По мнению пастыря, еретичным как раз является признание брадобрития «грехом и еретическим деянием»…

«В Ветхом Завете есть заповедь "Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей" (Кн. Левит 19:27). Однако современность диктует несколько иной порядок, который вовсе не является отменой церковного благочестия. Аккуратность во внешнем виде, соответствие некоторым светским стандартам, необходимость соответствовать вкусам и симпатиям своей супруги побуждает даже многих современных священнослужителей иметь аккуратную и небольшую бороду, что вовсе не является богохульным.
 Поэтому указание старообрядцев на ту формальность, за которую они держатся, считая это образом благочестия и правилом веры, отражает некоторую ограниченность их церковного мировоззрения», - сказал в интервью «Русской народной линии» заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С.Есенина, настоятель Покровско-Татьянинского храма при РГУ, директор православной гимназии игумен Лука (Степанов), комментируя недавнее постановление Совета митрополии Русской православной старообрядческой церкви «О подобающем внешнем виде христиан».

В постановлении старообрядческого Совета митрополии содержится призыв к священникам «обращать внимание на внешний вид христиан, понуждая их, в том числе соответствующими прещениями, к соблюдению церковных канонов». В частности, говорится далее, пастырям необходимо напомнить Соборное постановление Старообрядческой церкви 1908 года: «Признавая брадобритие грехом и еретическим деянием, Освященный Собор вменяет в непременную обязанность священникам со всею тщательностью убеждать подверженных этому пороку, чтобы оставили оный, и если не будут слушать, то, согласно сказанному Апостолом, после второго и третьего внушения, отлучать таковых от Причащения и другой святыни, по усмотрению священника».

«Я не считаю, что в стрижке бород или даже их бритье есть некий убыток для христианского благочестия, - считает отец Лука (Степанов). – Я как монах вовсе не стригу бороду, но обязательным условием своего служения считаю аккуратно подстриженные усы, чтобы они не обмакивались в Кровь Христову, что было бы небрежностью по отношению к Святым Таинам. При этом я не вижу даже малейшей мотивации для того, чтобы тех служителей, которые имеют аккуратную ровную бородку, упрекнуть в ущербности их благочестия. Известно, что каноническим препятствием является неблагообразие, а пострижение бород является как раз следствием заботы о благообразии, ведь не для всех и не всегда удобно оставлять на лице бурную растительность». 

«Конечно, гладко выбритых священников понять трудно, поскольку они уже нарушают заповедь Ветхого завета, да и полное освобождение мужского лица от растительности, присущей мужчинам, дело для меня не совсем понятное, но и в этом случае я не могу сказать, что такой священник или мирянин является разорителем благочестия. Длина бороды священнослужителя – это уже дело вкуса его собственного и его матушки, дело того окружения, в котором он находится и в догматическо-каноническом виде я бы не стал рассматривать свободу священника в этом вопросе», - отметил священник. 

«Старообрядцы для нас не указ, и все их порядки нам перенимать неблагоразумно. Можно с уважением относиться к их оригинальности, соблюдению каких-то формальных правил, но вменять их как пример благочестия для всей полноты нашей Святой Православной Церкви нет ни смысла, ни оснований. В том числе это касается и длины священнических бород, не говоря уже о мирянах. Гладко выбритый мирянин, если он добрый христианин, мне бесконечно дороже, чем лохматый, но озлобленный, осуждающий весь мир человек, гордящийся не по разуму своей бурной растительностью, которая, кстати, свойственна не только человеку. Поэтому я не считаю длинные бороды признаком особого благочестия, хотя и сам, как можно по мне заметить, не стригусь и не бреюсь уже два десятка лет. Просто лично мне так удобней, лично мне это служит напоминанием о моих обязанностях священника и монаха. А в отношении моих собратьев, которых я вижу аккуратными и соблюдающими свою бороду в порядке, я испытываю лишь симпатию и полное одобрение, потому что как говорит апостол, "Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает" (Римлянам 14:22). Ведь все это относится не к выбору благочестия или нечестия, а лишь к внешним обстоятельствам, которые должны соответствовать условиям. Святитель Феофан говорит в отношении одежд, что мы одеваемся не для себя, а для окружающих. Я думаю, что и образ растительности на лице мужчины имеет право и должен сообразовываться с внешними обстоятельствами, общением, присутствием в определенном кругу и не является предметом для канонических прещений. Ересью как раз является мнение о необходимости обязательного сохранения всей растительности на лице мужчины. Вменять это в существенный признак принадлежности к Церкви совершенно недопустимо», - заключил игумен Лука (Степанов). 

