5 и 6 февраля 2015 года в духовном центре Русской Православной Старообрядческой Церкви, что на Рогожском в Москве, состоялся традиционный февральский Совет Митрополии. Заседание прошло под председательством преосвяшеннейшего Корнилия, митрополита Московского и всея Руси. Впервые Совет Митрополии состоялся в просторном и удобном зале совещаний, оборудованном в недавно отреставрированном Доме причта.
В работе Совета приняли участие архиепископ Киевский и всея Украины Саватий, епископы Новосибирский и всея Сибири Силуян, Донской и Кавказский Зосима, Кишиневский и всея Молдавии Евмений, Иркутско-Забайкальский Патермуфий, Ярославский и Костромской Викентий, Казанский и Вятский Евфимий, икономы и благочинные епархий, руководители информационно-издательского и музейно-архивно-библиотечного отделов Московской Митрополии А.В. Антонов и о. Алексей Лопатин, приглашенные священнослужители и миряне.


Постановления Совета Митрополии

1. О кандидатах в архиереи

1.1. Одобрить кандидатуру во диакона чтеца Георгия Закалюкина.
1.2. Поставить на епархиальном совещании Санкт-Петербургской и Тверской епархии вопрос о служении чтеца Всеволода Станичева в г. Малой Вишере, с дальнейшим рассмотрением возможности его поставления во диакона.
1.3. Рассмотреть на следующем Совете Митрополии кандидатуру во диакона Александра Антонова.
1.4. Предложить преосвященному епископу Силуяну рассмотреть возможность рукоположения чтеца Василия Коробейникова во диакона.

Комментарий: Можно лишь порадоваться тому, что вопрос о кандидатах в архиереи наконец начал решаться положительно.

Следующим вопросом повестки дня стала нынешняя деятельность Московского старообрядческого духовного училища. Как известно, в 2014 году обновились его руководство и преподавательский состав. О деятельности училища рассказал его директор А.И. Шатохин. Присутствовавшие обратили внимание на позитивные изменения: существенное повышение дисциплины в училище и более плотный образовательный график.


2. О положении дел в Духовном училище

2.1. Принять к сведению доклад директора МСДУ А.И. Шатохина.
2.2. Благословить протоиерею Алексею Михееву курировать духовную жизнь МСДУ. 

Комментарий: Говоря о Духовном училище, необходимо отметить, что, начиная с этого года, не только был заменён директор, но и весь преподавательский состав. Изменилась концепция училища, понимание того, как учить, каков заказ на специалистов со стороны Церкви, чему надо учить. Если до этого существовало представление, что Духовное училище прежде всего должно быть богословским учебным заведением, то с этого учебного года победило мнение, что оно должно стать прежде всего курсами по обучению уставщиков, давать только клиросные навыки, учить церковному пению и чтению. Этому всему в училище основательно учили и раньше, что подтверждается тем, что ряд выпускников проходят церковное служение в качестве уставщиков. Однако ещё кроме этого изучалось Священное Писание, давалась неплохая подготовка в области догматики, богословия, церковной истории. Надо ли говорить, насколько это важно, насколько Церковь нуждается в людях с такой подготовкой в наше лукавое время, когда малый остаток, «малое стадо» (Лук.12:32) со всех сторон окружено разнообразными ересями и заблуждениями, проповедники которых зачастую имеют превосходное богословское образование? К сожалению, за решением сократить программу училища до курсов уставщиков стоит хотя и ошибочное, но укоренившееся с советских времён среди священства и многих мирян нашей Церкви представление, что вся церковная жизнь заключается в одном богослужении, храмовых службах и церковных таинствах. Это было объяснимо во времена атеистических гонений, когда власти запрещали любую церковную деятельность, кроме богослужебной, однако совершенно непонятно в наше время религиозной свободы. И превращение богословского учебного заведения в курсы уставщиков не может быть «позитивным изменением». Что же касается повышения дисциплины и более плотного учебного графика, то эти вопросы, если они и стояли раньше, должны были решаться в рабочем порядке, а не путем сокращения учебных программ и изучаемых предметов.

