Тысячи уральцев 19 января окунались в проруби — на реках, озерах, запрудах, считая, что вода в эти дни святая и купание в ней смоет все грехи.

Повсеместное желание в этот день окунуться во что бы то ни стало, чтобы доказать себе или окружающим свою смелость, удивляет уральских старообрядцев. Те, кто последовательно строго относится к духовному наследию Руси, доставшемуся всем нам от благочестивых предков, уверяют: никаких оснований для купания в этот день в «иорданях» нет.
Верующие Русской Православной Старообрядческой Церкви говорят, что никто из представителей «официального» вероисповедания не найдет в Священном Писании и правилах, регламентирующих духовную жизнь людей, описания того, как наши предки окунались в давнем прошлом на Крещение Господне в водоемах и кто именно заложил эту традицию. Например, авторы старообрядческого сайта starove.ru, ссылаясь на авторитетные для верующих людей книги «Церковное око» и «Устав церковный», отмечают, что среди старообрядцев не практикуется купание в прорубях на Крещение, как не практиковалось это и до раскола Русской Церкви в 1653 году.

- Массовое распространение этот обычай, видимо, получил уже после раскола, если не в постсоветское время, - рассказывают они. - Ну а те формы, которые данный обычай нередко принимает в наши дни, уже часто и вовсе нельзя назвать благочестивым. Отдельно остановимся на одной детали богоявленского купания. Нередко на фотографиях приходится видеть иордани, выполненные в виде креста. Такая форма купели является прямым нарушением апостольских правил. При этом, по мнению староверов, «официальные православные» в процессе своей богослужебной практики исказили суть того, как положено святить воду в эти дни.

Дело в том, что освящение «Великой агиасмы» (в переводе с греческого — Великой святыни), согласно древней традиции, совершается накануне Крещения, в Сочельник великого праздника, 18 января. Причем «великая» или «большая» вода считается настолько особенной, что использовать ее можно лишь в течение трех часов после освящения, а для тех, кто живет далеко, допускается использовать воду, чтобы напоить ею своих родных и близких, тех, кто не смог по какой-то причине в этот день прийти в храм, в течение часа по приезду домой.

Кроме того, в течение этого времени принято освятить свое жилище — окропить водой комнаты, углы дома. Делать это может совсем не обязательно священник, но и любой человек. А вот по истечении указанного времени вода эта становится великой святыней, равносильной причастию, поэтому использовать ее необходимо с огромной осторожностью и лишь по особой нужде, например, при смертельной болезни, и — с разрешения священника.

Аналогичные разъяснения по поводу богоявленской воды – «Великой агиасмы» – имеются, например, в древних церковных уставах и в сочинениях святых отцов и древнехристианских писателей: святых Киприана, Тертуллиана, святителя Епифания, Василия Великого и других. Поэтому наплыв православных старообрядцев в уральские храмы был не только 19 января (в этот день в храмах РПСЦ также святили воду, которая считается «годовой» - ее разрешается использовать в течение всего года, поэтому верующие набирали ее в сосуды и увозили с собой), но и 18-го.

Проруби, конечно, староверы тоже освящали, но лишь на тех реках, где вода относительно чистая — например, в поселке Шамары Шалинского района Свердловской области «иордань» освящали в реке Сылва, после чего в ней не купались, а набирали из нее воду для питья.

Отметим, сегодня на Урале насчитывается несколько тысяч старообрядцев — они живут в Пермском крае, в Оренбургской, Свердловской, Тюменской, Челябинской области и в Кургане. Они хранят то православие, которое в 988 году принял князь Владимир, без изменений и новшеств, свято передавая истину от отцов — детям.

19 января 2014
Максим Гусев
Специально для Портала «Урал24»



Почему я против крещенских купаний

Четыре аргумента епископа Домодедовского Евтихия против крещенских купаний.

Да, я против крещенских купаний. Почему?

Первое. Это неизбежный риск для здоровья, совершаемый сознательно и добровольно. Риск, который вступает в противоречие с Евангелием. Христос отвечает искушающему диаволу: «Написано также: «не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7).

Хочешь быть последователем Христа – не рискуй ни жизнью, ни здоровьем тогда, когда для риска нет высшей цели служения другим. (Известны случаи, когда люди сильно простужались и даже умирали после такого купанья.)

Противоречит Евангелию и ссылка на то, что благодатная сила освящённой воды «не даст случиться ничему плохому». Следовать подобному утверждению равнозначно тому, чтобы требовать от Бога чуда. Что в этом плохого?!

А вот что повествует Евангелие: «…И требовали от Него знамения с неба, искушая Его. И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения?..» (Мк. 8:11-12); «Но Он сказал им в ответ: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения…» (Мф. 12:39; 16:4).

