В 2007 году на Освященном Соборе РПСЦ был рассмотрен вопрос отношения Церкви к учению экуменизма и принято соответствующее соборное постановление. Однако спустя год, эта тема продолжает волновать как христиан-старообрядцев, так и представителей других конфессий. Отчасти это связано с тем, что решения, принятые Собором, оказались неполными и слабыми с богословской точки зрения. С другой стороны, само обсуждение этого вопроса на Соборе 2007 года за прошедшее время обросло легендами и мифами. В этой публикации редакция «Современного древлеправославия» расскажет как о самом понятии экуменизма, так и об истории его обсуждения в лоне Русской Православной Старообрядческой Церкви, включая события Собора 2007 года.
О том, что так называемое экуменическое движение является ересью, несовместимо с православным вероучением, стало главным соблазном и духовной опасностью последнего времени, написано немало. Однако это излагается большей частью в виде пространных и многословных статей, заявлений, деклараций и обращений.

Причина этого в том, что экуменизм, ставящий целью объединить самые разные религиозные вероисповедания, по своей сути многолик и принципиально избегает какой-то определённости. «Богословски экуменизм не выдерживает никакой критики, потому что избегает какой бы то ни было собственной догматики. Он распространяется не вглубь, а вширь, по пластам изживших себя ересей, но его поддерживает какая-то таинственная, упругая сила, стоящая сама в тени»1 - писал видный деятель Зарубежной Церкви архиепископ Виталий. «В наше время, в порядке стремления к единству<…> само исповедание веры закрывается густым туманом двусмысленностей. Это многих устраивает, как в инославии, так и в православии. В противоположность св. Отцам и Соборам, изыскиваются выражения, не наиболее чётко ограждающие истину, а наиболее расплывчатые, наиболее общеприемлемые»2 - писал известный исследователь православной иконописи Л. А. Успенский. Поэтому так многословны авторы, пишущие об экуменизме, так трудно дать ему четкое и исчерпывающее богословское определение в связи с его многоликостью и расплывчатостью.

Официальных заявлений по поводу экуменизма почти не существует. Это вызвано тем обстоятельством, что большинство авторов противоэкуменических публикаций принадлежат к тем конфессиям и вероисповеданиям, которые активно участвуют в экуменическом движении. Заявления против экуменизма делаются от имени отдельных лиц как их частное мнение, хотя среди критиков есть, наряду с мирянами, монахами и священниками так же и архиереи различных новообрядческих конфессий.

Из официальных противоэкуменических документов известны следующие.

Так называемая Русская Православная Церковь на Московском Православном Совещании 1948 года приняла декларацию «Ко всем христианам мира», В которой, в частности, говорилось: «Причиной разделения Церквей была гордость, только смирением оно может кончиться... Мы, православные, не можем оказать доверие экуменическому движению, в современной его стадии развития, ибо желанное для всех христиан осуществление идеи благодатного воссоединения церквей совершенно неправильно поставлено в зависимость от международной мирской дружбы народов, от личных усилий человека, готового на все, кроме отказа от гибельного порока — дымного надмения власти.

Мы полагаем, что экуменическое движение есть новая попытка построения Вавилонской башни, как признак очередного заблуждения человечества... Мы вправе считать экуменизм соблазнительным заблуждением, основанным на пороке гордости. Его принцип: соединяйтесь, соединяйтесь, во что бы то ни стало, на любом обосновании, но соединяйтесь... Этот принцип есть принцип принудительного унионализма, за которым неминуемо может последовать лишь церковнический тоталитаризм...

Братья христиане всех прочих исповеданий... вернитесь к Апостольской Церкви Христовой, как в отеческий дом! Широкие экуменические пути ведут к погибели. Только тесные врата подчинения духовным родителям открывают вход в Царство Божие...

Взываем мы и к вам, вожди экуменического единения — снимите мирскую слепоту с духовных очей ваших и вернитесь на путь стремления к Царству Божию чрез благодатное внутреннее кроткое совершение воссоединения со спасительной православной Апостольской Церковью Христовой. Аминь»3.

Впоследствии РПЦ МП стала активной участницей мирового экуменического движения, и теперь этот призыв вполне может быть обращен к ней самой.

