Около 18 лет длились чаяния чад Московской Патриархии о созыве Поместного Собора. В церковных и околоцерковных СМИ постоянно будировалась тема созыва этого форума представляющего «всю церковную полноту». На грядущий Поместный собор возлагали те или иные надежды все слои и группы современного российского новообрядчества.
Представители бывшей зарубежной церкви чаяли осуждение сервильных и антицерковных действий патриарха Сергия Старгородского, анафематствование экуменизма, выхода РПЦ МП из Всемирного совета церквей. Обещание решить эти вопросы и привело наивных зарубежников в лоно «красной церкви».

Украинская православная церковь Московской Патриархии представляющая более 12 000 приходов, ждала обсуждения и решения проблемы церковного раскола на Украине. Церковные консерваторы ждали прояснения позиции по вопросам отношений с инославием и в частности сближения с Римом. Особенно остро этот вопрос стал после публичных молений патриарха Алексия (Редигера) с католиками в соборе Парижской Богоматери.

Рядовое духовенство надеялось на решение своих непростых материальных и церковно-канонических проблем, таких как пенсия по старости, права общин и приходов, беззаконный перевод священника с прихода на приход.

Рядовые верующие ждали, что церковь, наконец, сформирует свое мнение по острым социальным вопросам, осудит безудержный грабеж населения в виде повышения тарифов ЖКХ, транспорта и цен на продукты питания. Должны были рассматриваться вопросы лжестарчества махровым цветом расцветающего в Московской Патриархии, вопросы возврата к каноническим нормам относительно передвижения епископов с кафедры на кафедру, лишения сана за совершение тяжких грехов или отлучения от Церкви за социальные преступления.

Однако ни эти, ни другие важнейшие церковные и церковно-общественные вопросы не были ни обсуждены, ни решены, ни даже заявлены. Поместный собор, который должен был проходить не менее четырех дней, завершился всего за полтора дня. Все это выглядит актом глубочайшего неуважения и презрения к соборянам, простым верующим РПЦ МП, плевком в лицо обществу еще надеющегося на духовное лидерство этой конфессии.

В оставшиеся часы собора «митрополитбюро» во главе с нареченным патриархом Кириллом инициировали обсуждение вопроса дальнейшего закрепления ереси папизма, разделения Церкви на учащую и учимую. Князья церкви усмотрели в статьях и без того оскопленного церковного устава РПЦ «чрезмерную роль мирян и простого духовенства».

Уже после завершения собора активный представитель реакционного лобби глава Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами протоиерей Димитрий Смирнов пояснил, что рядовое духовенство и миряне, в отличие от касты епископов не имеют права решать церковные вопросы: «Если ты хочешь иметь власть в церкви - нет проблем: отрекайся от имущества, от брака - и в полное послушание. Если ты будешь, достоин и образован, тебя выберут, будешь епископ, будешь иметь власть».

О. Дмитрий Смирнов отмечает, что руководство РПЦ МП полагает необходимым лишить рядовое духовенство и мирян права выдвигать кандидата в патриархи. Можно подумать, что такое право ранее использовалось! Он говорит: «Поэтому если бы была полная демократичность, то процедура носила бы отрицательный характер, это могло бы помешать. Потому что мирян и священников на Соборе больше, чем епископов, в три раза… Я не сторонник демократии в том ее виде, в котором она присутствует в наших странах. В этом смысле наши церковные выборы гораздо лучше». По его словам, если бы Собор «захотел демократичности в чистом виде, то можно было бы вообще зарубить весь процесс… Но теоретически такая возможность есть. Не дай Бог, чтоб это было, поэтому в дальнейшем надо такую возможность (выдвигать кандидатов в патриархи от священников и мирян – прим. ред.) ликвидировать». (Интервью РИА НОВОСТИ http://www.rian.ru/patriarches/20090128/160362592.html)

Разрекламированный Поместный собор принял всего два итоговых документа. Первый документ, традиционно бессодержательного содержания называется «О жизни и трудах Русской Православной Церкви». В этой помпезной, но бесполезной бумаге, по стилю напоминающей деяния так называемых «Русских Соборов» рассказано о замечательных достижениях новообрядческой церкви. Устами этой бумаги Поместный собор «свидетельствует о продолжающемся возрождении Русской Православной Церкви, которое совершается трудами Преосвященных архипастырей, клира, монашествующих и мирян», о «становлении конструктивных отношений Церкви с органами власти различных государств», «воздает должное трудам приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II», «сохраняет неизменную приверженность делу утверждения общеправославного единства в исповедании спасительной веры», «призывает пастырей и мирян развивать диалог с окружающим обществом, включая гражданские объединения, мир науки и культуры» и т. д.

Воистину сизифов труд новообрядческого Поместного собора! Чтобы подготовить это отчетно-показательное деяние достаточно уровня пресс-секретаря Московской Патриархии о. Владимира Вигилянского или даже мелкого клерка ОВЦС.

Второе соборное деяние носит наименование: «Определение Поместного Собора Русской Православной Церкви (Москва, 27–28 января 2009 года) «Об Уставе Русской Православной Церкви». Никаких серьезных предложений по изменению Устава РПЦ МП это деяние не предполагает. Оно лишь подтверждает Устав церкви принятый в 2004 году со всеми его нарушениями канонического права и ересями: «Утвердить исправленный и дополненный Устав Русской Православной Церкви, принятый Юбилейным Архиерейским Собором 16 августа 2000 года, с дополнениями и поправками, принятыми Архиерейским Собором 27 июня 2008 года». Для староверов это решение имеет некоторое важное значение. Например, если в решениях Архиерейского собора 2004 года еретические высказывания Устава РПЦ МП о делении церкви на учащую и учимую носили еще характер частного соборного определения, то ныне ответственность за него ложиться на «всю полноту» Московской Патриархии.

Завершился Поместный Собор столь же пустопорожним Посланием «возлюбленным о Господе пастырям, честным инокам и инокиням и всем верным чадам Русской Православной Церкви» в котором призвал всех чад церкви «укреплять единство во имя Христово под омофором нового Предстоятеля — Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла».

Итак, чающие великих соборных деяний достойных древних соборов или хотя бы новообрядческого Собора 1917-1918 годов получили равнодушную цедульку, бюрократическую отписку, которой не то что церковное здоровье поправить, но и торчащий срам прикрыть не получиться

Фотоматериал взят с сайта Патриархия.Ру.