"Раскол", серии 11 и 12

Вчера вечером был занят срочной работой, поэтому размещаю свои замечания лишь теперь.

Прошу прощения у ожидавших ...

Итак:

- в самом начале, оканчивая службу, Никон молится 3 поклона и сразу говорит людям в храме "Богу помолясь". А перед тем надо ещё сказать молитву Исусову и услышать ответ народа "Аминь";
- при сем патриарх в каком-то странноватом облачении, саккосе без свешивающегося сзади конца омофора. И вообще, замечу, архиереи, как правило, к концу службы снимают саккос и пр.,оставаясь лишь в соборной мантии, епитрахили, поручах и клобуке;

- говоря с Никоном, старец Григорий (Неронов) называет богослужебную литературу уменьшительно - "книжки". В реальности он вряд ли допустил бы такое уничижение КНИГ.Страдал же по сути за них;

- насколько помню, фраза про старые и новые Служебники "обое добры" была произнесена Никоном уже после его лишения патриаршества,т.е. где-то позднее 1667 г.,а не в беседе с Нероновым, когда "крайний святитель" был вполне "в силе". Замечу здесь, что сам Никон после своей реформы по-старому так и не служил, вопреки мнению некоторых наших современников;

- сидя за столом, Никон обмакивает нечто в солонку. Он, может, так и делал. Но у многих старообрядцев это считается неприличным и даже подражанием Июде,про коего Господь сказал: "Омочивыи ... в солило, той предаст Мя". Впрочем, вдруг автор кино это знал и специально "провёл параллель"?:)

- в келье Никона в красному углу икона Спасителя явно 2-й пол. XIX в.;

- в ещё одном эпизоде УЖЕ ПОРЕФОРМЕННОЙ церковной службы протодиакон не произносит возгласа "Благослови владыко" перед "Благословен Бог", а Никон говорит по-старому "вО веки веком" вместо нового "во вЕки веков";

- после реформы почти все иноки - в дониконовских одеяниях,без новых "рогатых" клобуков. Тогда как они были введены практически сразу,в начале преобразований, по случаю чего Аввакум написал особое "Слово";

- в алтаре иноки ходят в клобуках (каптырях),тогда как по Уставу при входе туда их положено снимать, оставаясь в камилавках(скуфьях), что под ними;

- согласно источникам, отрекшись от кафедры, Никон ушёл из Успенского собора в одежде простого инока, без соборной мантии с источниками и белого клобука. В фильме почему-то не так;

- эпизод с критикой Ртищевым новых книг перед царём: боярин не знает славянских ударений, говорит "дАровать" вместо "даровАть". И вообще момент странноватый: царь вроде бы соглашается с неудачностью "справы", тогда как в источниках ничего читать о подобном не приходилось. Да и вся дальнейшая политика Алексея Михайловича отнюдь не давала и малейшего повода усомниться, что государь однозначно за реформы, да ещё как;

- хороня в пути сына Корнилия, Аввакум произносит священнический отпУст литии, будучи без облачения, что является серьёзным нарушением Устава. Который реальный протопоп, как известно, старался ревностно исполнять.

А вот последний эпизод 12-й серии порадовал :)

Очень актуально, насчёт Украины ...

Ради присоединения коей (и др. "православных" земель) и затеяли весь этот грустный "сыр-бор" с "улучшением" Русской Церкви :(

http://o-apankratov.livejournal.com/100673.html


"Раскол", серии 13 и 14

- непонятный эпизод с пострижением в иноки воеводы Пашкова: что-то не припоминаю его, да и не имел права Аввакум, как "белый" священник, совершить пострига. О том,что это может делать только священноинок (в крайнем случае, простой инок) прямо сказано в правилах (напр.,в Номоканоне при Большом Потребнике патр. Филарета);

- на молитве Аввакум стоИт не по-старообрядчески, расставя ноги, молится не по книге, а своими словами ... хотя слова и неплохие, в мирском смысле;

- в сцене суда Евангелие на аналое (для целования) лежит лицевой крышкой переплёта вниз, тыльной вверх;