«Русская народная линия» 
13.05.2011

 
http://www.ruskline.ru/news_rl/2011/05/13/igumen_luka_stepanov_staroobryadcy_dlya_nas_ne_ukaz/


Комментарии на «Русской народной линии»

Совсем не указ. Любовь к старообрядчеству - одна из форм экуменизма.
М.Яблоков

По сути верно - длинна бороды не мерилоь благочестия. Но все-таки. По словам арх. Рафаила мужчину украшае борода как льва - грива. А лев без гривы похож на борльшого кота). Это о миря-нах, конечно. 
А отцам нашим сам Бог велел..
Блинов

Конечно, для некоторых вкусы супруги важнее заповедей Господних.
Антонина

Да,дальше уже некуда,теперь человек создан по подобию Божьему ничего не значит,то есть муж-чины созданы Богом с растительностью на лице,то есть бородой-это неопрятность,не нравиться жене, усы лезут в рот...
Словом,подъехали к аду.
А.В.Шахматов

Наверное насчет бороды о.Лука прав, не мне судить , но мы можем взять то хорошее, что есть в старообрядческой церкви. Один из примеров. 
ПОСТАНОВЛЕНИЯ ОСВЯЩЕННОГО СОБОРА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ (СОСТОЯВШЕГОСЯ ВО ГРАДЕ МОСКВЕ 20-22 ОКТЯБРЯ 2009 ГОДА).

9. О вреде пьянства и мерах по борьбе за трезвость
9.1. Подтвердить постановление Освященного Собора 1909 г. и напомнить всем христианам о мерах по борьбе за трезвый образ жизни:
а) священники, в силу своей священной обязанности - быть образцом к доброй жизни, должны воздерживаться от употребления спиртных напитков, ибо преданные пьянству - недостойны быть учителями других, но подлежат наказанию по 42-му прав. св. апостол;
б) кроме собственной примерной жизни, священники должны: проповедью, увещанием, беседами и наставлениями, в церкви и в домах, частно и на исповеди, и другими подобными мерами деятельно и настойчиво сокращать и искоренять в своих прихожанах пьянство;
в) уставщики и певцы, почтенные стоянием в церкви впереди народа, также должны идти впереди по пути ведения трезвой жизни; предающиеся же пьянству должны быть увольняемы, невзирая ни на голос, ни на другие их способности;
г) на поминальных обедах по умерших Освященный Собор не благословляет подавать спиртные напитки; а также и на всех торжествах, соединяемых с совершением таинств и богослужения, воспрещает устраивать несвойственные христианам попойки.
Кроме этих мер Освященный Собор благословляет устраивать в общинах и приходах общества трезвости и другие подобные союзы и братства для борьбы с пьянством, распространяя среди народа имеющуюся уже литературу, направленную против пьянства, и создавая литературу старообрядческую, раскрывающую все зло и весь ужас народного пьянства.
Желательно также, чтобы священники в свободное время, но не менее одного раза в месяц, собирали своих прихожан, а в особенности подрастающее поколение, и беседовали с ними о вреде пьянства и о пользе трезвой жизни.
Предлагая к исполнению эти меры, Освященный Собор призывает благословение Божие на всех благопокорных чад Святой Церкви и содействующих благому делу отрезвления своих братьев о Христе.
9.2. Призвать священство не благословлять на церковных трапезах употребление крепких спиртных напитков;
9.3. Призвать общины в ночь под 1 января н. ст. проводить службы святому мученику Внифантию, имеющему благодать избавления от винного запойства;
9.4. Обратиться к Правительству Российской Федерации с предложением об ограничении производства и реализации спиртных напитков и о запрете их рекламы.