Второе. Купание в освящённой воде противоречит благоговейному отношению к великой святыне. Откройте «Настольную книгу для священноцерковнослужителей» С.В. Булгакова: «К освящённой воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. Освященная вода называется в Православной Церкви великою агиасмою (святынею). Эту святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, назначает пить её тем, кои не могут быть допущены до святого причащения. Благочестивые христиане тоже издревле имеют обычай в навечерие или в самый праздник Крещения почерпать освящённую воду для своего домашнего употребления и хранить её при святых иконах» (издание 1913 г., стр. 21).

Эта вода употребляется и для освящения храмов, алтарей, святой чаши для причастия, святых икон и пр. Для таинства крещения вода в купели освящается другим образом и с соответствующими молитвами. Над крещенской водой Богу молятся о «причащающихся (благоговейно пьющих), кропящихся и мажущихся» святою водою, но не о купающихся в святыне.

Для меня купание в «иордани» ассоциируется с неприятными слухами о том, что якобы где-то на молокозаводе баба купалась в цистерне с молоком и с былями об особой категории людей, принимающих ванны с шампанским; кстати, эта когорта повсеместно участвует в крещенских купаниях, и их-то можно понять: им и жизнь скучна, своей религией они избирают дремучее суеверие и на святыню им плевать.

Третье. Крещенское купание – это рассадник суеверия. Снова обратимся к С.В.Булгакову: «Купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанию очистительную силу от этих грехов» (стр. 24). Ему вторит и видный фольклорист XIX века А.А.Коринфский, упоминая крещенские купания в перечне прочих суеверий в книге «Народная Русь»: «Купаются и те, кто святошничал-рядился о Святках, – чтобы очиститься от греховной скверны в освящённой воде; купаются и просто – «для здоровья». Последнее, однако, далеко-таки не всегда оправдывается на деле» (глава «Крещенские сказанья»).

Чем же отвечает наш Символ Веры? «Верую во едино крещение во оставление грехов».

Послушайте, почитайте, посмотрите в Интернете: кто в основном купается, как к купанию относятся, что хотят от купания получить и сравните это с действительным содержанием Евангельского события, с проповедническим материалом, посвящённым Богоявлению. Общего не найдёте. А сколько таких людей, которые самоудовлетворятся крещенским купанием, считая его за самое действенное доказательство своей веры, но более и пальцем не шевельнут, чтобы душу спасти, чтобы вырваться из власти греха.

Четвёртое. Крещенские купания для Русской Православной Церкви не традиционны, не основаны ни на святоотеческом опыте, ни на святоотеческом наставлении. Отец архимандрит Иоанн (Маслов) на уроке литургики в Московской духовной семинарии рассказывал нам об одном батюшке, который нарочно «выранивал» крест в прорубь, чтобы окунуться самому; нам он преподавал это в качестве отрицательного примера. Зная многих глубоко верующих людей с самого детства, я ни от одного из них не слыхивал о крещенских купаниях!

Описав суеверный обычай крещенского купания, С.В. Булгаков заключает: «Само собой разумеется, что подобные описанным обычаи, как нарушающие святость совершаемого торжества и противоречащие духу истинного христианства, не могут быть терпимы и должны быть уничтожены» (стр. 25). Поэтому я категорически против крещенских купаний.

Поздравляю всех православных с наступающим праздником Крещения Господня!

Епископ Домодедовский Евтихий
18 января 2014 г.
Источник: «Русская неделя»



А в это время:«Всего в России на Крещенье окунулись более двух миллионов человек!»

Вечером, 18 января, после водосвятного молебна, на столичных водоемах открылись иордани, в которых, по поверью, можно смыть все свои грехи. Более 90 тысяч москвичей в ночь с пятницы на субботу окунулись в прорубь.

По последним данным, в крещенских купаниях в Москве приняли участие около 165 тысяч человек. На 45 тысяч больше, чем в прошлом году.

А всего в России в 2 600 купелей окунулись более двух миллионов человек!

Наш фотокорреспондент Владимир Веленгурин оказался в эту ночь на Белом озере, что в столичном районе Косино. Вот, что он нам рассказал:

"Было очень скользко, людей всех придерживали под руки спасатели, что помогло сохранить много целых рук и ног. Детей и пожилых людей было немного. Что меня поразило – это длиннющая очередь желающих, которые хотели совершить погружение в прорубь. Она протянулась метров на сто. Таких длинных очередей я не помню. Прошли не сотни, а тысячи людей. Каждый год я бываю в этом месте, но вот таких длинных очередей не видел"
фотолента "#кппрорубь"