- когда Аввакум вернулся из Даурии в Москву, ему говорят, что, мол, за службу и по старым книгам "не ругают". Что-то не припомню такого;

- что-то часто Аввакум небрежно крестится :(

- благословляя, он говорит "отроке Иване", вместо церковного "Иоанне";

- не совсем верно представлены отношения Аввакума и царя Алексея после возвращения первого из Сибири. В фильме царь якобы разрешает молиться по-старому, приглашает в справщики Печатного двора. А мне помнится, было попроще и "покруче": звал государь протопопа не много ни мало ... в свои духовникИ (!). Но с одним условием: принять реформу, отказаться от старины. Аввакум на это не пошёл,ну и ... понятно что;

- очень странное намерение протопопа назвать очередного сына в честь ... умершего воеводы Пашкова, якобы им постриженного. В честь святых принято всё же нарекать чад, а не в память о ... знакомых, так сказать;

- название праздника "Рождество" Аввакум произносит по-никониански. В старом же варианте в этом слове нет буквы "д";

- сомнительно, чтобы Аввакум трапезовал с новообрядческим епископом, хотя бы и благословя по-старинному "ястие и питие";

- просфора предлагается для потребления, конечно, до еды, а не во время её, как показано;

- перед собором восточных патриархов Никон говорит, что-де рукоположен Константинопольским, потому те не имеют права его судить. Но это абсолютно не так: в митрополиты (собственно,в архиереи) 11.03.1649 его ставил гостивший в Москве патр. Паисий Иерусалимский, а на патриаршей хиротонии 25.07.1652 так и вовсе не было греческих епископов, её возглвлял Казанский митрополит Корнилий;

- сомнителен привод на суд восточных иерархов колодника в цепях и лохмотьях. Обычно старались не портить общую благостную картину церковных соборов такими зрелищами, зачитывая от подобных узников лишь письменные показания;

- при встрече в темнице Аввакум как-то странно "благословляет" боярыню Морозову, трижды по воздуху. В старообрядчестве такое не принято, скорее всего,и протопоп тако не творил;

- приговаривая Никона к лишению сана, все говорят: "Низвергнуть". А надо "Извергнуть",в этом слове нет буквы "н".

Ну, хватит пока :)

С наступающим всех, завтра ведь Новое лето!:)

Комментарии:


О. Александр, вы сериал с блокнотом в руках смотрите?:)
Yarowind


Совершенно верно:)
o_apankratov

http://o-apankratov.livejournal.com/101843.html


"Раскол", серии 15 и 16

- на суде у восточных патриархов поп Лазарь говорит о некоем "огненном испытании" Евангелия перед Крещением Руси. Мол,не сгорела св. книга, и тогда крестились. Что-то не припоминаю подобного в "Повести временных лет" и др. источниках;

- греки беседуют между собой о том, что царь Алексей, а не ещё кто-то, хочет создать всеправославную державу. Но это же их инициатива,и в одной из первых серий было показано, как заезжий архиерей с Востока говорит государю,мол,"владеть будеши Цареградом"! Как-то не получила развития сия исторически достоверная линия,что всё это было грандиозной провокацией Запада через агентов влияния - греков, с целью вовлечь Россию в т.н. "Священную дигу" - антитурецкую коалицию европейских государств :( Может, это ещё "всплывёт" в оставшихся сериях?

- Аввакум благословляет подошедшего на улице по-никониански,говоря: "Во имя Отца,и Сына, и Святаго Духа" :(

- на Соборе царь называет его "ОсвящЁнным", тогда как в славянском яз. в принципе нет буквы "ё";

- там же никониане именуют протопопа АввАкум, хотя в пореформенном варианте в этом имени др. ударение - АввакУм;

- тот же протопоп говорит "предтечами",а по-дораскольному - "предотечами";

- 50-й пс. Аввакум читает с ошибками :( А уж его-то грамотные люди на Руси с малолетства наизусть знали, как оно и теперь в старообрядчестве;

- соловецкие иноки надевают части своих одеяний, имеющие сакральное значение - мантию и клобук, как простые детали одежды, не крестясь,не целуя их в положенные места,не произнося установленных для того молитв:(

