1. О кандидатах в епископы; (Митрополит Корнилий)
  2. О взаимоотношениях с Белокриницкой Митрополией; (Митрополит Корнилий)
  3. Рассмотрение проектов положений об икономе, благочинном и секретаре епархии; (Протоиерей Евгений Чунин (См. приложение 1))
  4. Рассмотрение прошения о передаче здания Успенского храма-колокольни и содержимого иконохранилища и книгохранилища митрополии в ведение Рогожской общины; (Протоиерей Виктор Жельцов)
  5. Об отношении к так называемой «новой хронологии»; (Библиотечно-архивный отдел митрополии (См. приложение 2))
  6. О возможности признания действительным чина оглашения, совершаемого в РПЦ при непогружательном крещении; (Протоиерей Геннадий Четвергов (См. приложение 3))
  7. Отчет о состоявшихся встречах с инославными; (Протодиакон Виктор Савельев)
  8. Об издательской деятельности митрополии; (Руководитель Информационно-издательского отдела А. В. Антонов)
  9. О составлении Книги памяти о репрессированных; (Г. Чистяков)
  10. О финансовом положении митрополии и содержании Московского духовного училища; (Бухгалтер митрополии Н. Е. Смирнова)
  11. О предоставлении общинами учредительных документов; (Юрист митрополии П. Ф. Коробейников;)
  12. Разное.
Приложение 1.1.

(Проект, одобренный СМ 5.08.2010)

Положение об икономе епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1    Иконом епархии является помощником епархиального архиерея в осуществлении финансовых и хозяйственных дел.
1.2    Иконом избирается епархиальным съездом из числа клириков данной епархии и получает от епархиального архиерея благословение и письменную доверенность.
1.3    Иконом епархии действует по благословению и под руководством епархиального архиерея.
1.4    Иконом епархии имеет право подписывать финансово-хозяйственные договора и другие официальные документы епархии (в пределах своей компетенции) и пользоваться для этой цели официальным бланком и печатью епархии.

2. ОБЯЗАННОСТИ ИКОНОМА ЕПАРХИИ
Иконом осуществляет контроль за финансово-хозяйственной жизнью епархии и ее общин:
2.1 – отвечает за правильность и рачительность сбора и расходования средств епархиальной кассы;
2.2 - контролирует правильность и своевременность отчисления общинами средств на содержание епархии и Церкви; - по письменному благословению архиерея имеет второе (после архиерея) право первой подписи на платежных поручениях и иных финансовых и хозяйственных документах;
2.3 – Осуществляет контроль за финансово-хозяйственной жизнью общин и монастырей, надзор за деятельностью богаделен, больниц и лечебниц, приютов, благотворительных столовых и прочих благотворительных учреждений епархии;
2.4 - по благословению архиерея посещает общины епархии с целью проверки. Результат инспекционного посещения общины иконом излагает в форме письменного отчета и подает 1) архиерею и 2) председателю общины;
2.5 – имеет попечение о благоустройстве храмов и церковных общин епархии;
2.6 – имеет попечение о материальном содержании клириков, церковнослужителей и прихожан храмов и монастырей епархии.

3. ПОЛНОМОЧИЯ ИКОНОМА ЕПАРХИИ
В целях исполнения возложенных на него обязанностей иконом епархии имеет следующие полномочия:
3.1 Требовать от руководителей общины предоставления документов (в т.ч. финансовых) для ознакомления, а так же задавать связанные с этим вопросы;
3.2 При посещении общин епархии - облачаться и участвовать в богослужении (при условии предварительного благословения епархиального архиерея);
3.3 Отлучаться от своего храма для исполнения обязанностей по епархии на срок до 10 дней.

4. ОБЯЗАННОСТИ КЛИРИКОВ И ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛЕЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ИКОНОМУ ЕПАРХИИ
Клирики и члены церковных органов общин епархии обязаны:
4.1    Заблаговременно извещать иконома епархии о планируемых мероприятиях в сфере реставрации, капитального ремонта или реконструкции храмов и капитальных церковных построек;
4.2    Предоставлять иконому по его требованию документы, касающиеся финансово-хозяйственной жизни общины, а также протоколы отчетно-выборных собраний.