До Собора РПСЦ 2007 года единственная официально произнесённая анафема против экуменической ереси, о которой известно, была высказана Синодом Русской Зарубежной Православной Церкви в августе 1983 года. Он постановил: «Анафема тем, которые ополчаются на Церковь Христову и учат, будто Христова Церковь разделилась на так называемые «ветви», которые различаются между собою по учению и по способу жизни, — или будто Церковь не существовала видимо, а составится якобы в будущем, когда все «ветви», или части, или исповедания и даже все религии объединятся в одно тело. Анафема и тем, которые не различают священства и Таинства Церкви от «священства» и «таинств» еретиков, а говорят, будто крещение и евхаристия еретиков достаточны для спасения. Отсюда анафема и тем, которые сознательно общаются с упомянутыми еретиками или защищают, распространяют и заступаются за новоявленную их ересь экуменизма под предлогом якобы братской любви или предполагаемого объединения разрозненных христиан»4.

Возможно, именно эта антиэкуменическая позиция Зарубежной Церкви стала причиной того, что сильные мира сего приложили все усилия для её поглощения московской Патриархией. Всё-таки РПЦЗ стояла не на камне истинного исповедания, а была лишь одним из направлений никонианства, и, подобно дому, построенному на песке (Мф. 7.26-27), не устояла.

Из старообрядческих согласий известны антиэкуменические высказывания на неофициальном сайте Русской Древлеправославной Церкви «Братство»5 : «На сегодняшний день, ко многим каноническим нарушениям никонианства, прибавилась еще догматическая ересь экуменизма. Экуменизм - это отрицание основного догмата о Единстве Церкви. Экуменизм отрицает, что Церковь - одна, и утверждает, что существует истина и в других религиозных исповеданиях, или же, что полнота истины находится только в синтезе всех их»6. «Члены РПЦ МП вместе с другими представителями экуменического “православия”, участвуют в совместных богослужениях, молитвах и трапезах с еретиками, тем самым, демонстрируя свой полный разрыв с Апостольским Преданием»7.

После всего сказанного становится ясно, что анафематствование экуменизма на Соборе РПСЦ 2007, несмотря на несовершенство соборных формулировок, имеет огромное значение.

Несколько слов следует сказать об обсуждении вопроса экуменизма на Освященном Соборе 2007 года. В последние месяцы распространяется мнение, что этот вопрос якобы был инициирован руководством Московской Митрополии. На самом деле это не так. Вопросы отношения Церкви к экуменизму и никонианству неоднократно пытались поднять на церковных соборах в последние 20 лет. Однако в повестку дня эти вопросы никогда не вносились под предлогом того, что их обсуждение «обидит чад РПЦ МП» и усложнит отношения с новообрядчеством.

Возможно такая же ситуация сложилась бы и на Соборе 2007 года. Однако на этот раз рассмотрение вопроса отношения Церкви к экуменизму проходило на фоне неблагочестивых действий предстоятеля РПСЦ и Открытых письмах последовавших за этими действиями. Руководство Московской Митрополии было вынуждено согласиться на обсуждение вопроса экуменизма лишь с целью самосохранения, для того чтобы церковная общественность не отождествила администрацию РПСЦ с явным экуменическим лобби. За месяц до открытия очередного Освященного Собора в секретариат Митрополии был подано заявление с просьбой включить вопрос об отношении Церкви к экуменизму в повестку дня. Это заявление подготовили известный старообрядческий публицист Андрей Езеров и иконописец Дмитрий Барановский (ныне инок Даниил). В это заявлении, в частности, говорилось:

«В наше лукавое и смутное время християнин должен отвечать на многочисленные духовные вопросы связанные с «вызовами времени». Один из таких животрепещущих вопросов - вопрос об экуменическом учении и движении. По сей день Святая Церковь Христова публично не высказала своего отношения к этому важному явлению современного мира. Хотя многие другие християнские конфессии, последняя из них по времени, Русская Древлеправославная церковь (РДЦ), вынесли на сей счёт определенные суждения… Предлагаем внести данный вопрос в повестку дня Освященного Собора».