- при встрече с диаконом Феодором протопоп Аввакум приветствет его как равного пО чину. А должен бы благословить, как старший младшего;

- ссыльный Никон построил себе в Ферапонтове по сути дворец, подробно описанный в источниках. В фильме же у него какая-то скромная изба;
 
- реальное содержание переговоров Никона с посланцами Разина - одна из тайн истории, протоколов, понятно, не велось. Поэтому показанное в кино - скорее всего, авторский вымысел. Но точно известно, что Разин распространял в народе слух, будто Никон бежал к нему из м-ря и они вместе идут на Москву мстить царю и боярам;

- болящая царица Мария Милославская не крестится перед тем как испить кваса. Вряд ли достоверная деталь:(

- юродивый почему-то бритый :(

- Никон НИКОГДА не заковывался в цепи, не Аввакум же! Вероятное желание авторов хоть в опале как-то уровнять их понятно, но данные истории иные;

- сохранилось немало портретов царя Алексея Михайловича той эпохи,что показана в фильме. На всех он весьма тучен, даже обрюзгл:

А в кино государь всё какой-то молодой да подтянутый. Понятно, что трудно столь изменить одного артиста. Но, быть может, было можно подбрать другого?

- в фильме Никон отказывается от царской милостыни в 500 р. В реальности же постоянно засыпал его челобитными, прося ещё и ещё денег, они сохранились и давно опубликованы.

Да,и как-то слабо о западничестве Алексея Михайловича: увлечении театром, повальной польской моде при дворе и т.п. Только царевич Алексей по-латыни читает,и всё,а там ведь уже очень много чего такого было.

Кстати, впервые увидел сегодня массовый журнал "7 дней", тот, где сначала "из жизни звёзд шоу-бизнеса" (у кого какая вилла, кто на ком женат/замужем и т.п.), а потом телепрограммы всех каналов, с краткими анонсами серий "Раскола":) Да завлекательными :) Надо же, думаю, и они теперь просвещают народ:)

Комментарии:


Кажется, ударение АввАкум на АввакУм изменилось только в 18 в. под влиянием елизаветинской редакции Библии, когда Давыд стал Давидом, СОлОмон - СоломОном и т. д.
Amypp


Нет, всё это уже в первых послениконовских изданиях есть. В ПрОлоге 1659 г., например.
o_apankratov


Сегодня смог после некоторого перерыва посмотреть фильм. По какому-то каналу еще показывают фильм Иван Грозный, по-моему канал 7 ТВ или что-то с семеркой связано. Там ляпов еще куда больше и заметно даже мне, не специалисту в церковных обрядах. )
Stanigost


На самом деле "киноляпом" называют технологические ошибки при производстве фильмов. Например герой входит в комнату в часах на правой руке, а в комнате часы надеты на левой, да еще другой модели))) Или на заднем плане исторического фильма вдруг виднеются провода.

Что касательно обсуждения в данном случае ошибок обрядового характера, то нелишнем стоит вспомнить, что таковые бывают и в повседневном богослужении. Всем известны реальные истории как такое то духовное лицо стало читать не то Евангелие, или клирос стал петь не то песнопение, или батюшка забыл такую то икону, или молодой диакон стал читать другую ектению и не поклонился епископ.

Можно ходить по храмам и записывать, кто из прихожан не сделал входные поклоны, а кто ушел до отпуста и т. д. и т. п.

Теперь касательно, Евангелия, то думаю, что не только современные зрители, но и тогдашние восточные патриархи не поняли кто такие Аскольд и Дир если бы они были на самом деле упомянуты.
Epistemon


У них вообще образ Алексея Михайловича очень странный. Ни сходства (он ведь смолоду толстый был), ни характера. Потому странно смотрится, когда эта "кроткая овечка", начинает зверствовать и мошенничать с собором патриархов.
daria_iz_orla


В самом свежем интервью Досталь сказал что специально царя омолодили:

http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=86321
o_apankratov


Досталь явно поддерживает расхожее заблуждение, что Никон автор реформ, а царь невинная соблазнённая овечка.

