Жизнь, как говорится, «нагнетает и подбрасывает». Тревожное событие произошло в это воскресение на Рогожской: была осуществлена попытка не допустить мирян от Рогожской общины на Собор. Но обо всем по порядку.

19 октября 2014 г. состоялось традиционное ежегодное Общее собрание Рогожской старообрядческой общины, главной целью которого было избрание делегатов на Освященный собор 2014 г. И ничего необычного в этом мероприятии бы не было, если бы не одно обстоятельство – на собрание Общины пришел митрополит Корнилий.
Редкий случай, я вам скажу. Пришел не один, а с двумя дьяконами: о.Виктором (Савельевым) и о.Василием (Кривенко).  Дальнейшие события развивались стремительно. После краткой вступительной речи настоятеля Покровского собора о.Виктора (Жельцова), в которой он, в частности, напомнил о количестве делегатов, которое Рогожская община должна выдвинуть на Собор (5 человек, не считая настоятеля, который традиционно идет на Собор по должности), выступил митрополит Корнилий. Он предложил выбрать делегатами на Собор священников и дьяконов, служащих в Покровском соборе (священнопротоиерея Виктора (Жельцова), священноинока Евагрия, дьякона Виктора (Савельева), дьякона Василия (Кривенко)), при этом как-то мимоходом уменьшил количество делегатов, выдвигаемых на Собор от общины, включив в их число и идущих на Собор по должности и в выборах никогда не участвовавших о.Виктора (Жельцова) и о.Виктора (Савельева). Отмечу, что из названных митрополитом кандидатур только 2 человека были членами Рогожской общины – о.Виктор (Жельцов) и о.Виктор (Савельев), которые присутствуют на Соборах по должности настоятеля Покровского собора и секретаря Освященного Собора соответственно.

В итоге крупнейшей общине в России и по численности, и по количеству отчисляемых средств на содержание Митрополии, предлагалось на Собор выбрать лишь одного мирянина. Одного. Причём, как я понимаю, пока… Вот оно - деление Церкви на учащую и учимую по католическому и никонианскому образцам. Вот она клерикализация. И это всё у нас. У нас, гордящихся тем, что только в нашей Церкви сохранилась истинная соборность, представительство на Соборах мирян, самоуправление приходов, выборность духовенства. Неслыханно?

Да, нет. Вполне в тренде последних тенденций Митрополии: на Освященных соборах в последние годы постоянно, правда, попеременно предлагают запретить участие в Соборах наиболее неподконтрольных священноначалию участников Соборов – мирян: то всех мирян скопом, то одних мирян женского пола. Тенденция, прямо скажем, нехорошая.

На сегодняшний день, к сожалению, уже не просто тенденция. По факту в РПСЦ с общинностью и соборностью на приходском уровне практически везде на местах уже покончено. Не выбранные как было до революции 1917г. общиной, а назначенные на конкретные приходы Митрополитом и полностью от него зависимые священники, в свою очередь практически единолично вершат все дела на приходе (исключения лишь подтверждают правило). Иногда, они, если до их назначения на приходы там были крепкие общины, не гнушаются и изгнанием несговорчивых прихожан из приходов. Примеры тому имеются. В итоге на Собор священники едут либо со своими жёнами, которые являются старостами общины или бухгалтерами и представительницами мирян одновременно, либо с подконтрольными им мирянами. Так складывается вертикаль церковной власти. Так практически закончивает своё существование «независимое» представительство мирян на Соборе.

Но и этого оказалось мало. Почему-то помешали 5 мирян Рогожской общины. Капля в море... Может быть, дело в том, что Рогожскую общину - центральную, крупную, сложную, до сих пор взять под полный контроль не удавалось. Да и представители этой общины на Соборах имеют свое, отличное от священноначалия мнение… Вот бы попытаться прислушаться к чужому мнению, тем более ценному, что бескорыстному и независимому. Вот и апостол говорит о пользе разномыслия: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор. 11:19). Священники и миряне – не антагонисты друг другу, а «различные члены Тела Христова», и  когда мы причащаемся, Христос и для священства и для мирян Один и Тот же, Сам в Себе не разделяется. Вот бы последовать словам апостола, разъясняющего нам, какие должны быть взаимоотношения между членами Церкви: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1Пет.4:10). Нет здесь ни слова об ущербности мирян по сравнению со священством, да и не может быть. Все христиане: и епископы, и священники, и диаконы, и миряне. И ценность каждого определяется не наличием сана, а верностью Христу и Его Церкви да добрыми делами.

В воскресенье Рогожской общине удалось отстоять своих делегатов-мирян. Но что будет дальше? Разгонят общину, назначат рогожских делегатов без ведома членов общины? А может быть уже на этом Соборе попытаются протолкнуть беззаконное решение о запрете участия мирян на Соборах? Время покажет. Во всяком случае, несмотря на то, что мы с попытками свертывания соборности в нашей Церкви, к сожалению, встречаемся постоянно, мы к этому не привыкли и привыкать не собираемся. Мы-то с вами ещё верим «во святую соборную и апостольскую церковь». Ведь верим же?