От редакции: В последние годы на самых разных соборных и церковно-общественных форумах Русской Православной Старообрядческой Церкви обсуждался вопрос создания протокола встреч православных (старообрядческих) духовных лиц с священнослужителями еретических исповеданий.

Впервые речь о таком протоколе была поднята во время первосвятительства митрополита Андриана. Такой протокол был разработан, но принять его не успели. Новый предстоятель РПСЦ митрополит Корнилий, как сообщал сайт «Соборность 2007» отрицательно отнесся к самой попытке регламентации своей деятельности.
Протокол был положен «по сукно» вплоть до Собора 2007 года, когда Церковь была потрясена раздором, связанным с соблазнительными действиями администрации РПСЦ в области внешних церковных контактов. На Соборе 2007 года вопрос протокола был рассмотрен и принято следующее постановление:

«7. О протоколе встреч епископата и клириков Русской Православной Старообрядческой Церкви с инославными священнослужителями

7.1. При встречах с инославными клириками считается недопустимым: совместная молитва, лобзание, благословение инославных клириков.

7.2. Создать комиссию по выработке протокола встреч с инославными в следующем составе: протоиерей Евгений Чунин, протоиерей Валерий Шабашов, иерей Алексей Лопатин (председатель), А.Ю. Рябцев.

7.3. Поручить комиссии представить проект протокола встреч на ближайший Совет Митрополии».

К сожалению, это постановление в большей своей части осталось на бумаге. Хотя комиссия была создана и разработала несколько вариант протокола встреч с инославными священнослужителями, эти проекты в течении двух лет были заблокированы лицами близкими к администрации Московской Митрополии.

В этом, 2009 году на Освященный собор поступили запросы от христиан с просьбой рассмотреть на Соборе вопрос протокола.

Так, известный церковный деятель и канонист, участник многих Соборов нашей Церкви Алексей Юрьевич Рябцев подал «Предложения по повестке дня Освященного Собора 2009 года», где под пунктом 2 было:

«Внести в повестку дня вопрос о принятии разработанного комиссией под председательством о. Алексия Лопатина Протокола встреч с инославными.

Необходимость этого принятия обусловлена соблазном, возникающем после многочисленных встреч священнослужителей Церкви с инославными религиозными руководителями. Принятый Собором формальный порядок таких встреч будет способствовать внутреннему спокойствию в Церкви и не позволит возводить на церковное руководство необоснованные обвинения.

Предлагаемый докладчик: о. Алексий Лопатин или кто-то из членов комиссии (для зачтения Протокола и ответа на возникающие вопросы)».

Надо надеяться на вынесение данного важного вопроса на суд Освященного собора. Информационный портал «Современное древлеправославие» оставляет за собой право опубликовать формулировки всех поданных в установленном порядке и не включенных в повестку дня Освященного Собора вопросов. Это будет сделано уже после начала Собора, чтобы избежать обвинений в разглашении формулировок до соборного обсуждения. Сегодня мы публикуем один из последних вариантов протокола опубликованного 27 июня 2008 г. на сайте «Портал-Credo.Ru».


Проект протокола встреч клириков Русской Православной Старообрядческой Церк-ви с инославными священнослужителями


А. МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОНТАКТЫ – ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

I. Предисловие

Встречи между клириками РПСЦ и инославными священнослужителями считаются межконфессиональными контактами и могут носить официальный или неофициальный характер. Для того, чтобы никто не смог опорочить чистую репутацию старообрядческих священнослужителей, их действия во время таковых контактов должны исключать возможность возникновения каких-либо подозрений как среди православных христиан, так и среди иноверных. В связи с этим межконфессиональные контакты должны носить гласный характер и иметь четкую практическую оправданность.

Настоящий документ призван регламентировать межконфессиональные встречи клириков РПСЦ (в дальнейшем – "встречи") - порядок их назначения, подготовки, проведения, протоколирования, архивирования отчета, а так же порядок составления отчётов и способы информирования о проведенных встречах православных христиан и иноверных.


