Корр.: О. Кирилл, обратило на себя внимание, что Вас, уроженца Донбасса, не слышно в медиа пространстве. Как Вы воспринимаете последние события на Украине?

Игумен Кирилл: Реакция была, в основном, молитвенная: молебны в защиту Почаевской и Киево-Печерской Лавр, о заключенных патриотах Новороссии, благодарственный молебен в связи с возвращением Крыма в состав РФ, крестный ход в поддержку возрождения Подкарпатской Руси.
Корр.: А Вы следите за событиями?

Игумен Кирилл: Несколько часов в день уходит на это: интернет, телевидение, видеоматериалы, беседы по телефону и вживую.


Корр.: Когда Вы успеваете? Общеизвестно, что в Вашем храме совершаются многочасовые уставные службы.

Игумен Кирилл: Каждую свободную минуту – в дело. Умываюсь, чищу зубы – слушаю кассеты с записями радиопередач. Тоже самое, когда иду на прогулку. На общих трапезах у нас читаются различные поучения, и очень часто актуальные статьи из газет и журналов, например, из газеты «Русский вестник» и журнала «Русский дом». Часто в машине читаю увесистую подборку материалов из интернета.


Корр.: С кем из Малороссии довелось пообщаться?

Игумен Кирилл: С Валерием Кауровым, председателем Союза Православных Граждан Украины на Круглом столе в Российском общественно-политическом центре, с журналистом Рулевым, которого боевики пытали на Майдане. Неоднократно с лидером Народного Собора Украины Игорем Друзем.


Корр.: Какие, на Ваш взгляд, шаги нужно предпринять России в связи с ситуацией на Украине?

Игумен Кирилл: Прежде всего, установить ретрансляторы на границе, чтобы во многом зомбированная телеаудитория на Украине увидела бы, что от них скрывают. На мой взгляд, кроме освещения текущих событий, надо еще рассказать о светлых сторонах жизни в России. Очень важны регулярные передачи, развенчивающие мифологему украинства, человеконенавистническую суть бандеровщины. Хорошо бы, если бы звучали голоса не только представителей власти и медиасообщества, русских по национальности, но и представителей других народов Российской Федерации. Полагаю, что им негоже отмалчиваться по поводу наглых претензий и хамских выходок украинских шовинистов.


Корр.: Многие говорят о федерализации, сохранении целостности Украины. Ваше мнение?

Игумен Кирилл: Федерализация маловероятна. А по поводу целостности Украины – я не вижу в этом никакого резона. Украинские националисты взяли курс на деруссификацию Юго-Востока, всей Украины. После того, как многие увидели оскал укронацизма, ужаснулись, стало понятно, что жить с ними в одном государстве невозможно, самоубийственно. Представители незаконной власти в Киеве могут обещать все, что угодно – веры им никакой нет.


Корр.: Тогда что же делать?

Игумен Кирилл: Я с пониманием отношусь к провозглашению Донецкой, Харьковской, и Луганской народных республик. Дай Бог им выстоять и укрепиться. Другого выхода нет.


Корр.: А как насчет их присоединения к России?

Игумен Кирилл: Это им решать на референдумах. В принципе, это был бы логичный и оправданный шаг.


Корр.: Вы не боитесь обвинений в сепаратизме?

Игумен Кирилл: Я боюсь покривить совестью. Я высказываю свою точку зрения. Жизнь показала невозможность жизни двух частей Украины в одном государстве. Вина в этом на украинских националистах, их диких выходках. С этими людьми невозможно говорить, они почему-то сразу впадают в истерику и начинают браниться.


Корр.: А что в церковном плане? Как здесь развиваются события?

Игумен Кирилл: Архиереи Донбасса призывают к выдержке и спокойствию, «не поддаваться на провокации». Многие из духовенства, также как и в Киеве в период активной фазы Майдана, придерживаются нейтралитета. Несколько священников занимают активную позицию, поддерживают протестующих. Сложность в том, что среди духовенства Донбасса очень много выходцев из Западной Украины. Среди них немало симпатичных людей, с некоторыми из них я дружен. По известным причинам, не буду называть их имен. Но все-таки хотелось бы, чтобы этот дисбаланс выравнивался, чтобы было побольше батюшек-великороссов.


Корр.: Между малороссийскими и великороссийскими священниками разница существенная?

Игумен Кирилл: Один знакомый священник, выходец из Киева, недавно мне сказал, что если архиерею нужно решить какую-то сложную проблему, требующую напористости и хватки, то он предпочитает опираться на священников с Украины. Русские батюшки, по его словам, будут больше молиться и созерцать. По моим наблюдениям, у русских священников больше прямоты, безхитростности, безкорыстия. Но это, так сказать, схематично. Люди разные там и там. Несколько ярких, симпатичных типажей малороссийского духовенства я представлю в одной из своих ближайших статей.


Корр.: В чем, на Ваш взгляд, слабость народного движения на Юго-Востоке Украины?

Игумен Кирилл: Его недостаточно выраженный русский характер. Я уже не говорю о монархическом аспекте, воцерковленности. Очень сильны антифашистские, социальные мотивы, экономический аспект. Надо осознать себя русскими, даже формально не допуская надуманного «украинства» - продукта разработок немецких и австрийских штабов. Вот такой нюанс: стоит внести корректив в свою фамилию, заканчивающуюся, например, на «чук» - добавить «ов» - и уже становятся заметными перемены в менталитете человека. Хотя мы знаем, что среди националистов на Украине встречаются и те, у кого фамилия заканчивается на «ов». Подумал: «Как бы сейчас были бы актуальны патриотические песни в исполнении Алексея Познахарева «Эх, Русь-Россия!», «Мы – русские!» и др. Представляю, как бы бурно реагировали собравшиеся на площадях Донецка и Луганска. Эти песни пробуждали бы русский победоносный дух. В 90-е годы Алексей дал концерты в ряде городов Луганской области. Меня «умилило» такое заявление одного «западэнца»: «Мы деньги у вас примем в качестве помощи, а затем плюнем вам в лицо». Вот с таким хамством пора кончать. Пока учебники в украинских школах будут изобиловать диким русофобством, вплоть до стихов, где русская речь называется «собачьей мовой», говорить не о чем.


Корр.: А Вы сами не боитесь обвинений в украинофобии?

Игумен Кирилл: У меня нет никакой фобии к людям, живущим на благодатной земле Малороссии. Когда в прошлом году я побывал на Западной Украине, во Львовской и Тернопольской областях, то, благодаря неплохому знанию мною украинского языка, местные жители принимали меня за своего. Неоднократно мне приходилось проповедовать на украинском языке. С удовольствием пою духовные стихи на украинском языке («псальми»). Речь о другом: недруги Руси искусственно внедрили украинство, противопоставив его Русскому миру. В этом плане я безусловный сторонник идеи Москва-Третий Рим с ее сакрализацией монархического начала, как антипода анархической махновщине.

Интервью было дано Сетевому русинскому движению 16.04.2014 г.