Насколько известно, предлогом для сокращения учебной программы училища стала нехватка у Митрополии денежных средств. Однако это говорит лишь о том, что духовное образование на сегодняшний день не является приоритетным направлением. К тому же и денежные средства стали появляться, о чём свидетельствует следующее решение Совета Митрополии.

Затем прозвучал доклад председателя комиссии по благотворительности протоиерея Евгения Чунина. Принято решение направить средства благотворительного фонда на строительство новых старообрядческих храмов и поддержку детских христианских лагерей.


3. Отчет комиссии о благотворительности

3.1. Принять к сведению доклад председателя комиссии по благотворительности протоиерея Евгения Чунина. 

Комментарий: Комиссия по благотворительности была создана Советом Митрополии 1-2 мая 2014 года для реализации благотворительных проектов. В неё входят протоиерей Евгений Чунин (председатель комиссии), протоиерей Леонтий Пименов, протоиерей Геннадий Четвергов, иерей Иоанн Севастьянов и Роберт (в крещении Роман) Стабблбайн.

Приходилось слышать, что именно последний из упомянутых членов комиссии, Роман Стабблбайн, в комиссии основная фигура, так как является спонсором практически всех её проектов. Известно о нём немного. Говорят, что он занимается бизнесом в области интернет-технологий, гражданин США, принял старообрядчество после брака с представительницей одного известного в РПСЦ потомственного семейства, к его приходу в Церковь имел отношение о. Иоанн Севастианов. Первоочередным направлением для его спонсорской деятельности являются образовательные проекты.

По сообщениям сайта «Ржевской Покровской старообрядческой общины», на первом заседании комиссии по благотворительности, состоявшемуся в Москве 10 июля 2014, было удовлетворено две заявки на оказание благотворительной помощи: на создание Духовно-учебного подворья Казанской епархии в с. Соболевское (р. Татарстан) и на реконструкцию и развитие Детского христианского лагеря «Ржевская обитель».

Так же говорили, что на прошедшем Совете Митрополии многие настоятели выступали с заявками и получали финансирование, очень большие, совершенно непривычные для нашей Церкви деньги. В сумме речь идёт о нескольких десятках миллионов рублей.  Практически все заявки общин были удовлетворены, приходы получили от одного до нескольких миллионов рублей, за исключением, одной корыстолюбивой общины Сибирской епархии требовавшей 200 миллионов рублей.

Предполагается, что эти средства пойдут на строительство храмов и других церковных объектов.

Если это так, то, возможно, финансовые проблемы РПСЦ могут быть решены.

Однако здесь возникают вопросы.

Во-первых, даже в бизнесе не все решается финансовыми средствами, а тем более в Церкви. Можно засыпаться деньгами, но не решить стоящих перед Церковью задач, требующих чистой веры, любви к людям и христианского подвига. Кроме того, все ли выделенные средства будут потрачены по назначению, не будет ли «распила средств»? Зная некоторых наших священников, в этом возникают сомнения.

В этой связи показательна истории с Ржевским храмом Покрова Пресвятой Богородицы, настоятель которой и является председатель комиссии  по благотворительности протоиерей Евгений Чунин. Как рассказывают члены ржевской общины, он собрался на полученные от спонсора крупную сумму денег перестроить храм, уменьшив молитвенное помещение.

Во-вторых, ситуация, когда основным спонсором РПСЦ выступает гражданин США, выглядит двусмысленно в современной непростой международной обстановке конфликта России с Западом, санкций, угроз и т.д. Несколько дней назад сотрудник ОВЦС РПЦ был обвинен в шпионаже, сборе религиозно-дипломатических сведений в интересах зарубежных стран. Это свидетельствует о том, что и религиозные организации могут представлять интерес для иностранных разведок.

Хочется верить, что Роман Стабблбайн в своих действиях руководствуется исключительно желанием помочь Церкви. Однако сама эта ситуация создаёт определённую двусмысленность, особенно после голосования многих священников на Соборе РПСЦ 2014 года против присоединения крымских приходов РПСЦ к российской епархии.


Епископ Казанский и Вятский Евфимий рассказал о деятельности Совета благочинных.


4. Отчет Совета благочинных

4.1. Принять к сведению доклад преосвященного епископа Евфимия Казанско-Вятского.
4.2. Одобрить и опубликовать рекомендации для служителей храмов о ведении работы с вновь приходящими.