II. Основание и цели межконфессиональных контактов

Целью любой предполагаемой встречи должна быть конкретная практическая задача, предварительно сформулированная и зафиксированная (устно или письменно; если во встрече участвует архиерей – только письменно).

Каждый участник встречи должен твердо знать и соблюдать требования и рекомендации настоящего ПРОТОКОЛА.

Экскурсии, паломничества и посещение святых мест, находящихся вне юрисдикции Русской Православной Старообрядческой Церкви, определяются теми же требованиями Протокола, как и встречи с инославными клириками.


III. Места и условия деловых межконфессиональных контактов

Встречи не желательно проводить в храмах и молитвенных зданиях иных религиозных организаций.

Встречи не желательно проводить при ситуациях предполагающих молитвенные действия членов иных конфессий.


IV. Экскурсии и паломничества

При посещении инославного храма обычные "три поклона" при входе не совершаются, равно как и внутри храма. Вместо этого при входе необходимо оградить себя крестным знамением, не совершая поклона, и не совершать никаких молитвенных действий, пребывая внутри инославного храма.

При организованном поклонении мощам святых или чтимым иконам, находящимся в инославных храмах, необходимо четко соблюдать требования необщения в молитве с членами иных конфессий:
  • Предложить инославному духовенству стоять поодаль, не совершая никаких совместных молитвенных действий (не крестясь, не кланяясь, без пения или чтения), и начинать поклонение святыне после получения их на то согласия;

  • Соблюсти порядок поклонения мощам или иной святыне согласно канонам и традициям Церкви;

  • Желательно не допускать фотосъемку процесса поклонения без особого разрешения (это ограничение желательно заранее согласовать).

  • Экскурсии по старообрядческим храмам для иноверцев допускаются во внебогослужебное время при условии благоприличного поведения;

  • Никому из иноверных нельзя входить на амвон и в алтарь, совершать внешние молитвенные действия.

  • Присутствие гостей из других конфессий на вечерах знаменного пения и иных небогослужебных мероприятиях в старообрядческих храмах совершается на условиях экскурсии.

  • Внешний вид иноверных должен соответствовать святости места и не должен оскорблять православных христиан.

V. Правила этикета при межконфессиональных контактах

  • При встрече клирик РПСЦ приветствует клирика инославной конфессии неглубоким поклоном и устным пожеланием здравствования и спасения ("Доброго здоровия", "Добрый день" и т.п.).

  • Допускается совершение светского рукопожатия – без излишнего взаимного приближения.

  • Не допускаются церковно-канонические формулы приветствия ("Христос посреде нас" и т.п.).

  • Не допускается испрашивать благословение у инославных клириков или подавать оное инославным.

  • От предложенной трапезы предпочтительно вежливо отказаться. Участие в трапезе допускается, в крайнем случае, с четким соблюдением требования "немоления". Особенно нежелательно участие в трапезе архиерея.

  • Во время встречи (в процессе переговоров) возможна подача прохладительных напитков или чая, не предполагающая совершения молитвы стоя и вслух. В этом случае каждый из участников встречи самостоятельно ограждает себя Крестным знамением и после этого может испить предложенные напитки или чай.

VI. Формы обращения к клирикам РПЦ и иных конфессий.

К клирикам инославных конфессий принято обращаться следующим образом:

  • к Патриарху: "Ваше Святейшество", "Владыка имярек";

  • к митрополиту или архиепископу: "Ваше Высокопреосвященство", если он не один, а два или более - с добавлением "Владыка имярек";

  • к епископу: " Ваше преосвященство", если он не один, а два или более, с добавлением "Владыка имярек";

  • к священнику: "Ваше преподобие", если он не один, а два или более, с добавлением "отец имярек";

  • к монаху: "Отче имярек";

  • к мирянину: по имени - отчеству. В зависимости от контекста допускается прибавлять к обращению "уважаемый" или "глубокоуважаемый"
Подобно сему и клирики инославных конфессий должны обращаться к старообрядческому митрополиту, епископу "Владыко", а к священнику "Отче".