Кроме того в вышеуказанном интервью он открытым текстом заявляет, что Никон:

"руководствовался благой целью",
"хотел объединить всех христиан",
"наладить правильный диалог с властью",

но не учёл размеры жертв и возможные последствия.

Плюс рассуждения о "русском парадоксе" в духе мол, умом Россию не понять,
т.е.стремление изобразить всё случившееся неким недразумением.

Короче, г-н Досталь выглядит одним из "мудрых" апологетов  никонианской церкви,
которые в отличие от свои "тупых" соратников, стараются не отрицать очевидного,
не прочь пустить слезу об убиенных и даже сказать, что
"старообрядцы в подавляющем большинстве - праведники",

но все глупости и мерзости реформы и всё, что натворили с тех пор, валят на:

1 - перегибы отдельно взятого шибко темпераментного коллеги,
2 - якобы "вечнорусское" хотели как лучше, а получилось...

Так получается по интервью, кино я не видел.

Вы смотрели, может поправите чего.

Кстати Досталь там ещё брякнул, что Новодворская "говорит всю правду-матку кому угодно в глаза..." Интересно, он правда считает, что она ВСЮ правду-матку говорит или это так, для нас дураков?

Конечно. У нас в стране масса людей, живущих в телевизоре, для которых на белом свете происходило лишь то, что по TV показывали. Может у кого и отложится, что был когда-то раскол какой-то где-то там.

Т.е. насчёт пользы не спорю.
proofreader_z


Я думаю, что "расхожее заблуждение" поддерживает не Досталь, а все-же сценарист, по работе которого фильм и снимался. Общее свое мнение я выскажу после окончания фильма.

А предварительно скажу, что после первых 10 серий я хотела бросить смотреть. Уж очень они были нудными и непонятными. Из-за чего начался раскол, мотивы героев, почему все делалось так а не иначе? Ничего непонятно.

Образы Никона и Царя упрощены до схематичности, до манекенов произносящих текст. То же самое и бояриным Морозовым. Как Роман Мадянов не старался, видимо просто не понимал что именно ему надо изображать. Это безусловно вина режиссера.

Сложилось у меня мнение, что просто авторы фильма решили угодить всем, напустить туману что бы каждый в нем увидел свое. Но это явно не получилось.

На счет того, что Никон "руководствовался благой целью", "хотел объединить всех христиан", "наладить правильный диалог с властью", но не учёл размеры жертв и возможные последствия, думаю, такая трактовка возможна в художественном фильме, но нельзя ограничиваться только этим и упускать других отрицательных черт этого человека. Так же как и сваливать все на одного его. В фильме же ничего не понятно. Роль царя и греческих советчиков тоже не читается совершенно, но скорее из-за общего тумана.

Еще после первых серий, я подумала, что Досталь взялся не за свое дело. Он тонкий бытописатель, рассказчик трагикомических историй про маленьких людей. И фильмы его о Сталинском времени я очень люблю. Они отвечают моему представлению об этой эпохе. Настроение времени в них передано через тонкие нюансы.

А тут масштабная историческая картина, факты, события, сложнейшие характеры.

Однако, последние серии меня порадовали, там все стало яснее. Может от того что события стали яснее, тут уже двух мнений быть не может. Людей на кострах жечь и в ямах держать по любому не хорошо, тем более за убеждения. Эта часть фильма определенно мне нравится.

По моему мнению, то что Досталь не снял чисто простарообрядческий фильм, где только черное и белое, а попытался в каждом из действующих лиц увидеть и хорошее и плохое, совсем не плохо и не делает его апологетом никонианской церкви. Удалось как я уже говорила далеко не все. Но видеть в этом злой умысел и заговор не стоит. Хотя для тех у кого слово "либерализм", "толерантность"являются ругательствами может быть и другое мнение.:0))

Что же касается Валерии Ильиничны, Вы судя по всему относитесь к ней отрицательно. И я не хочу это обсуждать. Досталь же я думаю в этом случае вполне искренен.

daria_iz_orla

http://o-apankratov.livejournal.com/102397.html


"Раскол", серии 17 и 18

- на венчании царя и Натальи Нарышкиной облачения священства совершенно дониконовские,а пение опять не соответствует представленному на экране моменту Чина;