Приложение 1.2.

(Проект, одобренный СМ 5.08.2010)

Положение о благочинном священнике Русской Православной Старообрядческой Церкви

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1.    Каждая епархия распоряжением правящего архиерея разделяется на благочиния.
1.2.    Благочинного священника назначает правящий архиерей письменным распоряжением из числа клириков данного благочиния.
1.3.    Благочинные священники призваны оказывать содействие архиерею в духовном контроле и окормлении приходов благочиния.

2. ОБЯЗАННОСТИ БЛАГОЧИННОГО СВЯЩЕННИКА
Благочинный священник обязан:
2.1.    Осуществлять контроль за исполнением в приходах благочиния постановлений Освященных Соборов, Советов Митрополии, епархиальных Съездов и совещаний, совещаний благочиния а так же распоряжений архиерея;
2.2.    Осуществлять контроль за благообразием и порядком церковно-служебной и требосовершительной практики в приходах благочиния, заботиться о поддержании авторитета приходских священнослужителей, уставщиков и пономарей и благопристойностью их служения;
2.3.    Иметь информацию о наличии и подготовке духовных кадров в различных приходах благочиния и предоставлять эту информацию епархиальному архиерею ;
2.4.    Осуществлять наставничество и контроль за обучением недавно хиротонисанных священнослужителей и церковнослужителей (в т.ч. приглашать их для стажировки в свой приход);
2.5.    Иметь попечение о безпреткновенном совершении служения и исполнении треб в приходах благочиния, в т.ч. вносить архиерею предложения по поручению обслуживания тех приходов, где служащий священник временно отсутствует, а так же лично совершать неотложные требы в этих приходах;
2.6.    Осуществлять наставничество и контроль за созданием и деятельностью Воскресных школ и других форм христианского обучения детей и подростков, привлечением подростков и молодежи к участию в богослужебной жизни приходов;
2.7.    Контролировать своевременную передачу в епархиальное управление копий значимых документов благочиния и каждого из входящих в него приходов: государственных регистрационных документов, протоколов совещаний благочиния, протоколов отчетно-выборных и иных приходских собраний, приходских ходатайств и писем с подписями прихожан;
2.8.    При необходимости вносить епархиальному архиерею предложения по определению и утверждению границ сопредельных приходов благочиния;
2.9.    Не реже одного раза в год посещать каждую общину благочиния, извещая настоятеля храма о своем посещении;
2.10.    Сопровождать архиерея при его посещении приходов благочиния;
2.11.    В случаях возникновения проблем в общинах благочиния немедленно извещать епархиального архиерея и принимать все необходимые меры для уврачевания ситуации;
2.12.    Извещать архиерея в случае необходимости временного отбытия из своего прихода на срок более недели.

3. ПОЛНОМОЧИЯ БЛАГОЧИННОГО СВЯЩЕННИКА
В целях исполнения возложенных на него обязанностей благочинный священник имеет следующие полномочия:
3.1.    Обращаться к клирикам, церковнослужителям и мирянам приходов благочиния с вопросами и предложениями, касающимися приходской жизни, и получать соответствующие ответы;
3.2.    Присутствовать на отчетно-выборных собраниях общин благочиния;
3.3.    При посещении приходов благочиния облачаться и участвовать в богослужении (в т.ч. и в отсутствие епархиального архиерея), уважая права настоятеля приходского храма – как первенствующего в том храме, к которому он рукоположен;
3.4.    При необходимости совершать требы в приходах благочиния (в случае невозможности совершения их приходским священником). Все требы и священнодействия совершаются с обязательным извещения настоятеля прихода.
3.5.    Предлагать вопросы в повестку дня епархиального Съезда и совещания;
3.6.    Проявлять инициативу в назначении совещания благочиния (предложения его даты и проекта повестки дня) и вносить такие предложения архиерею и секретарю епархии;
3.7.    В отсутствие архиерея и секретаря епархии председательствовать на совещании благочиния и подписывать его протокол;
3.8.    Отлучаться от своего прихода для исполнения обязанностей по благочинию на срок до 6 дней.