Также участники Совета Митрополии одобрили положение о работе с людьми, впервые пришедшими в храм. В частности, в нем говорится, что если мы оттолкнем пришедшего в церковь человека, то нарушим Христову заповедь: «Грядущего ко Мне не иждену вон» (Ин. 6, 37). Также отмечается, что при первой встрече с незнакомым человеком недопустимо никакое обличение. Требовать от впервые пришедшего в храм человека исполнения неизвестных ему правил нельзя, можно лишь вежливо просить.


Об общении с людьми, впервые пришедшими в храм. Документ Совета Митрополии (4-5 февраля 2015 г.)

Самый главный принцип общения с людьми, впервые пришедшими в храм, следующий: любой человек, вошедший в храм, это человек, идущий к Богу. Если мы оттолкнем такого человека, то нарушим Христову заповедь: «Грядущего ко Мне не иждену вон» (Ин. 6,37).

Если пришедший задает вопрос, уместно кратко на него ответить. Если задан вопрос, требующий пространного ответа, надо показать имеющуюся в продаже литературу и предложить приобрести и почитать, например, Краткую историю старообрядческой церкви. Если вы не можете ответить на заданный вопрос, то нужно сказать: «Пожалуйста, дождитесь конца службы и задайте свой вопрос священнику».

Если действия пришедшего не соответствуют принятым у нас нормам, то нужно подойти и поговорить с таким человеком. При этом важно помнить, что при первой встрече с незнакомым человеком недопустимо никакое обличение. Требовать от впервые пришедшего в храм человека исполнения неизвестных ему правил нельзя, можно лишь вежливо просить.

Например: «Простите, но Ваша одежда не соответствует принятым у нас правилам». «Пожалуйста, наденьте на голову платок, в нашем храме принято, чтобы женщины покрывали голову. Если у Вас нет своего платка, то мы Вам дадим». «Простите, пожалуйста, но у нас не принято молиться, стоя на коленях, будьте добры, поднимитесь, пожалуйста». 

Комментарий: Проблема конфликтов между впервые приходящими в храм людьми и следящими за порядком на службе прихожанами не нова. В целом, с решениями Совета Митрополии по этому вопросу можно согласиться, однако надо заметить, что ситуация не столь однозначна. Бывают проявления грубости со стороны прихожан по отношению ко вновь пришедшему, но бывают и случаи, когда вновь пришедшие ведут себя вызывающе, демонстративно не желают выполнять принятые в старообрядческом храме обычаи, несмотря на предупреждения, настаивают на своём праве участвовать в общей молитве и т.д. Инструкция об общении со впервые пришедшими в храм нужна, но одними инструкциями проблему не решить. Нужна духовная прозорливость и любовь, которые от одних распоряжений и инструкций не появятся.

О ситуации в Угандийской общине, сложившейся после кончины протоиерея Иоакима Киимбы, доложил иерей Алексей Лопатин.


5. О ситуации в Угандийской общине

5.1. Поблагодарить иерея Алексея Лопатина и иерея Николу Бобкова за проделанную работу.
5.2. Назначить следующую поездку священников в Уганду в срок на усмотрение Митрополита для совершения необходимых таинств над местными христианами.
5.3. Пригласить кандидатов в священные степени в Москву для принятия хиротонии.
5.4. Призвать всех христиан материально помогать Угандийской общине.

Комментарий: Настоятель присоединившегося к РПСЦ прихода в Уганде о.Иоаким Киимбу умер 10 января 2015 года в Кампале от рака. Это существенно осложнила и без того непростую ситуацию. Вся инициатива по присоединению к РПСЦ группы угандийцев исходила лично от о.Иоакима и держалась на его личности, на его авторитете.

Незадолго до Совета Митрополии в Уганду на несколько дней отправлялись представители РПСЦ о.Алексей Лопатин и о.Никола Бобков. На днях о.Алексей Лопатин рассказал прихожанам храма свт. Николы на Белорусской о своей поездке.

Во время первой поездки о.Алексей иронизировал по поводу террористической опасности, говорил, что в Уганде не опаснее, чем в Москве.