10. О вреде табакокурения и употребления наркотических веществ
10.1. Освященный Собор напоминает, что табакокурение и употребление наркотических веществ является тяжким грехом и препятствует спасению души.

Думаю, если внимательно отнестись к жизни старообрядческой общины, можно найти много полезного, что мы можем перенять у нее для нашего нравственного возрастания.
Давайте брать лучшее.
Владимир Панкратов

Любовь к старообрядчеству - одна из форм экуменизма,сказал аноним Яблоков. У него, видимо, полное отсутствие разума.
Лишь бы брехнуть...
А.В.Шахматов

Вопрос о пьянстве и борьбе с ним и так является ключевым в нравственном учении Русской православной церкви. Зачем заимствовать у старообрядцев, то что у нас итак является нормой?
иерей Илья Мотыка

Как прилежный ученик, выписал две фразы из статьи отца игумена: "современность диктует" и "соответствие неким светским стандартам".

Нет, конечно же, старообрядцы православным не указ. Но почему же тогда, объясните мне, неразумному, указ православного ... определяется диктатом современности (извините за некоторое изменение выписанных из статьи фраз) и некими (sic!) светскими стандартами?

Странно как-то получается: старообрядцев мы ниже плинтуса, аки антихристов, а перед неким светским - всегда низкий поклон? Так, что ли?

PS: Следует заметить, что начисто выбритое лицо у мужчины в старину считалось признаком его принадлежности к содомитам. Содомиты, выходит, через некие светские стандарты, увы, в наше время в какой-то степени побеждают?! Так получается?

PPS: Еще одно замечание. Не так давно еще, до 1917 года, в российском обществе у мужчин принято было носить бороду. Только лишь с приходом богоборческой власти лица стало принято брить начисто. Что это, как не связанные с устоями общества и общественным строем события?...
Эрик

Заповедь неоднозначна
Есть разные трактования. Раньше я понимал буквально, сейчас размышляю как Лопухин:

"Они не должны брить головы своей и подстригать края бороды своей и делать нарезы на теле своем." (Лев.21,5)

"Изуродование головы, бороды и тела в честь мертвых, запрещенное всем израильтянам вообще (XIX,27,28), тем строже воспрещено служителям Иеговы, святого Бога, между тем запрещаемые обряды имели связь с языческими культами"
 
http://lopbible.narod.ru/lev/_lev028.htm

Проще говоря, эта заповедь против язычества и суеверий. Также надо помнить, что мы живем в Новом Завете, где есть только 2 заповеди: любить Бога и ближнего.
КириллЪ

"усы лезут в рот..."
Уважаемый Андрей!

Если Вы совершенно не постригаете свои усы, то как Вы умудряетесь причащаться Святых Таин, позвольте Вас спросить?
Александр Изгоев

Интересно кто из старообрядцев соблюдает субботу, отказывается вкушать свинину, обрезывается. Почему они почитают иконы? Ведь все это заповеди Божии неоднократно Им озвученные. Они совершенно справедливо замечают, что Сам Господь освободил их ритуального, обрядового закона. Вот и батюшка говорит нет смысла соблюдать другую ветхозаветную заповедь, предназначенную для ветхозаветного священства. 
Глупо когда старообрядцы, решение Стоглавого Собора произошедшего в 16 в. и канонизирующего этнографические особенности русского народа, навязывают как символ веры и квинтэссенцию смысла всего православия всему крещенному православному миру. И чем бранят брадобритием.
иерей Илья Мотыка

Глупо когда старообрядцы, решение Стоглавого Собора произошедшего в 16 в. и канонизирующего этнографические особенности русского народа, навязывают как символ веры и квинтэссенцию смысла всего православия всему крещенному православному миру. И чем бранят брадобритием,сказал иерей.
Такого сумбурного высказывания я не встречал.
А.В.Шахматов

Эрик (№8) - поддерживаю. М.Яблоков -"Любовь к старообрядчеству - одна из форм экуменизма". Любовь к старообрядчеству это, как минимум, сохранение русской идентичности.
Волостников

Я за бороду!!! Но белому духовенству я думаю ее можно слегка приводить в порядок,монахам наверно кроме подреза усов,другое не допустимо. И вообще нам православным пора протянуть друг другу руки. Я хожу в МП,но старообрядцев и катакомбников признаю и считаю своими братьями во Христе,и очень желал бы быть с ними едиными.Наверно я экуменист. А вот модернистов,кочетовчев,католиков и баптистов я вообще за христиан не считаю. И всех кто с ними лобызается считаю иудами и как жизнь показывает так оно и есть.P.S. Я носил бороду,сейчас бородка и почему то она многих напрягает. Мол типа как ваххабит. ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
блудный сын

Слава Богу,что есть истинно православные и подлинно русские люди (староверы),а то бы от русской нации остались только рожки да ножки.