4. ОБЯЗАННОСТИ КЛИРИКОВ И ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛЕЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К о. БЛАГОЧИННОМУ
Клирики, церковнослужители и руководители общин благочиния обязаны:
4.1.    Заблаговременно извещать благочинного священника о предстоящих значимых делах и событиях приходской жизни (о назначении отчетно-выборных приходских собраний, датах приезда архиерея, проведении особенных богослужений и т.д.);
4.2.    Приглашать благочинного священника для участия в приходских праздниках и мероприятиях;
4.3.    Своевременно извещать благочинного священника о всех состоявшихся значимых событиях в жизни прихода;
4.4.    Предоставлять благочинному священнику по его просьбе документы о жизни прихода, в т.ч. копии документов – для передачи в епархиальное управление;
4.5.    Обращаться к благочинному священнику за консультациями по разрешению недоумительных вопросов в отношении церковного устава, сложных случаев совершения приходских треб и иных проблем;
4.6.    Настоятели приходских храмов благочиния, кроме этого, обязаны предварительно извещать благочинного священника о предполагаемых случаях отбытия из своего прихода на срок более 6 дней.



Приложение 1.3.

(Проект, одобренный СМ 5.08.2010)

Положение о секретаре епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1    Секретарь епархии является помощником епархиального архиерея в административной деятельности и в ведении документации епархиального управления
1.2     Секретарь епархии назначается епархиальным архиереем – как правило, из числа клириков епархии и получает от него письменное удостоверение.
1.3    Секретарь епархии действует по благословению и под руководством епархиального архиерея.
1.4    Секретарь епархии имеет право подписывать письма и другие официальные документы епархии (в пределах своей компетенции) и пользоваться для этой цели официальным бланком и печатью епархии.

2. ОБЯЗАННОСТИ СЕКРЕТАРЯ ЕПАРХИИ
Секретарь епархии:
2.1.  Заведует делопроизводством епархии:
2.1.1 - отвечает за правильность ведения журналов и папок входящих и исходящих писем, благословений архиерея и распоряжений по епархии;
2.1.2 - по благословению архиерея занимается подготовкой проектов писем и документов, в т.ч. в рамках своей компетенции лично отвечает на официальные письма;
2.1.3 - совместно со Службой протокола епархии осуществляет подготовку официальных визитов и встреч архиерея и участвует в подготовке отчетов о таких встречах:
2.1.4 – отвечает (совместно с бухгалтером) за своевременность составления и подачи отчетов общин епархии в органы МинЮста (Росрегистрации) и другие инстанции;
2.1.5 - контролирует правильность документооборота в общинах епархии и своевременную передачу в епархиальное управление копий государственных регистрационных документов;
2.1.6 – отвечает за рассылку по общинам епархии Постановлений, решений, приглашений и иных материалов, поступающих из Митрополии и предназначенных для распространения по общинам;
2.1.7 - отвечает за сохранность и полноту архива документов епархии.
2.2. Обеспечивает проведение Епархиальных съездов и совещаний:
2.2.1 - подготавливает проект Повестки дня Съезда или совещания и согласовывает его с архиереем;
2.2.2 - организует рассылку предварительной информации по благочиниям и общинам;
2.2.3 - учитывает прибытие и участие в заседаниях Съезда или совещания всех, кто был приглашен;
2.2.4 - совместно с председателем Съезда или совещания организует протоколирование хода соборных заседаний и фиксацию принятых в процессе заседания решений;
2.2.5 - совместно с редакционной комиссией Съезда участвует в подготовке текстов Постановлений и других итоговых документов Съезда или совещания;
2.2.6 - организует своевременную рассылку Постановлений съезда по общинам;
2.2.7 - доводит до сведения настоятелей и председателей общин благословения и распоряжения епархиального архиерея и по благословению архиерея контролирует выполнение таковых распоряжений.



