Ситуация на Украине уже третий месяц находится в центре мировых средств массовой информации. Фактически состоявшаяся революция не только заставляет задуматься о её возможных последствиях, но и переоценить некоторые, казалось бы, устоявшиеся аксиомы общественного бытия. Сегодня мы предлагаем комментарий настоятеля кафедрального собора Русской Православной Старообрядческой Церкви в Ростове-на-Дону иерея Иоанна Севастьянова.
Новопоставленный священник Рогожского кладбища в Москве о. Феодор Гусляков. Архивное фото

Мой отец рассказывал мне интересный сюжет из истории Рогожского кладбища. Ему это поведал в свое время известный на Рогожском чтец Авенир, внук владыки Иринарха, а тому, вроде, сам архиепископ.

Перед революцией на одной из трапез на Рогожском честные отцы, сидя за столом, развели дискуссию по поводу новых появившихся политических партий. Даже разгорелся спор — отцы отстаивали правоту понравившихся им программ. Кроме всех остальных, за столом сидел о. Феодор Гусляков и внимательно слушал спорщиков. Когда страсти накалились до предела, спорщики обратились к безмолвствующему отцу Феодору:

«Отче, ну а ты что скажешь, тебе какая партия больше нравится?».

Отец Феодор для многозначительности встал, смачно прокашлялся, выдержал паузу и, глядя перед собой, протяжно промолвил басом:

«Все эти партии…Будь они прокляты!». И сел.

Мне эта история вспомнилась, когда я узнал последние новости с Украины. Чудовищная, циничная игра в политику привела к очередному витку гражданского противостояния среди братского народа. И это противостояние, базирующееся на пресловутой партийной системе, хуже отечественной войны. Во время войны вроде понятно, кто враг, а тут ты можешь стать врагом даже для своего соседа.

Подавленное состояние украинского народа мной переживается очень тяжело. Ведь там, на Украине, мои родственники, собратья, там целая наша епархия. И сейчас всем им может быть очень тяжело. Мне сообщают о грозовой атмосфере в обществе. Особенно на Западной Украине. В Черновцах, в Хмельницком, в Каменце-Подольском очень напряженно.

И мы, конечно, постараемся оказать максимальную поддержку нашим собратьям, мы молимся за них и за весь многострадальный украинский народ. Но в этой ситуации для нас, верующих людей, может быть поучительным этот печальный украинский опыт. И, в первую очередь, губительный опыт сращивания церкви с государством.

Православная Церковь Московского Патриархата теснейшим образом срослась со свергнутой администрацией. Тогда как противники Московского Патриархата на Украине открыто и действенно поддержали сторонников смены президента.

И теперь, когда государственная власть на Украине резко поменялась, причем поменялась на таких представителей, которые не церемонятся со всякими там условностями уважения личности и главенства закона, верующие оказались заложниками прежней большой политики. И опять получили те же грабли, что и в 1917 году, когда верующих уничтожали, как представителей свергнутой монархии.

И вот мы уже слышим об осаде Киево-Печерской лавры, мы слышим о зачистках духовенства. Мы слышим про закрытые «страха ради иудейска» храмы. На Украине верующие могут испить чашу этих испытаний сполна. Причем это может коснуться и наших братьев-старообрядцев. Ведь нередко мы слышали о слишком тесном сотрудничестве прежних властей с той или иной старообрядческой общиной на Украине. Дай Господи, чтобы в этот раз не повторился 1917 год...

Но и нам самим нужно помнить об этих ужасных исторических граблях. Украина в очередной (какой уже по счету?!) раз показала, что Церковь ни в коем случае не должна тесно сближаться с той или иной властью. Церковь всегда должна держаться от власти на расстоянии. Церковь должна быть над властью, над обществом, для всех. И Церковь никогда не должна становиться на сторону той или иной политической силы. Для Церкви не может быть симпатии к тем или иным общественным движениям или объединениям.

Единственная симпатия Церкви — к конкретному, единичному человеку, к его проблемам и трудностям. И вот только печальником за этого человека Церковь и может вступать в диалог с любой властью. Конкретная польза конкретному человеку — это единственный повод для подобных отношений. Об этом нужно помнить и в России, и в неспокойной Молдове, и в стабильной Беларуси, и в многострадальной Украине.

26 февраля 2014