В Москве, на Рогожском 20-21 апреля 2010 года собрался очередной Совет Митрополии РПСЦ.

Для начала в который раз необходимо упомянуть, о не вполне определённом статусе Совета Митрополии. С одной стороны, не раз было озвучено мнение митрополита Корнилия о том, что Совет Митрополии является только консультативным органом при митрополите. С другой стороны мы видим, что на некоторых Советах митрополии были попытки ревизии решений Освященных Соборов и даже древлеправославных чинопоследований (попытки объявить  «необязательным» чин отречения от никонианской ереси и даже оглашения крещаемых, содержащийся в чинопоследовании Таинства св. крещения).
Необходимо отдать должное актуальности Совета митрополии 20-21 апреля 2010 года. Наш сайт уже не раз обсуждал проблему нехватки епископов в РПСЦ и критическое состояние епископата. Наконец-то от слов перешли к делу. Вдруг, неожиданно для многих, от года к году, от Собора к Собору вечный кандидат в епископы был не только реально выбран кандидатом, но и достаточно своевременно  рукоположен. Досадно только, что новопоставленный епископ Патермуфий почему-то оказался назначен на кафедру в Хабаровске, в то время, как практически все видели его епископом «Донецким и Городищенским» или «Луганским и Городищенским».  Во всяком случае, собрание духовенства Киевской епархии РПСЦ, состоявшееся 17 февраля 2009 г. в г. Одессе, поддержала кандидатуру священноинока Патермуфия в епископы, несомненно, имея в виду назначение его на один из регионов Украины (Донбасс). На старообрядческих Интернет-форумах появились сообщения, что с такой просьбой в Москву к митрополиту Корнилию с Украины приезжала делегация верующих, которая привезла с собой свыше тысячи подписей.

Многие убеждены, что без Патермуфия (Артемихина), много сделавшего для окормления приходов в пос. Городище и с. Ольховатка, эти приходы, несомненно, придут в упадок.

Как известно, так называемая Слободская Украина, в пределах которой проходила пастырская деятельность священноинока Патермуфия, была достаточно тесно связанна со старообрядчеством (здесь родились Кондрат Булавин и архиепископ Флавиан (Слесарев), а восточная часть Донбасса входила в Область Всевеликого войска Донского, значительная часть казаков которого исповедала старую веру.

Больной и не вполне дееспособный архиепископ Саватий (Козко), Киевский и всея Украины, однозначно нуждается в епископе – помощнике и сотруднике.
Складывается впечатление, что поспешное поставление священноинока Патермуфия в епископы и назначение его на кафедру Уссурийскую и всего Дальнего Востока вызвано, в первую очередь, сложной ситуацией среди старообрядцев Дальнего Востока, большая часть которых вышла из церковного общения   с Московской Митрополией и имеют своего епископа Внифантия (Смольникова), непризнанного Московской Митрополией. Назначение на Дальний Восток епископа Патермуфия - это попытка противопоставить «елисеевцам» своего епископа.

Вряд ли это приведёт к оздоровлению ситуации.

Причиной разделения послужила политика сближения с РПЦ МП, настойчиво проводимая Московской Митрополией в последние годы и упорное нежелание идти на какой-либо диалог с неприемлющими этот курс. Вся эта ситуация осложняется и амбициями таких видных священнослужителей, как о. Елисея Елисеева, неформального лидера «отделившихся» на дальнем Востоке, и о. Александра Чукаленко, возглавляющего сторонников Московской Митрополии там же.

В этих условиях назначение молодого епископа в этот проблемный и конфликтный регион, к которому он раньше не имел никакого личного отношения, может привести к тому, что он просто «сломается», «перегорит», и не сможет принести той пользы, которую бы принес на своей родной Луганщине.

Безусловно, важнейшим деянием Совета Митрополии стало его суждение о так называемой ювенальной юстиции и обращение к Президенту РФ по этому поводу.