На самом Освященном Соборе во время обсуждения повестки дня этот вопрос был поддержан большинством соборян. Само же обсуждение этого вопроса состоялось во второй день Собора. На эту тему прозвучал три сообщения которые сделали Андрей Езеров, Даниил Барановский и Алексей Муравьев. К сожалению, полноценной дискуссии по вопросу экуменизма не состоялось. Группа «клакеров» поддерживающих администрацию Митрополии стали вскакивать с мест и требовать завершения обсуждения вопроса в связи с «нехваткой времени».

Тем не менее на суд Собора был предложен проект соборного суждения разработанный инициативной группой соборян и опубликованный в разных СМИ еще до Освященного Собора. Он публикуется ниже. К сожалению, в ходе обсуждения этот проект таинственным образом исчез. И на его месте появился иной проект авторство, которого и поныне остается неизвестным. Принятый текст был составлен только узкой группой лиц, скрытых за подписью «Секретариат Собора» и безо всякого обсуждения принят соборным большинством. Совершенно очевидно, что он во многом уступает приведённым проектам постановления. Интересно, и то что докладчики и авторы обращении на Собор А. Езеров и Д. Барановский на следующий день были осуждены Архиерейским Судом. Один отлучен от святыни, другой отлучен от Церкви. Видимо это следует понимать как месть за твердую христианскую позицию проявленную в этом вопросе.

Гораздо конкретней и богословски правильней является определение экуменизма, данное на соборе ДЦХ 2007 года (как бы не относиться самому к факту создания этого согласия). Впрочем, они воспользовались уже существующим проектом поданным на Освященный Собор РПСЦ и проигнорированныйм секретариатом Собора.

Важность принятия богословски выверенного решения по экуменизму понимают и наши братья из Браиловской митрополии. На Великом Освященном Соборе Белокриницкой Митрополии, состоявшемся 29 Мая 2008 года (н. ст.) в Браиле, митрополит Белокриницкий Леонтий прочитал доклад «Об экуменизме и современном состоянии старообрядчества в всем мире». В этом докладе он сказал: «предлагаю Освященному Собору вынести постановление по поводу оценки экуменического движения, как еретического учения и утверждающего спасение в других вероисповеданиях, что является ересью и нарушением Церковных правил и учения Св. Апостолов, на что опирается истинная древлеправославная Церковь»8.

Надеемся, что приведённые материалы послужат основой для дальнейшего рассмотрения этого важнейшего для Церкви вопроса, для выработки достойного ответа на самое большое искушения для православно верующих в наши дни.

Проекты определений экуменизма, поданные на Собор РПСЦ 2007 года.

Проект 1 (подготовлен инициативной группой)

Экуменизм - это неправославное, противоречащее святоотеческому преда-нию учение, касающееся определения границ Церкви и спасительности инославных сообществ. Оно выражается:

В проповеди спасительности всех или нескольких религий.

В представлениях хранении полноты истины Христовой в разных вероисповеданиях. (В отказе от именования еретиков, еретиками и применении к ним необходимых канонических норм).

Оправдание религиозного разделения, не вероисповедальными причинами, а историческими обстоятельствами, культурными и политическими особенностями. (В допущение возможности светских путей уврачевания религиозных разделений).

В утверждении, что таинства и священнодействия, совершаемых Св. Церковию равночестны и равноспасительны, новым, искаженным обрядам, а также действиям еретиков.

В допущении или оправдании молитвенных и других литургических действий с инославными и нехристианами, в оправдании участия христиан в таинствах и молитвах еретиков.

В учении о том, что якобы апостольское преемство является исключитель-ным и главным признаком церковности, что ереси второго и третьего чина не вполне отторгают от Церкви.

Утверждение, что спасение возможно без исповедания правой веры благодаря лишь личному моральному совершенству.

Таким образом, вышеизложенное учение и практические выводы из него являются разновидностью и развитием как языческого философского представления «множественности путей к истине», так и древней ересью о всеобщем спасении. Такое учение и выводы из него нельзя признать совместимым с православием.

Проект 2

В чем состоит ересь экуменизма?

