Так назвал свой материал Юрий Лоскутов, который на своей интернет-странице поднял очень важный вопрос — кем создан и финансируется ставший популярным сайт «Русская вера» и в чьих интересах он осуществляет свою деятельность, какие идеи он пропагандирует.

Вопрос тем более важный, что, по уверениям редакции этого сайта, ««Русская вера» является одним из самых посещаемых ресурсов в интернете по старообрядчеству».
«Русская вера» - проект очень серьёзный, а в наше время это подразумевает финансирование. Авторам этого сайта платят за публикации деньги, в отличие от большинства старообрядческих интернет-ресурсов, которые создаются на общественных началах, имеют ограниченный круг авторов, обновляются нерегулярно.

На «Русской вере» есть страничка «Вакансии». Требуются авторы тематических статей, администратор сайта (контент-менеджер), удаленный журналист, корректор. Так же отмечается, что «если среди описанных вакансий вы не увидели своей специализации, но считаете, что будете полезны проекту, можете тоже смело писать. Заявки принимаются круглосуточно и без выходных».

Вот впечатляющий список авторов:
  • Глеб Станиславович Чистяков. Историк, член Союза журналистов России
  • Марина Волоскова. Студентка Академии славянской культуры
  • Максим Гусев. Потомственный старовер, профессиональный журналист.
  • Юрий Исаев. Историк подмосковного старообрядчества
  • иерей Иоанн Севастьянов. Настоятель кафедрального собора РПСЦ в Ростове-на-Дону
  • Татьяна Игнатова. Искусствовед
  • Михаил Бармин. Потомственный старообрядец, редактор журнала «Общий дом» 
  • Полина Терентьева. 
  • иерей Иоанн Курбацкий
  • Павел Катаев. Участник хоровой группы ЛИКЪ (г.Нижний Новгород), теоретик знаменного пения
  • Глеб Владимирович Носовский. Математик, кандидат физико-математических наук
  • Александр Пригарин. Кандидат исторических наук, исследователь старообрядчества 
  • Дмитрий Урушев. Старообрядец, историк-религиовед, член Союза журналистов России
  • Михаил Рыбин. Краевед-историк
  • Игумен Кирилл (Сахаров). Настоятель Храма Николы на Берсеневке (Москва)
  • Анастасия Лопатина (Зобнина). Церковный журналист, сотрудник журнала «Остров Веры»
Подавляющие большинство из авторов являются людьми вполне уважаемыми и компетентными, среди них есть как верующие РПСЦ, так и люди внешние. И у тех, и у других статьи, как правило, носят историко-краеведческий характер.

Единственное имя, вызывающее недоумение – Глеб Носовский, математик. На сайте приводятся его научные регалии, упоминается, что он является «одним из авторов «Новой хронологии» Фоменко-Носовского». При этом умалчивается, что Собор РПСЦ 2010 года признал «лжеучения, изложенные в книгах А. Т. Фоменко и Г. В. Носовского, так называемой «новой хронологии» противоречащими Церковному Преданию и Священному Писанию». Более того, на «Русской вере» опубликовано несколько «новохронологических» материалов Г.Носовского.

Если с авторами сайта существует ясность, то совершенно непонятно, кто является их работодателем, кто именно является редактором и членами редколлегии сайта «Русская вера». В разделе «Редакция» указаны только телефоны и контакты издательской фирмы «Актеон».

Некоторую ясность вносит информация, что партнером фирмы "Актеон" является благотворительный̆ фонд им. Св. Григория Богослова. Фонд этот создан при Отделе внешних церковных связей Московской Патриархии, учредителем Фонда являются Митрополит Волоколамский Илларион и предприниматель Вадим Сергеевич Якунин. Исполнительным директором Фонда является Севастьянов Леонид Михайлович. «Основные задачи фонда — реализация просветительско-образовательных проектов, развитие духовного образования и церковной науки, поддержка деятельности учебных заведений РПЦ».

