Когда мы стали готовить к публикации цикл интервью с исполнителями главных ролей в киноромане Николая Досталя «Раскол», у нас в редакции возник вопрос «на миллион». Формулируется он проще некуда: какие фильмы были сняты об эпохе раскола и царствия Алексея Михайловича? И как эта эпоха представлена на театральной сцене? Поиск ответов занял не один день.
В своих интервью Николай Досталь неоднократно подчеркивал, что хочет воздать должное незаслуженно обойденной вниманием эпохе. И это – приуменьшение. Эпоха оказалась не просто обойденной вниманием: если восстанавливать историю по историческим фильмам и театральным спектаклям, то времен Алексея Михайловича просто… не существовало. Эпоха раскола относится к «трудным вопросам»: исследователи обходят его стороной, кинематографисты не рискуют связываться. И это происходит с историческим периодом, главные герои которого не постеснялись написать собственные жития и смогли изменить ход истории.

Перед показом фильма Николая Досталя «Раскол» мы решили собрать воедино все, что нам удалось найти об отражении эпохи раскола в искусстве. Список не претендует на полноту, но, похоже, даже полный перечень получится не слишком длинным.

Первый государственный – царский – театр в России принадлежал царю Алексею Михайловичу и просуществовал с 1672 года до 1676 года. Русский театр помнит об этом, но не спешит выносить на сцену истории о том времени.

В первые послереволюционные годы на петроградских малых сценах – в школах, в народных театрах – шла художественная инсценировка «Протопоп Аввакум». Позже на подмостках Госнардома – Народного театра Александровского парка – поставили трагедию в пяти действиях и шести картинах «Патриарх Никон», написанную Владимиром Феофиловичем Боцяновским. Боцяновский, кстати, автор первой биографической книги о Максиме Горьком, но сегодня имя его знают разве что литера-туроведы. Пьеса о Никоне некоторое время входила в репертуар Петроградского государственного драматического театра.

Тогда же, в революционные годы, появилась поэма Максимилиана Волошина «Протопоп Аввакум», написанная в Коктебеле. По признанию Волошина, работа давалась не просто – он переписывал текст семь раз. Чуть позже появилась поэма «Инок Епифаний», выросшая из первоначальной поэмы об Аввакуме. Из этих работ возник замысел диптиха, второй частью которого стала поэма о Серафиме Саровском. 
 
Следующего появления протопопа Аввакума на столичной театральной сцене пришлось ждать до 1992 года, когда свою версию событий XVII века представил МХАТ имени Горького. Спектакль по пьесе Владимирa Малягинa поставил Николай Пеньков. Роль опального протопопа сыграл Владимир Ровинский. 

Казалось бы, живописцы свободнее в выборе сюжетов, но и картин, посвященных эпохе раскола, много вспомнить не получится. Полотна, посвященные церковному собору 1654 и патриарху Никону, написал академик Академии художеств Алексей Данилович Кившенко (1851-1895).  
 
Свое видение споров о вере предложил и Василий Григорьевич Перов - картина «Никита Пустосвят. Спор о вере» посвящена диспуту, случившемуся 5 июня 1682 года. В Грановитой палате в Кремле в присутствии царевны Софьи происходили «прения о ве-ре», закончившиеся приказанием схватить и казнить Никиту Пустосвята, что и было на следующий день исполнено.
 
Самым известным произведением, так или иначе касающимся эпохи раскола, безусловно может считаться знаменитая картина Сурикова «Боярыня Морозова». Первый эскиз «Боярыни» появился в 1881 году; непосредственно к работе над картиной Суриков при-ступил три года спустя, написав «Меншикова в Березове» и побывав за границей. Впервые картина была представлена публике на Пятнадцатой передвижной выставке и получила самую восторженную оценку современников. В.В. Стасов писал: «Суриков создал теперь такую картину, которая, по-моему, есть первая из всех наших картин на сюжеты русской истории. Выше и дальше этой картины и наше искусство, то, которое берет задачей изображение старой русской истории, не ходило еще».

Старая русская история не слишком помогала художнику в работе. Протопоп Аввакум так описал боярыню Морозову: «Персты рук твоих тонкокостны, а очи твои молниеносны. Кидаешься ты на врагов, аки лев». Это все, что знал Суриков о внешности своей героини. Художник долго искал образ – написал нескольких женщин, но результатами оставался недовольным. «Я на картине сперва толпу написал, а ее после, - рассказывал Суриков. – И как ни напишу ее лицо – толпа бьет. Очень трудно ее лицо было найти. Ведь сколько времени я его искал. Все лицо мелко было. В толпе терялось. В селе Преображенском, на старообрядческом кладбище, - ведь вот где ее нашел... Там, в Преображенском, все меня знали. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. Нравилось им, что я казак и не курю. И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна. Я с нее написал этюд в садике в два часа. И как вставил ее в картину – она всех победила».

Суриковская боярыня Морозова оказалась такой яркой, что с нее потом «лепили» свои кинороли многие актрисы, игравшие в театре и в кино. Ефросинья Старицкая, сыгранная Серафимой Бирман в «Иване Грозном», в большой степени появилась под влиянием картины Сурикова.

Свой взгляд на «Житие и стражданье боярыни Морозовой и сестры ее княгини Урусовой» в 2006 году представил Родион Щедрин (телевизионная премьера оперы состоялась 22 декабря 2006 года на нашем телеканале). В основу либретто оперы легли тексты «Жития протопопа Аввакума» и «Жития боярыни Морозовой».

Живопись, театр, музыка, литература – но где же кино? С таким вопросом, не надеясь на свою память и эрудицию, мы обратились к киноведу Евгению Марголиту. Оказалось, что вспоминать почти нечего, разве что эпизоды из телефильма «Михайло Ломоносов». В де-кабрьском номере «Искусства кино» за 2006 год свой сценарий «Жития боярыни Морозо-вой» опубликовал драматург Владимир Карасев. В том же журнале, около 40 лет тому на-зад, публиковались фрагменты из сценария Родиона Тюрина об Аввакуме. Но сценарии остались на бумаге, хотя раскольники-староверы появлялись на экране. 

Одним из первых стало появление староверов в несохранившемся фильме Александра Разумного «Бегствующий остров» 1929 года по рассказу Вс. Иванова. Появлялись раскольники и в «Аэрограде» Довженко и в «Петре Первом». В 1991 году вышла историческая драма «Хмель» Виктора Трегубовича. На этом скромный список заканчи-вается… И это удивительно, ведь Аввакум написал «Житие» о самом себе, а событий во времена Тишайшего царя случилось столько, что хватит не на один десяток фильмов. Кроме того, в списке известных старообрядцев – Савва Мамонтов, Морозовы, Рябушин-ские, атаман Платов – люди, чьи биографии скучными не назовешь, но эта часть их жизни всегда оказывалась «некиногеничной».

20-серийный проект Николая Досталя – попытка вновь заговорить о том, о чем было при-нято молчать долгие годы. Это хороший повод задуматься об истории страны и обсудить то, о чем не решались писать многие историки. 

Параллельно с показом фильма, телеканал «Россия – Культура» предложит ученым, свя-щеннослужителям и деятелям искусства обсудить эти темы в студии.

По материалам сайта телеканала «Культура»