Приложение 2

О НЕОБХОДИМОСТИ РАССМОТРЕНИЯ ВОПРОСА ОБ ОТНОШЕНИИ РПСЦ К Т. Н. «НОВОЙ ХРОНОЛОГИИ» НА ОСВЯЩЕННОМ СОБОРЕ 2010 ГОДА

Исчисление прошедшего времени, на котором строятся познания о прошлом, т.е. то, что называется историей, искони считалось Церковью одной из важнейших основ христианского мировоззрения. Календарные вопросы, в особенности, дата празднования Св. Пасхи и её вычисление, рассматривались на целом ряде Соборов, начиная с Апостольского (см. пр. свв. Апостол 7-е; подробнее - 7-ю гл. буквы «П» «Алфавитной Синтагмы» (сборника церковных правил) византийского канониста XIV в. Матфея Властаря (по любому изд.)). Точная дата Рожества Христова, 5500-й год от Сотворения мира, дана в «Кормчей» патр. Иосифа на 1-м л. главы «О Вселенских и Поместных Соборах», а также в ряде других святоотеческих творений (подробнее - в статье «К 2000-летию Рожества Христова» в календаре РПСЦ на 1992 г.). На этой строго - канонической основе в Византии, Древней Руси и других христианских странах при монастырях и храмах велись летописи, составлялись такие хронологические пособия, как, например, «Миротворный круг» св. Геннадия, архиепископа Новгородского (XV в.). В некоторых же особенно важных случаях Предание Церкви извещает нас не только о годе и дне, но даже о часе того или иного события. Так, в 32-й гл. «Большого Устава» («Око церковное») сказано: «Господь наш Исус Христос распялся в лето 5533-е, марта 30, в пяток, в 6-й час дня». А в нашем ежегодном календаре под 25-м марта ст. ст. указывается, что «Благовещение Пресвятой Деве было в 5499 году от Сотворения мира, в субботу, в 5-й час дня».

 Нарушение названных выше постановлений считалось тяжким прегрешением. 1-е правило Поместнаго Собора Антиохийскаго гласит: «Все дерзающие нарушати определение … о святом празднике спасительныя Пасхи, да будут отлучены от общения и отвержены от Церкви». В толковании же Вальсамона разъясняется: эти нарушители «не должны быть удостаиваемы ни кафедры, ни звания, ни какого - либо другого священнического преимущества» (цит. по: «Трёхтолковая» Кормчая, т. 3, М., 2000. С. 139, 142). Соответственно, когда в 1582 г. католиками в подвластных им странах был введён т.н. «новый», или григорианский (по имени римского папы Григория XIII, автора реформы) календарь, изменивший даты и празднования Пасхи, и Рожества Христова (стали утверждать, что оно было в 5508 г. от Сотворения мира), на православном Востоке это восприняли как очередную ересь латинян. Чему был посвящён Константинопольский Собор 1583 г., осудивший данное новшество. И в Чин принятия в Православие из католичества было внесено проклятие тех, кто, разрушая исконное Предание Церкви, утверждает, будто Спаситель родился на 8 лет позднее 5500-го года «от Адама». Эти Чин и проклятие имеются и в нашем старопечатном «Большом Потребнике» патр. Филарета. Отсюда, повторю, предельно ясно, что вопросы хронологии отнюдь не являются в Церкви чем - то «неважным» или «малозначительным».