Во время этой поездки их официально предупредили о террористической угрозе, в городе было много постов вооруженных военных, полиции, бронетехники, выезжать за пределы Кампалы не рекомендовалось (хотя на деле пришлось).

В аэропорту дежурили медики, выявляли больных лихорадкой Эбола.

Вообще ситуация с санитарией в Африке сложная, распространены многочисленные инфекционные заболевания, представления местных жителей об элементарной гигиене слабые, медицинская помощь многим недоступна. По этой причине в предыдущую поездку представители РПСЦ ели только продукты, покупаемые в супермаркетах для европейцев и пили покупаемую же там бутилированную воду. Следует иметь в виду, что именно в этих условиях придётся работать нашим африканским миссионерам.

В храме есть второй священник, угандиец, который несколько лет был в плену у боевиков, но недавно освободился и вернулся домой. К сожалению, его вряд ли возможно принять в сущем сане, так как он крещён не полным погружением.

К тому же, в отличие от покойного о.Иоакима, который имел богословское и медицинское образование, хорошо знал английский язык, второй священник угандийской общины – человек совсем простой, необразованный, и английский язык знает плохо.

Что же касается большинства прихожан, то они английского языка не знают вообще, разговаривают на местном языке луганда, на этом же языке совершается значительная часть богослужения.

В свою очередь, в РПСЦ нет людей, знающих этот африканский язык, что создает большие трудности.

Представителей РПСЦ заинтересовал один молодой прихожанин, который со своей женой недавно присоединился к общине из протестантов. Они явно выделялись своей образованностью, интеллектом. Этот верующий по имени Франк со временем вполне мог бы стать кандидатом в священники. Вопрос только в том, сможет ли он, воспитанный у протестантов, за короткое время воспринять православную традицию?

Со смертью о. Иоакима остановилось строительство при приходе здания медицинского училища, открытие которого очень важно, так как позволит пополнять приход за счёт учащихся. Для Африки это нормальная практика, которая используется всеми конфессиями.

Для продолжения строительства требуются большие средства, так как многие стройматериалы в Уганду привозятся из Индии и стоят дорого.

Так же непонятно, кто будет преподавать в этом училище. Раньше это делал о. Иоаким, теперь некому.

В целом, можно сказать, что продолжение африканской миссии РПСЦ требуют преодоления немалых трудностей и больших денежных затрат.

Редакция нашего сайта с самого начала считала эту затею авантюрой, начинанием, для выполнения которого у РПСЦ нет необходимых возможностей. Помнится, в самом начале один из инициаторов присоединения угандийцев, о.Леонтий Пименов, уверял, что никакой материальной помощи им не потребуется. Теперь мы видим, что это совсем не так. Все христианские конфессии, имеющие миссии в Африке, постоянно вынуждены собирать для них денежную помощь, и наша Церковь не стала исключением.

Время покажет, насколько миссия РПСЦ в Африке будет успешной.

Советом Митрополии также принято решение продолжить диалог с РПЦ МП и работу по признанию Белокриницкой иерархии. Главной задачей сегодня является уточнение богословских причин, которые до нынешнего времени являлись причинами ее непризнания. Создана комиссия в составе: протоиерей Евгений Чунин, иерей Вадим Коровин, иерей Александр Панкратов, А.В. Антонов.


6. О продолжении диалога с Русской Православной Церковью и о признании законности Белокриницкой иерархии
6.1. Создать комиссию по ведению диалога с Русской Православной Церковью о признании законности Белокриницкой иерархии в составе: протоиерей Евгений Чунин, иерей Вадим Коровин, иерей Александр Панкратов, А.В. Антонов.
6.2. Предложить провести первую встречу комиссий на Рогожском в срок с 31 марта по 2 апреля с.г.

Комментарий: Настойчивые попытки признания Белокриницкой иерархии со стороны РПЦ МП могут иметь только один смысл – если у кого-то из клириков РПСЦ есть намерение присоединяться к «никонианам» в сущем сане. Другого объяснения этому нет.

Причем они добиваются этого признания в то время, когда обливательное крещение в Московской Патриархии стало преобладающим, и теперь большая часть клириков РПЦ МП не может признаваться нашей Церковью в сущем сане.

