Архиерейский собор 2008 - фото официального сайта Московской ПатриархииТолько прямые выборы епископов в РПЦ МП смогут дать толчок к исцелению церковной жизни это конфесии

Еще несколько месяцев назад властная элита Русской Православной Церкви Московской Патриархии уверял общество и простых верующих о невозможности созыва общецерковного (т. н. «Поместного») собора новообрядческой церкви. Во множестве книг, брошюр, журнальных, газетных статей и Интернет-публикаций «православные» мыслители рассказывали о необычайной дороговизне и сложности созыва такого собора.
То здесь, то там появлялись страшилки об «опасности справа» которая, грозит церковному благополучию в виде распоясавшихся соборян-опричников требующих канонизации Ивана Грозного и Григория Распутина. Седовласые и моложавые архипастыри уверяли публику, что любые церковные вопросы можно решить на архиерейском соборе, а поучаемой пастве следует тверже знать свое место. Даже назначенный на 2000 год Поместный собор, посвященный 2000-летию христианства, и тот был отменен «по техническим причинам».

Время, однако, показало, что все заверения новообрядческих иерархов, миссионеров, богословов и публицистов не более чем пропагандистская ширма, призванная сохранить бесконтрольную власть над простыми верующими. Оказалось, что для созыва поместного собора не требуются ни миллионы рублей, ни годы титанических усилий. Церковный форум, о созыве которого было объявлено после упокоения патриарха Алексия II, соберется всего через полтора месяца после своего созыва, хотя Устав РПЦ отводит на подготовку к Поместному собору гораздо больший срок.

Некоторые староверцы, наблюдающие за жизнью современного никонианства, в преддверии собора задаются вопросом: а насколько легитимен этот собор хотя бы в рамках самой РПЦ МП? Может ли этот собор приступить к исследованию и исцелению никоно-петровского раскола Церкви?

Для начала рассмотрим его состав. Основу Поместного собора, равно как и архиерейского собора РПЦ МП составляет епископат. Всего в РПЦ сегодня насчитывается 203 архиерея, из них правящих – 149. Ни один из этих епископов не был избран ни в епархиях, ни в на заседаниях Соборов. Никаких полномочий от епархий, духовенства и мирян эти лица не имеют.

Кроме того, все эти «архипастыри» при своем поставлении не имели даже соборного избрания и утверждения. Как известно кандидаты в епископы в РПЦ МП отбираются и утверждаются в закрытом клерикальном органе т. н. священном синоде – неканоничном церковном институте доставшимся новообрядческой церкви со времен императора Петра I. Сами кандидатуры будущих епископов выдвигаются соответствующими лоббистами: постоянными членами синода, группами архиереев определенной сексуальной ориентации, реже влиятельными монастырями из списка «кузниц кадров».

Подсвечники - чиновники в храмеВ советский период все рукополагаемые архиереи утверждались в комитете по делам религий и соответствующих партийных органах. Уже одно это выводит персонажей рукоположенных до 1991 года за рамки канонического поля. Согласно святоотеческим правилам, епископы, поставленные с употреблением власти мирских начальников, подлежат извержению из сана. Справедливости ради надо отметить, что и до революции иерархия синодальной церкви имела неканоничный характер. Кандидаты в архиереи утверждались императором по представлению мирского чиновника обер-прокурора синода. Члены синода должны были приносить присягу на верность императору, где в клятве признавали его «крайним судией» над собой. После 1943 года архиереев РПЦ МП практически назначали в органах политической полиции.

Неканоническими также являются и назначения этих архиереев на кафедры. Противоречат церковным правилам все производимые внутри РПЦ МП перемещения архиереев, образование и раздел церковных областей. Последние явления особенно часто проявляются на Украине где решения о утверждениях кандидатов в архиереи, перемещение епископов и разделе епархий принимаются в узком кругу митрополита Владимира Сабодана.

Таким образом, следует отметить, что нынешний епископат РПЦ МП имеет весьма сомнительный канонический статус, а его представители, епископы де-легаты собора не являются реальными представителями управляемых ими епархий. Эти церковные сановники, по сути, не представляют никого кроме себя. Точнее сказать они представляют интересы небольшого высокопоставленного церковного сословия численностью 203 человека.

Еще одна категория соборян грядущего собора РПЦ – это духовенство, представители монастырей и духовных учебных заведений. Ни для кого не секрет как ныне выбираются такие «представители». Правящий архиерей епархии предлагает епархиальному собранию кандидатуру такого представителя и она утверждается открытым голосованием. Из 150 епархий Московской Патриарх только в двух или трех церковных областях (например в Львовской епархии) были реальные альтернативные выборы либо использование жребия. В остальных же местах «представителями» епархий стали, как правило, настоятели кафедральных соборов, монастырей и прочие деятели, приближенные к архипастырским тронам князей церкви.

Чиновники и духовенство РПЦ МПОднако наиболее удивительную категорию нынешних соборян представляют собой миряне. Все 90-е годы новообрядческая общественность требовала участия мирян в решении церковных вопросов. В дни Архиерейских соборов храм Христа Спасителя облепляли пикеты из церковных старушек, юношей в подрясниках и иноков безымянных монастырей которые требовали созыва Поместного собора с участием мирян.

Все это совершенно не укладывалось в планы церковных функционеров. «Возможно ли вообще выбрать адекватных делегатов от мирян на собор?», - вопрошал диакон Андрей Кураев, ныне активно участвующей в предвыборной компании на стороне митрополита Кирилла (Гундяева). Миссионер пугал читателей, что под видом благоверных прихожан на заседания святая святых Московской Патриархии проникнут свидетели Иеговы, адвентисты седьмого дня и прочие меннониты. Однако в ходе так называемых выборов делегатов собора, стало ясно, что проще верблюду пройти сквозь игольные уши, чем адвенистам седьмого дня проникнуть на заседание Поместного Собора Московской Патриархии. Ибо избираются на этот собор отнюдь не постные старушки и лесные отшельники, а люди к церкви отношение, имеющее далекое, но включенные в структуры современной элиты.