Б. МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ АРХИЕРЕЕВ

- епархиальных епископов и Предстоятеля Церкви

VII. Предварительные условия и обеспечение контактов

  • Каждое епархиальное управление (равно и митрополия) должна иметь Службу протокола в лице не менее одного назначенного архиереем для этой цели сотрудника (желательно клирика епархии).

  • Служба протокола епархии (митрополии) отвечает за соблюдение процедуры подготовки, проведения и протоколирования каждой встречи, а так же составляет письменный отчет о состоявшейся встрече и подготавливает материалы для пресс службы епархии (митрополии).

  • Служба протокола епархии несет ответственность перед Епархиальным советом и Епархиальным съездом, а Служба протокола Митрополии - перед Советом Митрополии за совершаемые межконфессиональные и иные внешние контакты, и регулярно отчитывается о состоявшихся контактах перед этими органами.

  • Письменный отчет вместе с другими документами о состоявшихся межконфессиональных встречах может быть затребован у Службы протокола епархии или митрополии Освященным Собором и должен быть предоставлен вместе с иными запрошенными документами и необходимыми комментариями.

  • Митрополия организует и проводит в Москве ежегодные семинары по обмену опытом и совершенствованию работы Служб протокола Митрополии и епархиях.

VIII. Порядок предварительной подготовки встречи

Инициатива проведения встречи может принадлежать любой из сторон.
Архиерей дает письменное указание Службе протокола о подготовке конкретной встречи.

Служба протокола вырабатывает предложения и согласовывает с архиереем:
  • круг вопросов для обсуждения и примерные цели предстоящей встречи,

  • список участников встречи и возможные варианты;

  • предполагаемую дату встречи и возможные варианты;

  • место встречи и место переговоров;

  • порядок прибытия/убытия участников;

  • необходимость и стиль подарков и при необходимости производит их подбор.
Дарение инославным клирикам или мирянам старинных икон и книг, а также иных священных предметов,, бывших до того в молитвенном употреблении старообрядцев, не допускается. Уместно дарение книг современной печати, фотографий, видеофильмов и звукозаписей.

Служба протокола связывается с аналогичной службой другой стороны и сообщает своему архиерею для согласования:
  • перечень вопросов, предложенных другой стороной,

  • список участников встречи – с другой стороны,

  • предполагаемые встречные подарки и иные торжественные действия,
  • условия фотосъёмки, аудио-видеозаписей встречи и список допущенных корреспондентов,

  • возможные заявки СМИ на видео- и иные интервью, а также другие возможные ньюансы.

После завершения предварительной подготовки Служба протокола епархии докладывает Епархиальному совету (съезду), а Служба протокола Митрополии - Совету Митрополии цели, условия и обстоятельства предполагаемой встречи.

Епархиальный совет (съезд) или Совет Митрополии заслушивает доклад Службы протокола о предварительной подготовке встречи и после обсуждения выносит решение об утверждении данной встречи.

Подготавливаемая встреча считается назначенной после одобрения и протокольного утверждения ее повестки Епархиальным Советом (или Съездом) – для епархии, либо Советом Митрополии – для Митрополии.


IX. Порядок непосредственной подготовки и проведения встречи

После утверждения повестки готовящейся встречи, Служба протокола доводит информацию о встрече до каждого участника встречи и согласовывает с ним его личное участие;
  • определяет докладчиков по каждому из вопросов,

  • содержание выступлений- определяет какие документы или наглядные материалы необходимы,

  • определяет того, кто готовит необходимые документы и пр.,

  • согласовывает время и место сбора участников встречи,

  • форму одежды участников, напоминает о необходимых личных документах и т.д.

Служба протокола согласует с другой стороной порядок подачи в СМИ и иные соответствующие структуры информации о проведенной встрече.