 Со времён никоновской «церковной реформы» середины XVII века верными хранителями неповреждённого православного Предания остались лишь христиане - старообрядцы. Когда в самом конце названного столетия Пётр I ввёл в России летоисчисление «от Рождества Христова», при переводе дат было, к сожалению, принято за основу то самое, проклятое свв. отцами латинское мнение о Воплощении Спасителя в 5508 г. И староверы обвинили царя в «краже восьми лет». Поскольку были твёрдо убеждены, что еретическое мнение в столь важном вопросе, как хронология Священной истории, никак не может быть истинным. В дальнейшем традиционные источники хронологических сведений - летописи, а также древнерусские, византийские и некоторые западные исторические сочинения, активно использовались старообрядцами как обоснования своей правоты в полемике с никонианами. Немало ссылок на эти труды можно встретить, в частности, в знаменитых «Поморских ответах» 1723 г. и в «Ответах диакона Александра» («Керженских») 1719-го. Да и сами оригиналы летописей зачастую хранились в староверческих собраниях, возможно, спасённые таким образом от, мягко говоря, немного чтивших старину новолюбцев. Один из первых российских учёных - историков XVIII в. В. Н. Татищев свидетельствует, что, например, весьма известная 1-я Новгородская летопись, один из её сохранившихся доныне списков 1444 г., был «отобран у раскольников» (Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1. Л., 1987. С. 246). Старообрядчество, таким образом, было надёжным хранилищем всей полноты Предания Церкви, в том числе той его части, которая относится к исчислению времени. К сожалению, в недавние годы это положение несколько пошатнулось.

 В начале 1990-х гг. на Рогожском крестился вместе с семьёй некто Глеб Владимирович Носовский. Вскоре выяснилось, что это учёный, математик и физик, работает в МГУ. Казалось бы, надо только радоваться, когда столь просвещённые люди приходят в старообрядчество. Но в один «прекрасный» день Великого поста 1998 г. в алтарь (!) Покровского кафедрального собора внесли целую стопку каких - то книжек, на обложках которых «красовалось» стилизованное под икону изображение св. влмч. Георгия, увенчанного почему-то шапкой Мономаха. Книга называлась «Империя», а авторами её были академик - математик А. Т. Фоменко и упомянутый выше Носовский. «Наш прихожанин написал!» - слышались восторженные слова. Однако при знакомстве с содержанием сего опуса никакого восторга не возникало. Наиболее полно впечатление от книги выразил покойный священноинок Димитрий (Растегаев): «Это хула на Бога, хула на русских святых, историю и культуру, это труд злонамеренных людей, цель которых – духовно погубить Россию» (цит. по: Гусева М. Священноинок Димитрий (Растегаев) (1968 – 1998). Церковь. Старообрядческий церковно - общественный журнал. № 8 – 9.М., 2010.С. 69). И действительно, в «Империи» утверждалось, что от Христа до наших дней прошло не две, как считалось ранее всеми, в том числе, как показано выше, и свв. отцами, а лишь одна тысяча лет. Рожество Христово, если верить авторам, оказывается, «было» … в 1054 году (!). А многие исторические личности, и даже государства, искусственно «раздвоены и растроены» некими «злоумышленниками от истории», дабы заполнить «вымышленными» событиями якобы «добавленное» ими тысячелетие. Так, «новые хронологи» (и в «Империи», и в прочих «трудах») уверяют, что на самом деле Русь и Монголия - одна и та же страна, Великий Новгород – это Ярославль, Исус Христос - пророк Елисей и греческий царь Алексий Комнин, Чингисхан - одновременно Юрий Долгорукий и св. влмч. Георгий (а родился он в донской станице Семикаракоры (!)), Батый – Иван Калита, Александр Невский – и хан Берке, и князь Симеон Гордый, а Иоанн Грозный - Василий Блаженный. Одно из «доказательств» последнего: т.к. один из старинных портретов царя написан на иконной доске с ковчегом (углублением в центральной части), следовательно, монарх был канонизирован (!). Характерного для образов святых нимба, замечу, на том портрете нет. Продолжать перечень подобных «великих открытий» можно было бы ещё долго. Куда уж тут католикам и Петру I с их лишь восемью украденными годами! По сравнению с Фоменко и Носовским они не более чем «мелкие шалунишки».