В состав епархиальных делегаций вошло беспрецедентное число представителей госвласти и бизнеса. Так, Ростовская епархия выдвинула делегатом владельца ОАО "Донской табак", зампреда комитета Государственной думы по бюджету и налогам единоросс Ивана Саввиди. Делегатом от Барнаульской и Алтайской епархии стал председатель правления фармацевтической компании ТОО "Юнифарм" Юрий Нижегородцев. Бобруйск представит директор ОДО "Яробел", а также председатель комиссии по торговле и предпринимательству местного горсовета Игорь Банщиков. А Курская епархия направила в столицу сотрудника областной администрации — заместителя начальника управления по взаимодействию с политическими партиями и общественными организациями Александра Шаповалова.

От стран СНГ также выдвинуты представители бизнес-элиты. Так, Донецкая и Мариупольская епархия (Украинская православная церковь Московского патриархата) сочла, что за патриарха следует голосовать владельцу компании "Донецксталь — металлургический завод" Виктору Нусенкису. Конотопская и Глуховская епархия направит на Поместный собор президента национальной компании "Энергоатом" Андрея Дергача. Бердянская и Богуславская — председателя наблюдательного совета ОАО "Бердянский агротехсервис" Владимира Пасечника.

Тираспольская и Дубоссарская епархия (Приднестровье) делегировала на Поместный собор сына президента непризнанной республики депутата верховного совета Приднестровья, председателя совета акционеров ЗАО "АКБ "Газпромбанк"" Олега Смирнова. Астраханская епархия выбрала делегатом на собор директора городского цирка Анатолия Додона. А Владивостокская епархия будет представлена актрисой местного драмтеатра Ларисой Белобровой, более известной в качестве супруги губернатора Приморья Сергея Дарькина.

Делегатом Поместного собора от Омской области стал ее губернатор Леонид Полежаев. Печатные СМИ приводят слова митрополита Омского и Тарского Феодосия, произнесенные им во время последней инаугурации областного главы: "Все с трепетом сердечным воспринимают и Ваши слова, и Ваши деяния. Это, по сути, и есть Ваш план, Ваша тема священной великой дороги в будущее, на которой Вы всех нас научаете и ставите". Мирянскую часть Поместного собора РПЦ МП уже назвали «собранием промышленников и предпринимателей» и «ярмаркой тщеславия». По мнению специалистов, большинства избранных мирян представляют собой категорию малоцерковных, а то и вовсе нецерковных личностей из категории так называемых «подсвечников». Как известно «подсвечниками» в народе стали называть государственных чиновников и бизнесменов, сделавших в 90-е годы посещение храмов частью своего политического и делового имиджа. В телевизионных репортажах центральных и региональных СМИ можно нередко увидеть дремлющих в храмовых VIP-ложах «подсвечников», вздрагивающих при каждом дьяконском возгласе и мучительно припоминающих, в какие места тела надо тыкать щепотью.

Самое печальное, что на Поместный собор Московской Патриархии, так и не попадут люди добивавшиеся этого собора в течении 18 лет: представители разных мирянских движений и братств, авторитетные ученые и богословы, активные деятели провинциальной церковной жизни. У этих людей и обширную церковную общественность, которую они представляют, фактически отнимается последняя надежда. Надежда на Поместный собор, который положит начало церковному оздоровлению и подлинному духовному возрождению. Если этот Поместный собор не попытается приступить к решению насущных церковных задач, то следующий такой собор будет созван лишь со смертью будущего патриарха. То есть очень и очень не скоро.

Становиться ясно, что нынешний состав Собора РПЦ МП (никем не избранные и не уполномоченные архиереи, назначенные ими делегаты от духовенства и мирян) не только не представителен и не легитимен, так как не представляет собой подлинной полноты Московской Патриархии, но и не в состоянии приступить к решению важных церковных задач.

Однако у подлинно верующих и не отчаявшихся членов господствующего ис-поведания еще остается два пути к истинному православию. Первый и наиболее простой – оставить наконец еретические заблуждения, издевательство над здравым смыслом, позорную, полную двуличия и лицемерия церковную жизнь Московской Патриархии и присоединиться к истинно-православной (старообрядческой) Церкви. Второй путь более сложен, но возможно более понятен для новообрядцев. Это путь, который можно увидеть в новейшей истории российского новообрядчества на примере событий религиозной жизни 1917-1918 годов. Первое – отстранение и последующий церковный суд над епископами, запятнавшими себя церковно-каноническими преступлениями. Второе - это выборы достойных архипастырей непосредственно в епархиях из числа достойных иночествующих и мирян. Третье – создание предсоборных комиссий по анализу канонических и вероучительных отступлений нынешней Московской Патриархии, а затем подлинно церковно-народные выборы на Поместный собор. Четвертое созыв продолжительного, возможно многомесячного собора Московской Патриархии с принятием решений по оздоровлению церковной жизни, отмены отступлений от чистоты православия принятых в церковный канон или церковную практику со времен патриарха Никона, синодального периода и до наших дней. Однако этот путь потребуют больших духовных и физических усилий от новообрядческого сообщества. Только уповая на помощь Божию, они могут приступить к этим шагам и, наконец, вернуть свое религиозное сообщество к истокам Святой Руси, незамутненному, подлинному Православию.