- очень неудачное пение при показе ферапонтовских фресок Дионисия. Вообще досадно,что ни одного(!) песнопения в фильме не звучит в исполнении нормального, мощного мужского хора, как следовало бы :(

- Никон, конечно, знал Житие преп. Ферапонта белоезерскаго;

- старый инок,с коим б.патр. беседует в монастырском соборе, вряд ли бы назвал своё имя по - реформированному, СоломОн. Дораскольный вариант - СолОмон;

- странно, что боярыня Морозова перед арестом - не в иноческом одеянии, с цветным платком на голове,да ещё заколотым богатой брошью;

- едя по улице, она кричит народу о "знамЕнии". А должна бы о "знАмении" (уже второй раз замечаю этот "ляп");

- какой-то хлипкий крестик ставит Никон близ Ферапонтова м-ря. Авторы фильма, кстати, как-то забыли упомянуть, что остров, на коем поставили крест, был насыпан посреди озера по приказу Никона монастырскими крестьянами. Такой вот был "безвластный узник";

- вряд ли вино держали в глиняных горшках, чай, не коровье молоко :) Вообще кол-во вина у опального патриарха измерялось вёдрами. Так, только на 1674 г. ему от царя, т.е. из казны, выделили "10 ведер вина церковного, 10 ведер романеи, 10 ведер ренского"(Бриллиантов И. Ферапонтов Белоезерский монастырь, место заточения патриарха Никона. СПб, 1899.С.187). Не скучал чтобы он там, наверное;

- смягчена сцена разговора арестованной боярыни Морозовой с патриархом Питиримом. Насколько помню по её Житию, она не только отказалась от помазания от его руки, но и плюнула ему в лицо;

- показано, как поднимают на дыбу Евдокию Урусову. Но с Морозовой проделывали то же самое, причём вроде бы ещё и не один раз;

- среди заступающихся за боярыню показана ... царевна Софья Алексеевна, в реальности никогда симпатий к староверам не питавшая. Более того, впоследствии явившаяся одной из лютейших гонительниц, издавшей в своё правление печально знаменитые драконовские "12 новоуказных статей о раскольницех";

- когда боярынь увозят в Боровск, те почему-то говорят, что в Пафнутьев монастырь. Там вообще-то одно время сидел прот. Аввакум (что вовсе не отражено в фильме),но ко оным страдалицам обитель отношения не имела - монастырь-то всё же мужской. Потому и держали несчастных женщин не там, а в городской крепости,близ воеводского двора;

- показана казнь под окнами царского терема, чего никогда не бывало: Кремль считался священным местом, его не поганили такими действами. Для этого были другие места: край рва у Спасской башни (где теперь мавзолей Ленина и пр. сов. некрополь:)), "Болото" (ныне Болотная пл. на Балчуге),иногда приговорённых вывозили зА город и т.д. Но не в Кремле же!;

- Иоаким, будущий патриарх, был в Киеве не простым монахом, как говорит в фильме Никон, а настоятелем Межигорского монастыря;

- приходится вновь и вновь повторять: да не называл Никон царскую милостыню "иудиными дарами", брал вовсю, да ещё мало казалось, постоянно писал государю и просил ещё! Ну вот пожалуйста, только одно такое письмо: "В нынешнем 176 (1667) году ... приходил ко мне богомольцу вашему Стефан Наумов (посланник от царя - о.А.П.) и говорил мне ... чтобы я ... тебе великому государю подал благословение и прощение, а ты государь богомольца своего милостию своею ... пожалуешь; и я смиренный тебя ... благословляю и прощаю" (Бриллиантов И. Указ.соч.,с. 149-150). Причём милостыню царь давал не только деньгами и съестными припасами, но и крепостными "людишками". А Никон ещё смотрел, "добрЫ ли" в услужении,и далеко не всех принимал, многих отсылал обратно, нередко подвергая за нерадение телесным наказаниям (Там же,с.188-190,приводятся весьма красноречивые конкретные примеры). Да, пожалуй, жизнь Никона в ссылке - наименее достоверный из изображённых в сериале исторических сюжетов :(