 Возник вопрос: какова должна быть реакция Церкви на новое учение, к коему прямо причастен один из её членов? И летом того же 1998-го вл. Алимпий письменно отлучил Г.В. Носовского от прикосновения ко всякой святыне, «вплоть до полного раскаяния». Его, однако, не последовало и по сей день. Напротив, после «Империи» увидели свет десятки (!) «новохронологических» откровений (каждое - не на одну сотню страниц!), с критикой уже не только русской, но и общемировой истории. Они выходили и выходят значительными тиражами, в отличном полиграфическом исполнении, их можно найти практически в любом крупном книжном магазине. Всё это, следовательно, серьёзно финансируется. Цель очевидна. Словами одного из современных публицистов, «у нас уже отобрали, украли и обесценили всё, что только можно. Осталось немногое: своя культура и своя история». Видимо, кому-то очень хочется, чтобы мы, что называется, «сдали» и её. Сделавшись то ли монголами, то ли вообще не пойми кем, только не русскими, подтвердив таким образом «правоту» Фоменко и Носовского.

 Это поняли многие, и с лжеучением развернулась борьба. Вышло несколько объёмных сборников научных трудов, детально опровергающих постулаты «неохронистов». Отреагировало и господствующее исповедание, выпустив брошюру «Ложь и антихристианская сущность «новой хронологии». В нашей же среде эти издания, увы, остались практически неизвестны. Напротив, сегодня налицо попытки «реабилитации» г-на Носовского. Видимо, чтобы вызывать к нему сочувствие, стали говорить о его как бы старообрядческих корнях (мол, у него родня под Лысково, т.е. он чуть ли не земляк покойного вл. Алимпия). Кроме того, Алексей Юрьевич Рябцев как минимум дважды публиковал статьи на Интернет-ресурсе «новых хронологов» (http://new.chronologia.org/ ). В одной из них заявив (на основании лишь своих умозаключений, без ссылок на какие - либо исторические источники), что православная пасхалия принята не на 1-м Вселенском Соборе в IV в. по Р.Х., как сказано в «Кормчей», а якобы составлена только в XIV столетии. Библейские же события «никак не могли произойти за 1300 лет до создания Пасхалии. … Если на самом деле окажется, что Господь … воплотился на тысячу лет позже, чем считается сейчас, это для автора будет огромной радостью. Чем ближе к Спасителю (хотя бы только по времени), тем лучше» (Рябцев А.Ю. История пасхальных расчётов и эпоха создания пасхалии//Сборник статей по новой хронологии, выпуск 8, 19 мая 2009 года. Режим доступа: http://new.chronologia.org/volume8/pashalii.php)

Между тем, в серьёзной исторической науке отношение к «новой хронологии» давно сформировано. Дискуссии по этому вопросу в основном закончились ещё в начале 2000-х годов. Сенсации не произошло. Фоменко и Носовский не совершили никакого «переворота». Им удалось увлечь своими «откровениями» лишь сравнительно небольшое число сторонников, с сектантским по сути типом сознания, абсолютно не воспринимающих какую-либо критику.

 Итак, если мы, имея страх Божий, желаем, по примеру свв. отец, сохранить верность канонам Церкви и Священному Преданию, а также доброе имя перед внешним миром, в том числе научным, предлагаем:
  • вынести соборное постановление, осуждающее т.н. «новую хронологию» как лжеучение, противное Священному Писанию и Преданию Церкви;
  • подвергнуть Г.В. Носовского отлучению от Церкви, как не только не принесшего покаяния в своих заблуждениях в течении 12 (!) лет, но напротив, распространяющего их с ещё большим размахом и упорством;
  • поставить вопрос о канонических прещениях единомышленникам Г.В. Носовского из числа чад РПСЦ.
Библиотечно - архивный отдел Митрополии РПСЦ



Приложение 3

О возможности признания действительным чина оглашения, совершаемого в РПЦ при непогружательном крещении

В N-скую епархию РПСЦ обратился новообрядческий батюшка с просьбой принять его в лоно нашей Церкви. Человек грамотный, энергичный, на язык – острый, новообрядцев ругает и т.п. Одна беда – две жены у него. Законная с четырьмя детьми и сожительница с одним дитем. Но, по нашим понятиям, ежели его принять первым чином, т.е. через крещение, то проблемы снимаются – с сожительницей обвенчать, дитя крестить и можно снова в попы ставить. И никакой он не многодетный папа. Всё это дурной сон.