В исповедании еретиков православными христианами, а их сообществ частями Церкви. Св. Киприан Карфагенский «О единстве Церкви» говорит о не-возможности назвать еретиков Христианами. То же в Кормчей Василий Великий.

В учении о равночестности обливательного и вообще еретического крещения православному.

Это обличают «Поморские ответы» и греческая «Кормчая» (Пидалион).

В учении о равночестности нововводных обрядов и чинов древле-церковным.

В учении об исчезновении еретиков.

Глаголемы патриарх Афинагор Спиру в 1962 г. Высказал учение, что сейчас нет уже еретиков, а есть отдельные «заблуждающиеся люди». Обличает его вся Кормчая, пользующаяся словом «еретик», св. Киприян, св. Васили Великий (2 кан. послание).

В признании догматов и канонов «устаревшими и не соответствующими нашему времени» См. Кормчую, …

В оправдании религиозного разделения не вероисповедальными причинами, а историческими обстоятельствами, культурными и политическими особенностями. Святой Киприян пишет, что ереси происходят по козням диявольским, а не от «ошибок отдельных людей».

В допущении возможности светских путей уврачевания религиозных разделений. Каноны препятствуют даже участию светских властей в выборе епископов, а уврачевание раздоров и ересей возможно только в соборной церковной.

В допущении или оправдании «любовью» молитвенных и других литургических действий с еретиками и нехристианами, в оправдании участия христиан в таинствах и молитвах еретиков.

Кормчая, правило апост. 34 запрещает мирянина за молитвы с еретиками, а попа и епископа извергает.

В учении о том, что апостольское преемство механически передается и слу-жит признаком церквовности.

Святой Коммодиан говорит, что лишь целокупное хранение предания есть признак церковности. Сам же факт апостольского преемства без этого хранения ничего не значит, но при присоединении еретиков к церкви может быть при условии правильного крещения послужить основанием признан.

В утверждении, что священномученик Аввакум и первые страдальцы высказывали взгляды на никониан, от которых Церковь потом отказалась в «Окружном послании»9.


ПОСТАНОВЛЕНИЯ ОСВЯЩЕННОГО СОБОРА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

(состоявшегося в граде Москве 16-19 октября 2007 г. н. ст.)

2. Об определении понятия «экуменизм» и об отношении Церкви к экуменизму

2.1. Экуменизм является совокупностью еретических учений и утверждает возможность спасения в других вероисповеданиях, размывает границы Церкви и разоряет ее канонический и литургический строй.

2.2. Современный экуменизм стремится к созданию некой «общей религии» на основе существующих вероисповеданий и, являясь инструментом глобализации, ведет к уничтожению истинных духовных ценностей.

2.3. Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь отвергает экуменизм и анафематствует его.

3. Об отношении с РПЦ МП

3.1. Освященный Собор напоминает христианам о решениях Соборов нашей Церкви 1832 и 1846 гг., признающих новообрядчество ересью второго чина10.


Постановление Освященного Собора Древлеправославной Церкви Христовой Белокриницкой иерархии, проходившего в Москве 22 - 23 ноября 2007 г.

8. Об экуменизме и толерантности.

8.1. Признать Экуменизм - неправославным, противоречащим святоотеческому Преданию учением, касающимся вопросов канонических границ Церкви и спасительности инославных сообществ, которое проявляется:
  • в проповеди спасительности всех или нескольких религий;
  • в представлениях о наличии полноты истины Христовой в разных вероисповеданиях, отказе именовать еретиков еретиками и применять к ним необходимые канонические нормы;
  • в обосновании религиозных разделений причинами не вероисповедными, а историческими обстоятельствами, культурными и политическими особенностями и допущением возможности светских путей уврачевания религиозных разделений;
  • в представлениях о равночестности и равноспасительности таинств и священнодействий, совершаемых Святой Церковью, новым, искаженным обрядам и священнодейсвиям еретиков;
  • в допущении или оправдании молитвенных, литургических и других действий совместно с инославными и нехристианами, оправдании участия христиан в таинствах и молитвах еретиков;
  • в учении об апостольском преемстве, которое, якобы, состоит исключи-тельно в рукоположении, предполагающем, что это является главным отличительным признаком церковности, а также в том, что ереси второго и третьего чина, якобы, не вполне лишены спасительной благодати;
  • представлением, что обыкновенное неразборчивое общение на церковном уровне, якобы, не является законопреступным.