- насколько помню, боярыню Морозову и ДВУХ её соузниц (в фильме почему-то нет третьей, Марии Даниловой) сразу поместили в земляную тюрьму в Боровске,а не только когда выяснилось, что они получали письма от Аввакума;

- боярыня неверно молится за почившую сестру Евдокию, говрит "Помяни", как будто та инокиня, а надо "Покой",т.к. она быля мирянкой. И вместо "причастницу" говорит "приучастницу";уж могла бы актриса в любой староверский молитвенник поглядеть;

- никакой архиерей не посещал Морозову в заточении и не обещал чести от царя за отказ от старой веры, это авторский вымысел. По Житию, присылали к ней однажды только какого-то никонианского старца (вероятно, иеромонаха), но тот не стал её разубеждать,а только поклонился в землю да и ушёл. Видать,и сам сочувствовал страдалице;

- царь и патр. Иоаким говорят о дозволении людям дома молиться по-старому. Между тем именно этот патриарх соборным решением 1682 г. запретил молиться по-дораскольному в частных домах. Так что вряд ли такая беседа могла быть в реальности.

Итак, завтра - последние 2 серии и итоговое обсуждение.
Наверное, подведём некую черту и здесь ...

Комментарии:


должно быть, боярыню одевали по известной картине Сурикова.
А про Евангелие от Луки мне больше всего понравилось
demidova28124


Как раз у Сурикова она в иноческом,т.е. более достоверно изображена.
Вообще же разговор б. боярыни с архиереем по сути, конечно,верный. Вот только не было его в реальности...
o_apankratov


должно быть, этот эпизод в фильме "для равновесия" - вместо того плевка, который был да не показан
p.s.
не похоже на иноческое
demidova28124


Ну как же не иноческое: малую мантию с красной оторочкой видите,а на голове камилавка и чёрный же платок, да и сарафан такой же? Это иноческое одеяние...
 
Вот как наши матушки выглядят (только у неё камилавка под платком не такая высокая,как у Морозовой на картине Сурикова):
o_apankratov


К слову говоря, значительная часть вышеуказанных замечаний говорилась во время картины режиссеру. Но он как заявил в интервью:"ыло очень сложно следовать всем деталям, которые нам подсказывали консультанты, поскольку в таком случае могла разрушиться драматургия картины".

А что было бы без участия консультантов, можно прочесть в первоначальной версии сценария. Сцена заточения боярыни:

" В яму спустился дьяк Кузьмищев с восковой свечой.

За ним с лопатами на плечах и рогожей в руках появились двое помощников в сильно поношенных стрелецких кафтанах, у обоих рваные ноздри.

Кузьмищев подошел к покойной, осветил ее черно-серое лицо, искаженное страданием. Страшный рот и глаза были открыты, руки сложены на груди.

Увидев лицо сестры, Морозова вскрикнула и осела на землю."

epistemon
http://o-apankratov.livejournal.com/103727.html


"Раскол", серии 19 и 20 + итоговое обсуждение

Примечательно, что окончание киноэпопеи пришлось на день памяти одного из священномучеников за древлее благочестие - Даниила, протопопа костромскаго ...

Теперь "придирки" и реплики:

- не помню, чтобы со смертью царя Алексея облегчалась участь старообрядцев;

- слуги Никона читают надпись с датой на кресте, вместо "лета" говорят "года";

- на самом деле Никон не раз и не два письменно прощал царя, надеясь на возвращение былой милости. Одно из таких писем уже цитировалось в предыдущем пОсте, посвящённом сериалу;

- нет данных, что Никон не поминал в молитвах патр. Иоакима;