Таким образом, есть ситуации, и их не две и не три, из которых видно, что в наших обычаях есть лазейки для «лукавых человеков», которые действительно «преуспевают на горшее».

Попытаемся уловить логику последовательных священнодействий.

По установленному порядку при переводе от беспоповцев священник с приходящим молится чин отречения от беспоповской ереси, далее священник читает молитвы, которые не мог читать беспоповский наставник, освящает воду по чину, которым не мог освящать беспоповский наставник, мажет миром приходящего, потому что это вовсе не было совершено и т.д. Единственно, что священник  не делает - не погружает человека в воду, т. к. это было совершено. Т.е. он совершает то, что не было совершено.

Совершая перевод от никониан, крещёных в три погружения по 1 главе служебника еп. Арсения Уральского, наш священник не повторяет чина оглашения, который совершается обычно перед крещением в никонианской церкви, но читает одну молитву огласительную и уже отрицается приходящий от ереси никонианской, а не от сатаны и его дел. Далее читается символ веры, потому что он в своё время в чине оглашения  перед крещением в новообрядческой церкви был произнесён с ошибкой и через миропомазание принимает приходящего. Т. е. тем самым признаётся почти весь чин оглашения, как совершёный, и маслопомазание, и освящение воды, и погружение в этой воде, и пострижение и т. д., т. е. всё, кроме миропомазания. Только миром не тем помазан был человек. Священник помазал – «благодать святаго духа» - теперь всё правильно. Всё логично: что-то из совершённого, мы признали действительным, что-то совершено неверно - мы исправили.

И лишь когда к нам приходит непогружательно крещеный новообрядец, то тут логика наша начинает хромать. Мы принимаем его через крещение - совершенно правильно делаем! Но почему мы повторяем заново чин оглашения, который был совершён в РПЦ? Получается в случае  погружательного крещения мы этот чин признали действительным? В случае поливательного крещения мы этот же чин не признаем. Мы заставляем повторно отрекаться от сатаны? Приходящий уже отрекался от сатаны и обещался Христу и пытался жить по-Божии. Т. е. в этом случае я считаю чин оглашения, совершённый в РПЦ, тоже нужно признать действительным и его оглашать, как пребывавшего в ереси никонианской и соответственно отрекаться он должен не от сатаны, а от ереси, в коей пребывал.

Чин оглашения существует для того, чтобы испытать человека - сможет ли он жить по-Божии, как обещался на оглашении. Если выдержал все предписанное, то крестить и причащать. Если не выдержал, то крестить нельзя! I Вселенский Собор в 14 правиле постановил оглашенных и согрешивших в период оглашения «на три лета ставити между слушающими», а потом уже опять с оглашенными. А 5-е правило Неокесарийского Поместного собора мысль продолжает: «Аще же – говорит - и пребывая между слушающими согрешит - да изгонится из Церкви».

Таким образом, если признать у приходящих в нашу Церковь поливательно крещенных новообрядцев совершённый чин оглашения действительным и, если таковые согрешили будучи в оглашении так, что потеряли достоинство на священную степень, то они должны понести епитимию по правилам Кормчей и только после этого их следует крестить и причащать, но священнослужителем он быть уже не может.

Возвращаясь к вышеприведённому примеру. Если бы мы признали совершённое в РПЦ оглашение этого «горе-батюшки» действительным, то пояснили бы ему, что он прелюбодей и должен вернутся к жене своей и привести ее и детей своих в истинную веру и в оглашении должен пребывать и нести епитимию как прелюбодей, после чего креститься и спасать душу свою в истинной Церкви, в которой соблюдаются правила Кормчей. А по 51 правилу св. Василия Великого и по 9 правилу св. Поместного Собора Неокесарийского он уже не может быть священнослужителем.

Подводя итог, предлагаю чин оглашения новообрядцев, крещеных поливательно и желающих перейти в лоно нашей Церкви, признать совершённым и отречения для них производить по первой главе служебника  еп. Арсения Уральского.

Тогда мы лазейку для «лукавых человеков» частично прикроем.

Председатель комиссии по чиноприему
протоиерей  Геннадий (Четвергов)