«Ювенальная юстиция» - это специальная система правосудия для несовершеннолетних, которая в последние годы широко внедряется на Западе, а теперь и в России и на Украине. Необходимость её введения обосновывают тем, что она даст возможность создать милосердное правосудие для подростков и защитить детей от произвола родителей. На самом деле эта система полностью изменит на ультралиберальных принципах «толерантности» мораль, семейную жизнь и образовательную систему, сделает невозможным христианское воспитание детей в семьях верующими родителями.

Ювенальная юстиция призвана в мировом масштабе окончательно упразднить институт «патриархальной семьи», препятствующий установлению «Нового мирового порядка».

Многие принципы ювенальной юстиции, например, внесудебное изъятие детей из семьи, противоречит фундаментальным принципам правового государства и могут содействовать установлению диктатуры «либерального фашизма».

То, что эта проблема может напрямую затронуть старообрядцев, стало ясно после вопиющего случая незаконного изъятия  ребёнка из семьи старообрядческого священника о. Димитрия Бугунова (Киевская епархия РПСЦ).

Старообрядчеству в прошлом, в XIX веке, уже приходилось сталкиваться со случаями насильственного изъятия из «идейно неправильных» семей детей.  Теперь эта страшная практика опять начинает возрождаться в новом обличии.

Хотя в наше время об угрозах ювенальной юстиции впервые заговорили активисты РПЦ МП, проблема не является узкоконфессиональной. Об этом свидетельствует то, что борьбу с ювенальной юстицией поддержали левые радикалы, поскольку внесудебное изъятие детей становится мощным средством давления на несогласных, и просто множество нецерковных и далёких от политики людей.

Вряд ли старообрядцам стоит без разбора отвергать все без исключения общественные инициативы только на том основании, что о них начали говорить в РПЦ МП. Поэтому решение Совета Митрополии об обращении к Президенту РФ по поводу ювенальной юстиции можно только приветствовать.

Насколько известно, какого-либо подобного обращения к властям со сторону священноначалия РПЦ МП пока нет.

Важным является решение Совета Митрополии «О Церковном календаре». Поводом для этого стала новая редакция публикуемых в календаре святцев, подготовленная о. Александром Панкратовым. В целом приветствуя дополнение святцев именами многими святых вселенской и русской церкви, необходимо признать, что новые святцы содержали немало ошибок и вызывающих споры имен. Но, в то же время, решение Совета Митрополии о простом возвращении к месяцеслову календаря за 2006 год является явной перестраховкой, перечеркивает то положительное, что содержат в себе наработки о. Александра Панкратова.

Решение Совета Митрополии «О возможности служения иерея Алексей Легостаева и диакона Сергия Жумбаева» вызывает ряд вопросов, и первый из них – кто это вообще такие и откуда они в нашу Церковь пришли.

Регулярно на Соборах и Советах Митрополии обсуждается возможность присоединения к нашей Церкви неизвестно откуда взявшихся клириков, которые потом неизвестно куда исчезают.

Впечатляет изобилие круглых и не вполне круглых юбилейных празднеств, обсуждаемых на Совете Митрополии: «О мероприятиях, связанных с 65-летием Победы в Великой Отечественной войне», «О праздновании 200-летия Отечественной войны 1812 года», «О праздновании 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского», «О почитании памяти протопопа Аввакума 14 апреля 2012 г. в связи с 330-летием его мученической кончины», «О почитании памяти св. Патриарха Гермогена в 2012 г. в связи с 400-летием его мученической кончины». Поневоле вспоминается эпоха брежневского «застоя», когда решение злободневных проблем подменялось  всевозможными торжественными празднествами и юбилеями.

В завершении надо сказать о том, что не отражено в решениях Совета митрополии. Продолжается молчание по поводу высказываний и поступков Симеона (Сергия) Дурасова, что служит немалым соблазном для верующих.


Редакция "Современного Древлеправославия"