8.2. Таким образом, вышеизложенное учение и практические выводы из него являются разновидностью и развитием языческого философского представления о "множественности путей к истине", и древней ересью о всеобщем спасении. Признать такое учение и выводы из него несовместимыми с Православием.

8.3. Анафематствуем тех, кто является проводником или участником экуменического движения.

8.4. Считать религиозную Толерантность одной из форм проявления экуменизма, заключающейся в преступной терпимости по отношению к проповеди неверия, иноверия, секуляризации (обмирщения) и различных еретических заблуждений.

8.5. Считать умолчание об Истине во время еретической или инославной проповеди, проявлением экуменизма и богоотступничеством, отлучающим от благодати Святаго Духа.

9. Об отношении к РПЦ МП.

9.1. Признать религиозные объединения, являющиеся наследниками сино-дальной "Греко-российской церкви" еретическими, не обладающими полнотой Христовой Истины и находящимися под клятвами Святых Соборов (например, Седьмого Вселенского и Русского поместного Стоглавого Соборов), в связи с содержащимися в них еретическими учениями, такими как:
  • об относительной ценности Предания и о возможности его изменения или частичной отмены (доктринальная ересь);
  • экуменизм;
  • латинское учение о делении Церкви на учащую и учимую, включая бессоборность и узурпацию высшей иерархией церковной власти, и непогрешимость патриарха – епископа;
  • разорение иноческого предания;
  • изменение Символа Веры;
  • троение "Аллилуии";
  • обливательное крещение;
  • нарушения в совершении исповеди: практика "общей исповеди", неисполнения канонических правил, касающихся епитимии;
  • исполнение таинств и треб для неверующих, некрещенных, и представителей других конфессий;
  • уклонение от двоеперстия, которое является зримым исповеданием веры, употребление троеперстия и именословного перстосложения;
  • невозбранное отношение к брадобритию;
  • люциферианство - отвержение рукоположения Белокриницкой иерархии;
  • старчество и лжедуховничество: харизматическое лидерство, пользующееся особым авторитетом, якобы, предоставляющее право безграничной духовной власти, и позволяющее пренебрегать законами Церкви;
  • замена православных Преданий измышленными, и прочее.

9.2. Перечисленные ереси являются следствием нарушения православного учения о Церкви, исповедуемого в Символе Веры: "…во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь"… и изложенного в соборных и святоотеческих уложениях книги Кормчей. Что обязывает по-прежнему относить современных никониан к ереси 2-го чина и считать их отступившими

9.3. Принимать приходящих из никонианской церкви на основании правил и практики, установившейся в Церкви Христовой, – крещеных обливательно, окропительно, – первым чином, крещеных погружательно – вторым чином через миропомазание и отречение от ереси.

9.4. С представителями РПЦ МП, как и со всякими еретиками, по правилам святых отцов, запрещается молитвенное общение, дружество, общение в пище и заключение брачных союзов.

9.5. Анафематствуем никонианскую ересь и свидетельствуем, что никониане, как и все еретики, находятся вне части спасаемых, а их таинства лишены благодатной силы11.

  1. Архиепископ Виталий «Экуменизм». Монреаль 1989
  2. Л. А. Успенский «Богословие иконы Православной Церкви». Изд. Западно-Европейского Экзархата Мос-ковской патриархии 1989, репринт. Стр. 468.
  3. //www.krotov.info/history/20/1940/1948_08.htm
  4. Священник Михаил Немнонов «И врата ада не одолеют её». М. 2001, стр. 168-169.
  5. //bratstvo-rdc.narod.ru/
  6. //bratstvo-rdc.narod.ru/txt/page13.htm
  7. //bratstvo-rdc.narod.ru/txt/page1.htm
  8. //www.nita-press.de/news/a-601.html
  9. //staroobrad.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=219
  10. //www.rpsc.ru/version/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=56
  11. //www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=58652&topic=540