- царь Фёдор представлен чуть ли не либералом-реформатором. На самом деле он лишь укрупнил Приказы (министерства того времени),объединив близкие по функциям, а местничество отменил (о чём в кино, правда, ни слова)лишь для упрощения командного механизма,в первую очередь в армии. Нечего,мол,считаться с заслугами предков тех или иных бояр и дворян, пусть исполняют приказы без оглядки на родовитость и пр. Либерализация это или,напротив,ужесточение - ещё большой и отдельный вопрос. Совершенно не отражено, что первой женой (он за 20 лет жизни умудрился быть 2жды женатым)царя была полячка Грушецкая, оттого при дворе господствовала польская мода и вообще западные обычаи, включая одежду. Да,и что это в сериале государи и Алексей,и Фёдор - блондины, этакие "русачки"? Первый, судя по прижизненным "парсунам" (портретам; один из них размещал тут) - брюнет, второй - как минимум шатен ... Слабо проработанный и немало идеализированный образ, в общем :(

- сказано что в Кирилове м-ре у Никона было лишь 3 слуг. На самом деле с ним жили два келейника, трое служек, повар и "приспешник" (Бриллиантов И. Ферапонтов Белоезерский монастырь, место заточения патриарха Никона.СПб,1899.С.226). Любопытная цитата оттуда же: "Стол для него велено было готовить ЛУЧШИЙ, ЧЕМ ДЛЯ БРАТИИ, НЕ ТОЛЬКО В РАЗРЕШЕННЫЕ,НО И В ПОСТНЫЕ ДНИ, также велено было давать ему "ПИВО И МЕД ДОБРЫЕ ПО ЕГО ПОТРЕБЕ". "Тяготы заточения", так сказать. Но,как уже говорил намедни,в кино эта тема как-то обойдена;

- и Пётр-то малый, будущий "Великий", у них блондинчик, это уж "ни в какие ворота":(

- эпизод с "подмётными грамотами" и дёгтем на гробнице - чистый вымысел. Грамоты с Ивана Великого разбрасывали во время 1-го стрелецкого бунта,"Хованщины",уже после сожжения Аввакума и иже с ним, а поводом к этой казни послужило последнее, очень дерзкое письмо протопопа, окончательно понявшего, что возврата к древлему благочестию уже не предвидится, к царю Фёдору. Кстати, в кино могли бы его и процитировать. Неужто побоялись?:)

- вряд ли иноки из окружения Никона носили дораскольную одежду и клобуки;

- в конце пребывания в Кирилове Никон ПРИНЯЛ СХИМУ. Что из фильма отнюдь не явствует;

- сцена благословения братии перед отъездом источниками не подтверждается;

- Никон умер в Ярославле, немного не доехав до Москвы. А в кино вообще непонятно, где это было;

- на службе при царе Фёдоре звучит ... дораскольное унисонное пение. А в дониконовских богослужебных эпизодах его почему-то нет :(

- изображается служба на Богоявление, но поют "Достойно есть", а не праздничный задостойник;

- надписи на "подмётной" бересте - с явными орфографическими ошибками. Писавшие их Аввакум со товарищи были отнюдь не столь невежественны;

- из источников ничего не известно о заступничестве за пустозерских сидельцев царицы;

- она к тому же неверно цитирует Евангелие, говоря, что надо прощать "седмижды седмицею" (7х7 раз),а там "седьмдесят крат седмерицею" (70х7);

- фантастичен эпизод с посылкой царём гонцов с приказом об отмене сожжения Аввакума и прочих. По легенде (а не по источникам, замечу) такое было с осадой Соловецкого монастыря: приказали снять,а обитель-то уже взяли,и два гонца с противоположными вестями встретились в Вологде. Но этого в нашем кино нет, однако сей сюжет зачем-то перенесли на другой исторический момент;

- Аввакум,по преданию,предсказывал,что Пустозерск "засыплет песком",а не что он зарастёт непролазной травой, как в фильме. Вообще-то за Полярным кругом высокая трава в принципе не растёт:)

- едва ли при сожжении узников ещё и привязывали к столбу, по-западноевропейски. Из сруба и так не выйдешь;

- вряд ли стрельцы ослушались бы приказа запалить сруб. Так ведь и самим можно там оказаться;

- очень неуместное "строчное" женское пение при сцене казни страдальцев:(

- по преданию, Аввакум и из пламени поднимал руку с двуперстием и призывал православных держаться его. Чего в фильме, однако, нет;

- на одном из явно декоративных "храмов" в киношной "Москве" сделали "Деисус" с иконой Богородицы в центре, как будто Она - Божество:(

- финальная сцена с юным Петром, конечно, сильна. Но вряд ли был допущен барабанный бой в центре столицы в день кончины государя.