А.В.Шахматов

Старообрядцы волосы стригут и ногти. Разве с их точки зрения это не является искажение образа Божия. Правда некоторые сиднеевские философы не ответ чем волосы на подбородке, чем то принципиально отличаются от волос на затылке.
Одним словом "отцеживают комара, а верблюда поглощают."
Второстепенный вопрос, не имеющий никакой ценности не имеющий. Старообрядцы довели до вселенской значимости. 
Сам бородатый, так как священник безбородый, что кот бритый.
иерей Илья Мотыка

Все русские святые и великие люди носили бороды,как Достоевский,Менделеев,Даль...,а духовные выродки начали подрезать и брить,под папу Римского.
А.В.Шахматов

Блудный сын подумай, считают ли катакомбники и старообрядцы, православных братьями во Христе. Носить бороду тебе никто не может запретить. Но зацикливаться на ней глупо.
иерей Илья Мотыка

Иерей Илья,Вы,рассуждаете,как католик,вот почему Вас называют самостийником-украины.
А.В.Шахматов

Да бороду ношу и не кто мне не запретит,кроме собственого страха или комфорта,ну или в бою спалят или вырвут - все бывает в этой жизни. А вот насчет старообрядцев незнаю считают ли они меня своим братом,я их даже в живую не видел. А вот среди катакомбников у меня есть друг и я думаю он меня считает братом во Христе, хотя в храмы друг другу не ходим,но молились вместе и ели,пили,веселились. НА ВСЕ ВОЛЯ БОЖИЯ. Ибо наступит момент и отделит Господь овец от козлищ,где обрящуся аз? Един Бог ведает!
блудный сын

Да пустим римский папа ходит на двух ногах, дышит, умывается, ходит одетым. Что мы в своем антилатинизме и антипапизме должны отказываться от этого. Папа римский конечно еретик и общаться с ним вредно, но не нужно дело доводить до абсурда.
Суслик

Шахматов выше перечисленные вами люди были православными, отнюдь не староверами.
иерей Илья Мотыка

Иерей Илья,Вы продолжаете детские разговоры-Достоевский,Менделеев и Даль были первым делом русские люди,и не подражали дикарям,которые стриглись и брились под папу Римского.
А.В.Шахматов

из всего прочитанного не было ни одного мнения самих старообрядцев.О чём это говарит? А говарит это только о том что все постановления были принимаемые для своего общества(старообрядцев)так о чём спор.Православие это прежде всего свобода веровать или нет,присущая человеку,вот мы и свободны в своём выборе и ответ будим давать за свои "грехи".Лично мне комфортно с бородой и усами(не подрезаю),и благовейность пред "чашей"не уменьшилась,а только наоборот!!!
Старовер

Возводить бритьё или небритьё бороды в национальный, то бишь народный, то бишь языческий обряд, то бишь ритуал, то бишь действо-иудейство в догмат Церкви Христовой. Ну-ну...

Интересно, старообрядцы хотели бы соблюдать и все прочие ветхозаветные заповеди, коих пророк Ездра насчитал 613? А напомнить некоторые из них? То-то...
Коля

К стриженым и бритым обновленцам на исповедь не подхожу.
Анастасия

Новообрядцам православные каноны, которые староверы стараются хранить, "не указ".
Им указ -- "светские стандарты" и "современность", которая им что-то "диктует".
Это очень верно подмечено.
Нечего добавить
Михаил Родин

 
http://www.ruskline.ru/news_rl/2011/05/13/igumen_luka_stepanov_staroobryadcy_dlya_nas_ne_ukaz/