Служба протокола, если это нужно, согласует с другой стороной порядок последующей подготовки совместного коммюнике или информационного заявления во взаимодействии с пресслужбой.

Служба протокола подготавливает проект информационной заметки о встрече (как о совершенной) и список адресов для распространения данной заметки после совершения встречи.

Как правило, Служба протокола распечатывает для каждого участника встречи вспомогательные материалы с указанием:
  • имен участников встречи (с другой стороны), их должностей и титулов,

  • повестки встречи,

  • конспекта содержания отдельных вопросов, если это нужно.
В ходе деловой встречи Служба протокола обеспечивает ведение протокола, аудио- или видеозаписи переговоров и контролирует выполнение согласованной программы встречи.

Обеспечивает архивацию стенограмм и черновиков, а так же иных подготовленных в результате встречи материалов и документов.

В ходе экскурсионной или паломнической встречи Служба протокола следит за тем, что бы:
  • не допускалась фотосъемка архиереев РПСЦ без согласования со Службой протокола;

  • не допускались единоличные собеседования архиереев с инославными клириками;
После завершения встречи, если это уместно, по инициативе архиерея или Службы протокола может быть назначено внутреннее совещание по обсуждению состоявшейся встречи с протоколированием итогов этого обсуждения.


X. Порядок составления отчета о прошедшей встрече

Служба протокола составляет краткий отчет о прошедшей встрече (для сообщения на епархиальном совете или Совете митрополии), и прикладывает к нему все соответствующие документы:

  • распоряжение архиерея на подготовку встречи;

  • проект программы для предварительного рассмотрения Совета;

  • утверждающее постановление епархиального совета или Совета митрополии;

  • вспомогательные материалы участника встречи (см. гл. IX, п. 5 настоящих правил);

  • стенограмму, аудио- или видеозаписи встречи;

  • постановления, коммюнике и иные совместные документы, возникшие в результате встречи (если таковые обсуждались и/или принимались);

  • протокол внутреннего итогового обсуждения (если таковое проводилось),

  • окончательный отчет Службы протокола;

После доклада перед епархиальным советом или Советом митрополии Служба протокола подшивает отчет о прошедшей встрече в отдельную папку и хранит в собственном архиве три года, а после этого сдает его в архив митрополии.


XI. Межконфессиональные контакты Предстоятеля Церкви, архиепископов, епископов.

Епископ, а тем более Предстоятель Церкви не может иметь межконфессиональные контакты частного характера.

Предстоятель Церкви не должен встречаться с инославными клириками ниже епископов (если же кто-то из таковых сам просит о встрече - Предстоятель может дать поручение совершить такую встречу кому-либо из клириков РПСЦ – иному епископу или священнику, который после сего докладывают о состоявшейся встрече Предстоятелю Церкви).

Встречи Предстоятеля не должны проходить в храмах и молитвенных зданиях иных религиозных организаций.

Не допускается присутствие Предстоятеля в иноверных и инославных храмах во время совершаемого там богослужения.

При участии епископа, а тем более Предстоятеля Церкви в межконфессиональных встречах любого типа его сопровождают, если это возможно, не менее двух членов делегации. Недопостимы единоличные межконфессиональные контакты

При участии Предстоятеля в межконфессиональных встречах Служба протокола непременно согласовывает с другой стороной способы освещения состоявшейся встречи и по-рядок взаимного согласования информационных материалов.

При случайной встрече с каким-либо инославным клириком и обнаружении обоюдного желания или потребности обсудить с ним ряд вопросов Предстоятель должен удержаться от продолжения незапланированной встречи и предложить встретиться в запланирован-ном порядке. В этом случае Предстоятель Церкви дает поручение Службе протокола о подготовке такой встречи.

Подготовлен специальной Комиссией Освященного Собора РПСЦ, но не утвержден Советом митрополии РПСЦ.

По материалам сайта "Портал-Credo.Ru"