Своеобразный комментарий на это дал зарубежный старообрядческий сайт «Old Believers»: «Получается полный абсурд! Для новобрядцев и Чунин, и Коровин, и Панкратов — это всего лишь, ряженые в поповские халаты, мужики. Никаких священнических санов за ними не признается.

С другой стороны, Чунин, Коровин и Панкратов признают новообрядцев еретиками 2 чина, но почти всех переходящих в староверие нвообрядческих попов крестят в три погружения из-за того, что все эти новообрядцы обливаные, то есть некрещеные. Иными словами, и старообрядцы de facto не признают за новообрядцами законность их хиротонии.

Таким образом, эти старообрядческие «ряженые мужики» должны договориться с новобрядческими «ряжеными мужиками» о признании своей законности!»

Также в редакцию нашего сайта поступила информация, что на данном этапе в РПЦ МП считают несвоевременным рассмотрение вопроса о старообрядческих иерархиях. Об это представители ОВЦС  МП недавно сообщали руководству Московской Митрополии РПСЦ, однако желание заполучить долгожданное  признание, видимо, оказалось сильнее политических резонов.


7. О возможности присутствия нестарообрядцев в храмах Русской Православной Старообрядческой Церкви за богослужением

7.1. Подтвердить правила поведения во время богослужения для нестарообрядцев, принятые Советом Митрополии 16-17 мая 2013 г., со следующей редакцией третьего пункта:

«Просьба к нестарообрядцам - в течение всего богослужения стоять в притворе, не проходить вглубь храма, не прикладываться к иконам и воздерживаться от внешних молитвенных действий».

Комментарий: С этим вполне можно согласиться. 


8. О церковной молитве за инославных и отлученных

8.1. Не возбранять священнослужителям совершать молебны о здравии инославных и отлученных, руководствуясь наставлением апостола Павла: Прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2, 1-4); а также толкованием святаго Иоанна Златоустаго: «Не бойся молиться за язычников; и Он (Бог) этого хочет. Бойся только проклинать других. Потому что этого Он не хочет. А если надобно молиться о язычниках, то очевидно и об еретиках, потому что обо всех людях надобно молиться, а не преследовать их» (Творение св. Иоанна Златоуста. Толкование на 1 послание к Тимофею апостола Павла. Беседа 6, том 11, стр. 659).

Комментарий: Это одно из самых спорных решений Совета Митрополии, причём сознательно сформулированное двусмысленно. Им уже заинтересовались представители ДЦХ БИ, которые восприняли это решение ещё как одно, по их мнению,  беззаконие РПСЦ, увидели подтверждение правильности своей позиции.

Келейная молитва о здравии и спасении, за ныне живущих инославных никогда не возбранялась. Но очевидно, что в этом решении речь идёт не о келейной молитве, а о храмовой. При этом такой молитве, которая является соблазном для прихожан, которые, очевидно, уже делали попытки «препятствовать» такой храмовой молитве. За кого молятся, за каких «инославных и отлучённых»? Очевидно, не за «раздорников» из ДЦХ БИ, не за инока (епископа) Алимпия (Вербицкого), не за священника Александра Черногора, не за отлученного священника Елисея Елисеева, не за ушедшего в единоверие инока Даниила (Барановского).

А за кого тогда публично священники молятся? Вряд ли ошибёмся, если предположим, что за неких богатых спонсоров – никониан и за их родственников, которые «ублажают» деньгами священников, что становится соблазном для прихожан.

По-видимому, речь не идёт только о совершаемых после службы молебнах за здравие. Это вряд ли бы вызвало недовольство. Не исключено, что, воспользовавшись этим решением Совета Митрополии, где-то на местах станут возглашать имена никониан-спонсоров на ектеньях, а то и вынимать за них частицы на литургии. Во всяком случае, в этом решении чётко не оговорено, что допустимо, а что недопустимо при молитве за иноверного.

Надо сказать, что верующих РПСЦ постепенно приучили обниманиями-целованиями с никонианскими иерархами к «толерантности», и складывается впечатление, что призывы «не препятствовать» молитве за инославных будут ещё одним шагом в этом направлении.

Поэтому в дополнение к тем цитатам, которые приведены в этом решении, хотим так же напомнить евангельские изречения: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Матф.5:29-30).