Леонид Севастианов – личность по-своему необыкновенная. Согласно размещенной в интернете информации «Леонид Михайлович Севастьянов родился в 1978 г. в Ростове-на-Дону в старообрядческой семье. После школы в возрасте 17 лет поступил в Московскую духовную семинарию. По окончании семинарии по благословению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла был направлен на обучение в Григорианский университет в Риме, где с 1999 по 2002 гг. он прошел курс политической философии. С 2002 по 2004 гг. он обучался в Университете Джорджтауна в Вашингтоне, где получил степень магистра в области международных отношений. С 2004 г. является соучредителем и генеральным директором международной компании «СтратинвестРу», предоставляющей консультации по всем вопросам ведения бизнеса (коммерческим, законодательным, налоговым, финансовым) главным образом в области энергетики, связи, транспорта и инфраструктуры. Работал в качестве политического аналитика в Мировом банке. С 17.12.2009 г. входит в совет директоров ОАО «ПРОТЕК». В 2009 году возглавил Благотворительный фонд имени святителя Григория Богослова. Кроме родного русского свободно владеет английским и итальянским».

Леонид Севастианов прославился так же тем, что 29 сентября 2011 года во время встречи председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Иллариона с папой Римским Бенедиктом XVI вместе с В.С. Якуниным был в числе сопровождавших митрополита лиц и вместе с ними подошел под благословение папы и целовал его руку.

Юрий Лоскутов своей переписке с анонимной редакцией сайта «Русская вера» задал  вопрос: «на какие средства существует ваш сайт?»

Редакция ответила, что «сайт существует на пожертвования и по инициативе небезразличных людей. Как вы выражаете свое личное мнение в своем сообществе, так и авторы сайта "Русская вера" выражают свое мнение, которое НЕ является официальным мнением Церкви».

Юрий Лоскутов: «Кто эти небезразличные люди? Уже третьи сутки ответа на этот вопрос так и не поступило. Хотя редакция могла бы с легкостью меня посрамить, указав на конкретных своих спонсоров».

Вполне обоснованно спросить – какие идеи распространяются редакцией сайта «Русская вера»?

В разделе «О проекте» можно прочитать: «Вопросы русской традиции, равно как русской истории, русской культуры и, даже шире, русской цивилизации являются одними из актуальных, но крайне мало обсуждаемых сегодня.<...> Главная задача сайта «Русская вера» состоит в том, чтобы рассказать обществу об этом богатейшем наследии и, отталкиваясь от феномена старообрядчества, говорить о русской цивилизации в самом широком смысле этого слова».

То есть старообрядчество рассматривается всего лишь как историко-культурный феномен, но не как вероисповедание.

Этот подход просматривается даже в названии сайта «Русская вера», хотя, как метко заметил Юрий Лоскутов, «Нет никакой "русской веры"! Есть православная вера и ереси!»

По справедливому наблюдению философа-старовера Михаила Шахова «в старообрядческой письменности XVII – XVIII века всё внимание сфокусировано на вопросах, в сущности, наднациональных.<...>Мы имеем дело не со специфически русским или греческим «обрядоверием» и не с приверженностью к «местным» формам церковного бытия в силу того, что они – местные<...>». Сущность мировоззрения староверов в том, что на них «ложится миссия хранения вселенского православия».

Но как раз вопросов вероисповедания, правоверия и ереси на «Русской вере» нет. И это не удивительно, так как ОВЦС, одна из дочерних структур которого финансирует сайт «Русская вера», является проводником экуменизма и глобализации.
В своих интервью председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Илларион высказывает мнение, что «между православными и старообрядцами, по крайней мере, старообрядцами поповского согласия, нет вероучительных расхождений. Есть расхождения, связанные с обрядом, с литургической традицией, но не те, которые относились бы к вероучению. А это означает, что существует почва для диалога и сближения». «Раскол появился по чисто обрядовым причинам, которые сегодня могут показаться просто смешными. <...> В свое время старообрядческий раскол охватил миллионы людей. Это была целая субкультура, о ней говорил еще Ф.М.Достоевский, а еще больше о ней писал П.И.Мельников-Печерский».

Так же, по мнению м. Иллариона, именно единоверие должно объединить староверов с РПЦ. «Мне кажется, что сегодня единоверие – это единственный путь интеграции старого обряда в жизнь Православной Церкви. <...> Очень важно, что феномен единоверия существует уже более двухсот лет и что Православная Церковь на разных этапах своей истории признавала равнозначность и равноспасительность и старого, дониконовского, обряда, и обряда более позднего. <...> Все это открыло старообрядцам путь к возвращению в Церковь.<...> Я хотел бы выразить надежду, что <...> единоверие будет служить мостом между нашей Церковью и старообрядчеством. <...> Надеемся, что с Божией помощью и совместными усилиями раскол XVII века все-таки будет преодолен».

Подобное мнение высказывает и Леонид Севастианов: ««Лично для меня старообрядчество по отношению к Русской Православной Церкви представляется тем же, чем была Русская Зарубежная Церковь по отношению к Московскому патриархату до подписания акта о каноническом общении в 2007 году. Формально это были разные Церкви, но фактически – одна».
 
На странице «Беседы» некто Сергий высказал ту же идею: «Догматических различий между старообрядчеством и новообрядчеством нет. Некоторые утверждают, что есть, но доказать это не могут. Многие традиции даже старообрядческой церкви на мой взгляд надо как-то пересматривать в сторону смягчения хотя бы к инославным православным. Я думаю, что между РПЦ и старообрядцами-поповцами должны быть разработаны смягчающие процедуры хотя бы по основным вопросам взаимотерпимости. Никаких "отречений от никоновских ересей" и тем более "наложений проклятий на никоновские ереси" при приеме от РПЦ и быть не должно. И еще. Христос молился за тех, кто прибивал его гвоздями к Кресту. На фоне такого примера смирения, как можно оценить то, что современное старообрядчество упорно через века тащит свою обиду, оберегает ее, поддерживает. В этом смысле даже новообрядцы показали себя более миролюбиво что ли, той же отменой проклятий в 1971 году и признанием равноспасительности старых обрядов. Торопиться в этом процессе нельзя, но и тормозить его тоже я считаю лишним. Поэтому лично я вижу очень позитивным, когда происходят какие-то контакты РПЦ и РПСЦ, взаимные визиты или совместные участия в культурных мероприятиях, и лично для меня это огромный плюс РПСЦ по сравнению с другими, более замкнутыми согласиями».

Именно эта идеология лежит в основе редакционной политики сайта «Русская вера», хотя она проводится исподволь, среди множества действительно интересных исторических и краеведческих публикаций.

Поэтому вполне справедливо замечание Юрия Лоскутова об анонимных спонсорах и редакторах сайта: «Я не стану утверждать, что эти анонимные "небезразличные люди" - мафия, сатанисты, масоны и т.д. Ибо никаких доказательств у подобных версий нет. Но мною некоторые доказательства всё же приведены. Пусть косвенные, и от того не стопроцентные, но доказательства. И они непосредственно указывают на РПЦ МП, а опосредованно - на Ватикан».

Основанием для таких предположений служит то обстоятельство, что митрополит Илларион является одним из активистов сближения РПЦ с Римо-католической церковью. «Мы не можем воспринимать Католическую Церковь как чуждую нам,» - заявляет он, утверждая, что догматических или канонических расхождений между католицизмом и Православием нет. И то обстоятельство, что Леонид Севастианов учился в Ватикане, тоже наводит на размышления.

Поэтому, по мнению Юрия Лоскутова, «очень хорошо, что ни один клирик Русской Православной старообрядческой Церкви не давал благословения на деятельность "Русской веры". Да и кто у нас рискнет дать благословение на пропаганду фоменковщины, соборно анафематствованной в РПсЦ? (Кстати, интересно, давал ли благословение на деятельность "Русской веры" кто-нибудь из клириков иной конфессии? Интуиция мне подсказывает, что давал ...).

Однако множество мирян и клириков РПсЦ, сотрудничая с "Русской верой", активно впряглись в чужое ярмо. И это отнюдь не безобидно. Ведь "Русская вера" для РПсЦ - это сегодня ведущий информационный ресурс. "Русская вера" играет ту же роль, какую раньше играл для нашей Церкви сайт "Самарское староверие". Но если все мы знали, что "Самстар" держится на личном энтузиазме Ирины Георгиевны Будкиной, то кто сегодня во многом рулит нашей информационной политикой? Никонианский митрополит Иларион со своими подручными? Если раньше у нас были "софринскими" лишь подсвечники да паникадила, то теперь у нас уже "софринская" инфосфера? Мы - интеллектуальные инвалиды, не могущие себя информационно обслужить? Не будем забывать, что в современном мире информация - это одна из основных составляющих власти. И в этом свете прилично ли Вселенской Церкви уступать свое информационное поле каким-то еретикам, да еще и явным миротворцам?

Так кто же фактически будет определять жизнь РПсЦ - ее члены на Освященных Соборах или некие анонимные "небезразличные люди"?»

Материалы Юрия Лоскутова о сайте «Русская вера»: