Алексей Михайлович - на увещевания жен и Петр - на позицию своего сына Алексея). Петр сделал те шаги, о которых не помышлял его отец, так как был не способен так порвать с укладом отца и деда, хотя без Алексея не было бы и Петра во всех смыслах.
Георгий 20


вернемся к фильму.
В чем его главный посыл? В том, что нельзя проводить реформы, не ставшие перед этим понятными народу, как решили участники обсуждения на канале "Культура"? 
Не уверен.
Может, в том, что между народом и властью всегда пропасть, даже если в некоторые периоды она становится меньше. Но при этом власть, причиняя народу страдания, ведет его вперед...?
Георгий 20


Думаю Алексей Михайлович сделал нечто гораздо более страшное, чем Петр Алексеевич, он переменил веру, какой ее понимали на Руси с момента крещения, и этим подорвал сам стержень на котором зиждилось русское самосознание, после этого с русским народом власти могли творить все, что угодно. Захолопить весь народ, обрить бороды, одеть их в в клоунские наряды с париками и чулками, подчинить иностранцам и пр., так, что самую грязную работу все же сделал сентиментальный Алексей Михайлович.
Козма


В фильме есть эпизод, когда по приказу Аввакума порят того, кто посмел зачать ребёнка в пост.  И как лицемерие воспринимаются слова Аввакума, брошенные им в адрес Никона про то ,что Иисус словами убеждал, а не плетьми. 
Как правильно сказано: Что посеешь то и пожнёшь".
Алексей Данилов


Авакум куда не приходил, везде вызывал неприятие, просто был конфликтный и неуживчивый человек, не воспринимал никого кроме себя.
Александр Скобцов


ага. неприятие у тех, кто постом с бабой забавляется, в храме "собачится", а то и в храме -  с бабой...
Писание почитайте -  и поймете, угоден ли Богу блуд и прочее
Демидова Елена


Не смотря на наказание, Авакум так и не посмотрел на себя критически.
Александр Скобцов


Он не посмотрел критически на свое отношение к искажениям веры -  это да, оно осталось неизменным до самой его мученической кончины.
Демидова Елена


Вспомните спор в яме четырёх о ошибке в слове, и упёртость Авакума в отстаивании буквы против здравого смысла.
А ведь речь шла о обычной ошибке переписывания.
А вообще фильм очень глубокий, ни одного случайного эпизода. Достаточно вспомнить разговор греческих патриархов о русских в вере, почему они так спорят из-за буквы. А вообще не плохо было бы смоделировать ситуацию, в духе:" А что было бы, если бы не было такого раскола? Когда случилась бы подобная ситуация и как в русской истории."
Александр Скобцов


  Здесь согласен со словами преемника Никона в фильме, что изменилась не вера, а обряд (при том, что и обряд  ревнителями возводился в канон). С другой стороны, если обряд это стержень веры, то что-то не так в этой вере, уж больно она смахивает на секту тоталитарную.
Георгий 20


В дониконовской Руси не разделялся "обряд" и догмат, равно как сейчас не разделяют слова выражающие смысл, и сам смысл, "обряд" язык догмата. Если выражать догмат еретическим "обрядом" (языком) то погрешишь против смысла.
Козма


Игумен Даниил (Гридченко) о фильме «Раскол» …
...Собственно, фильм - трактовка небезызвестного «Жития протопопа Аввакума», расширенная и несколько опошленная. Примечательно - кем... Автор сценария - некрещёный атеист, невнятный режиссер, цитирующий Рериха, консультант - историк, сотрудник старообрядческой митрополии... Наконец, заказчик проекта, если верить злым языкам, - чуть ли не сам господин Швыдкой, известно как к Церкви относящийся. Компания многообещающая... И хотя о дереве судят по плодам, в данном случае приходится рассуждать в противоположном направлении.
Сам факт, что фильм на церковную тематику (пусть даже и в такой специфической интерпретации) появился на нашем, извиняюсь, полудебильном телевидении не только и даже не столько радует, сколько настораживает. И хотя авторы утверждают, что дело обошлось без провокационной составляющей, верится в это с трудом. Тут и конспирологии особой не требуется - лишний раз пнуть Московскую Патриархию считается сейчас чуть ли не правилом хорошего тона. Да и начавшаяся реставрация любимого никоновского детища - Ново-Иерусалимского монастыря - чем не повод, - как тут не нагадить по-интеллигентски?...
http://www.ruskline.ru/news_rl/2011/09/20/apologiya_raskola/
Елена Чибисова


[..] фильм консультировали старообрядцы, и создатели фильма слушали в основном эту сторону, то, безусловно, в фильме прослеживаются простарообрядческие симпатии, тем более что актеры, изображающие старообрядцев, играют достаточно хорошо. Чего не скажешь об образе Царя Алексея Михайловича, который в фильме совершенно никак не развивается, каким показан характер Царя в начале фильма, таким он и остается на протяжении всего сериала. Больше всего не повезло Патриарху Никону, его образ показан предельно однобоко. Об этом я говорил на круглом столе на телеканале «Культура», но со мной не соглашались. Правда, мое мнение о том, что Патриарх Никон был аскетом, поддержал архимандрит Тихон (Шевкунов). Отцу Тихону фигура Патриарха Никона всегда была интересна. О том, что Патриарх Никон был аскетом и молитвенником, свидетельствует его вериги в Ново-Иерусалимском монастыре, размещенные над его могилой, есть также свидетельства о том, что он строго проводил пост, имел весьма маленькую, даже тесную келью в скиту, куда он удалялся и т.д. Патриарх Никон был более сложной фигурой, чем он показан в фильме. На самом деле можно снять целый сериал только про Патриарха Никона. Это сложная фигура, в фильме же его образ показан упрощенно.[..]
http://www.ruskline.ru/news_rl/2011/09/20/v_filme_proslezhivayutsya_prostaroobryadcheskie_simpatii/
Анастасия Д.


Замечательное кино! Как бывший театрал свидетельствую - большая удача!
И как православная христианка очень радуюсь "воде на нашу мельницу" - не смотря на явную симпатию сценариста и реж. к старообрядцам - всю их сущность - иудаизм в православной оболочке, весь их оголтелый национализм (лишь бы по русски, а на Церковь плевать) , тупость ("трисущную"), воинственное невежество - видать невооруженным глазом (вот что значит хорошая школа - сильно не соврёшь). Как на лбу вавилонской блудницы - вся аввакумовская тайна написана.
И при этом никакого превозношения (омерзительного в некоторых кругах, называющих себя правослаными) - царя-батюшки и земной церковной власти - оооочень трезвый взгляд, даже нарочито трезвейший. никаких прикрас. палачи, хоть и поневоле. "во утриях избивах вся грешныя земли" - возомнившие причем о себе палачи. "Столоверы" (как точно выражалась одна старушка) - напротив в мечтательной дымке, но это очень хорошо. Люди увидят их суть даже сквозь эти прекраснейшие образы талантливых и обаятельных актёров.
Короче говоря, думала что это на радость всяким дугиным-черновым, но досмотрев до 18 серии возрадовалась зело.
svetilkin


А по мне, так художественно ниже плинтуса, сравнить "Петя по дороге в царствие небесное" и "Раскол", небо и земля...
Козма


Один русский святой сказал: "что угодно ешьте,только людей не ешьте". Аскетизм Никона  не оправдывает его  душегубство. "Пусть по  приказу Никона  убивали невиновных людей-зато на благо Церкви".   Православие головного мозга ,увы,уже ничем  не вылечишь. 

Такая вот история:

"В конце 1674 года боярыня Морозова, её сестра Евдокия Урусова и их сподвижница жена стрелецкого полковника Мария Данилова были приведены на Ямской двор, где пытками на дыбе их пытались переубедить в верности старообрядчеству. Согласно житию Морозовой, в это время уже был готов костёр для её сожжения, но Феодосию спасло заступничество бояр, возмущённых возможностью казни представительницы одного из шестнадцати высших аристократических семейств Московского государства. Также за Феодосию заступилась сестра царя Алексея Михайловича царевна Ирина Михайловна.

По распоряжению Алексея Михайловича она сама и её сестра, княгиня Урусова, высланы в Боровск, где были заточены в земляную тюрьму в Пафнутьево-Боровском монастыре, а 14 их слуг за принадлежность к старой вере в конце июня 1675 года сожгли в срубе. Евдокия Урусова скончалась 11 сентября 1675 года от полного истощения. Феодосия Морозова также была уморена голодом и, попросив перед смертью своего тюремщика вымыть в реке свою рубаху, чтобы умереть в чистой сорочке, скончалась 1 ноября 1675 года".
Борис Ш


Какой такой независимый взгляд, если консультировали фильм староверы?
Анастасия Д.


Обрядово, как класть крестное знамение, как кланяться. Но режиссер и к этому не прислушался: крестный ход в шапках, знаменуются на улице в шапках...
Козма