Да, и линия вовлечения России в антитурецкую коалицию оказалась НИКАК НЕ ОТРАЖЕНА :(

Тогда как именно при Фёдоре Алексеевиче это было наиболее явственно, велась прямая война с Османской империей за часть Украины. Гетман Дорошенко там в основном на стороне турок выступал, кстати. Наверное, следовало бы хотя бы сказать об этом, в развитие темы переменчивости Хмельницкого, отражённой в предыдущих сериях.

В общем и целом, конечно, сериал вполне мог быть лучше,и намного.

Но и тот, что реально получился, считаю, всё же имеет больше достоинств, чем недостатков.

А какая дискуссия вокруг него развернулась! Сразу видно: задели за живое:)

Надеюсь, и мои скромные замечания принесут тут некую пользу...

Кстати, завтра планирую разместить свод ссылок на комментарии ко всем сериям, для удобства их нахождения.

А обсуждение ... прошедшее без единого живого старообрядца ... не относить же к таковым сотрудника МП о. Иоанна Миролюбова (хотя и старовера по происхождению) ... что сказать ...

На мой взгляд, лучше всех выступал г-н Пихойя, всё же крупный архивист и, чувствуется, настоящий знаток истории, к тому же достаточно свободно мыслящий...

И сам Досталь, конечно, впечатлил.

Наверное, размещу здесь видеозапись этого разговора,и о нём ещё будет возможность потолковать...

Пока же простите ради Христа, устал, откровенно говоря :)

И с наступающим праздником иконы Пресвятыя Богородицы Неопалимыя Купины: она как староверие, горит и не сгорает:)

Комментарии:


про местничество было сказано слово - насколько помню, в том эпизоде, где царь Федор Алексеевич беседует с монахом в лесу, это монах и сказал

письмо процитировали немного - по его прочтении царь Федор Алексеевич отменил свое решение переселить Аввакума с соузниками в монастыри

а у юродивого Федьки борода всё ж есть. Жиденькая, но есть, я вчера нарочно присмотрелась - не забыли гримёры бороду наклеить
demidova28124


Отмена местничества в лесу - конечно, "сильный ход":)

Письмо процитировали другое, то куда жёстче, мягко говоря.

Откуда взяли,что у юродивого была именно столь малая брада - совершенно не понятно.

...Да не защищайте Досталя,я и так за него:)
o_apankratov


да я и не защищаю, я вот думаю не рассердиться ли на него

Никониане по всему интернету именно это письмо и называют причиной казни. в нем тоже есть более жесткие фрагменты, чем "в муках он сидит". А бороденку Федьке просто придумали, то есть из своей головы взяли - вот сложился в голове такой образ юродивого с маленькой бородой, всего и делов.

А в конце обсуждения (что в первый раз, что во второй)прозвучала такая мысль, что если бы не был Никон так крут, не проводились бы реформы силой, да если бы объяснили народу смысл реформы - так и не было бы никакого раскола
demidova28124


Сердиться,конечно,не надо.

Письмо - повод,а не причина казни. Причиной было нежелание покориться никонианам.

Обсуждавшие могут гадать о чём угодно. "История не знает сослагательного наклонения"(с) Они,похоже,говоря о никоновской,подразумевали в основном совсем другие реформы:)

А вот мысли,что старообрядцы,как бы "ретрограды",оказались в 19-нач. 20 вв. "флагманами" отечественной промышленности и капитала, при обсуждении не прозвучало:(

О чём действительно стОит сожалеть:(
o_apankratov


Мне фильм несмотря ни на что понравился. Основные свои претензии к нему я же высказывала. Но все его недостатки скорее из-за сложности темы. Про Шерлока Холмса снимать куда проще и персонаж вымышленный и сразу ясно кто положительный герой а кто нет.:0))

Работа авторами фильма проделана огромная, аналогов ей по скрупулезности и достоверности воспроизведения эпохи я не вижу.
daria_iz_orla

http://o-apankratov.livejournal.com/105882.html