Тем же прихожанам, у которых появляется желание «воспрепятствовать» такому человекоугодию,  хочется напомнить, что вопросы, регламентирующие молитву за инославных, может решать только Собор, причём эти решения не могут противоречить уже существующему учению Церкви по этому вопросу, иначе такие решения будут беззаконными.


9. О ситуации в приходе г. Тулы

9.1. Призвать прихожан общины г. Тулы к примирению с настоятелем.
9.2. Призвать иерея Алексея Лосева регулярно совершать божественную литургию в храме г. Тулы.
9.3. Иконому епархии протоиерею Алексею Михееву и благочинному протоиерею Артемону Шендригайлову в ближайшее время посетить приход г. Тулы для исследования ситуации и доложить на следующем Совете Митрополии.

Комментарий: Конфликт в приходе Тулы возник из-за пренебрежения настоятелем тульского прихода о.Алексеем Лосевым своими пастырскими обязанностями, его сребролюбия, а так же из-за его грубости и безразличия к людям.

На Совете Митрополии было зачитано письмо тульских прихожан, причём описанные в нем факты вызвали глубокое возмущения у духовенства, присутствующего на Совете Митрополии.

Надеемся, что теперь иконом Московской епархии протоиерей Алексей Михеев и благочинный протоиерей Артемон Шендригайлов возьмут ситуацию в Туле, как говорится, «на контроль», и с их помощью конфликтная ситуация найдёт своё разрешение.


10. О просветительском отделе

10.1. Принять к сведению доклад иерея Михаила Родина и выразить ему христианскую благодарность.
10.2. Продолжить обсуждение положения о просветительском отделе на следующем Совете Митрополии.


11. О мероприятиях, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

В 2015 году исполняется 70 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. За годы войны многие тысячи старообрядцев встали на защиту своего Отчества, множество староверов отдали свои жизни, защищая Родину. Совет Митрополии призывает христиан почтить их память следующими мероприятиями:

11.1. Совершить заупокойные поминовения павших воинов 9 мая 2015 г.
11.2. Организовать в приходах чествование ветеранов войны и тружеников тыла.
11.3. Поручить Рогожской казачьей станице организовать в Доме причта на Рогожском выставку «Старообрядцы на службе отечеству».
11.4. Одобрить участие старообрядцев в общественной акции «Бессмертный полк».
11.5. Отделу по работе с молодежью организовать поездку в г. Ржев с посещением памятных мест воинской славы.
11.6. Издать синодик воинов, погибших в Великой Отечественной войне.

Комментарий: С большинством решений по этому вопросу вполне можно согласиться, за исключением благословения на участие старообрядцев в общественной акции «Бессмертный полк».

Это хорошее, патриотическое, но чисто светское мероприятие, участие в котором должно быть личным делом, для которого не нужно какое-то особое церковное благословение.


12. О финансовом положении Митрополии

12.1. Принять к сведению доклад главного бухгалтера Митрополии Н.Е. Смирновой.
12.2. Главному бухгалтеру Митрополии провести встречу с икономами епархий.


13. О продолжении диалога с Русской Древлеправославной Церковью

13.1. Принять предложенный вариант ответов на четвертую группу вопросов Русской Древлеправославной Церкви.

Комментарий: Вопросы и ответы на них, которыми обмениваются РПСЦ и РДЦ представляют немалый интерес. В качестве положительного момента можно отметить, что теперь вопросы и ответы выставляются на официальном сайте Митрополии. 


14. О положении в приходе села Старая Добруджа

14.1. Протоиерею Виктору Костромину на следующем Совете Митрополии доложить о ситуации в с. Старая Добруджа.


15. О сроках проведения следующего Совета Митрополии

15.1. Провести очередной Совет Митрополии 29-30 апреля 2015 г.

Общий вывод: Что запомнилось из решений Совета Митрополии? Богатая спонсорская помощь от гражданина США, молитва за спонсоров-инославных, стремление духовенства РПСЦ получить признание со стороны Московской Патриархии, превращение богословского училища в курсы уставщиков. Что это – проявление некоего коллективного бессознательного пастырей РПСЦ, их действительные цели и устремления или просто случайное совпадение фактов? Поживём – увидим. 

Постановления Совета Митрополии и документы по материалам официального сайта РПСЦ: