Публикации в СМИ о посещении москвичами реликвии, называемой «Дары волхвов»
 
«Просим квартиру и помириться»

Первое, что бросалось в глаза на подходе к Фрунзенской набережной утром 9 января, — бегущие по тротуару вдоль Москвы-реки толпы людей. Одни неслись сломя голову, расчищая дорогу локтями и радостно смеясь. За ними бодрым шагом, но с достоинством шествовали остальные.
На фоне непрерывной череды кордонов полиции и припаркованных вдоль набережной автобусов и автозаков подобное зрелище непосвященного наблюдателя, тем более издали, запросто могло сбить с толку. Впрочем, слушая постоянно звучавшие разъяснения полицейских о том, где находится конец очереди и как следует себя вести присутствующим, тут же все становилось понятным: в Москву доставили Дары волхвов, одну из самых почитаемых православных святынь. И десятки, а возможно, и сотни тысяч паломников, как и в ноябре 2011 года, когда в Москву привозили пояс Пресвятой Богородицы, отправились им поклониться в храм Христа Спасителя.

Вопрос, а что такое вообще Дары волхвов, некоторых в очереди застает врасплох.

«Это шкатулка или икона какая-то? — повернулся Влад к жене.

— Короче, не знает никто». Лучше всего с ответом справился девятиклассник Антон. Вот так нестандартно они с подругой решили провести время, прогуливая уроки. «Это то, что принесли Исусу волхвы, когда он родился, — улыбается Антон. — По телевизору сказали, что в Рождество к нам привезут эти Дары и что они исцеляют болезни и приносят счастье.

Мы поверили и решили прийти сюда. Мы учимся в школе, но сейчас туда можно и не ходить. Два дня учиться — это глупо».

Женщина 40 лет рассказывает, что пришла сюда с 14-летним сыном и четко знает, чего хочет от христианской реликвии. «Мы просим помощи большой. Сами мы иногородние, приехали с Кубани.

Просим квартиру, мы стоим на очереди. И помириться — у нас семейное, со свекровью, — тихим, но твердым голосом проговорила она.

— Конечно, простоим до конца, после долгого пути нас несколько часов не пугают. Бутерброды взяли с собой, чай взяли, ничего страшного».

На часах 16.30. Почти за четыре часа мы продвинулись всего на 500 м, и я понимаю, что еще 2 км не выдержу. Автобусы для обогрева набиты битком, но и там ненамного теплее и согреться не получается. «Я задрогла», — вздыхает пожилая женщина, прислонившись к открытым дверям автобуса. Девушка, стоящая рядом, с улыбкой протягивает мне яблоко.

Елизавета Антонова,
10 января 2013 г.
"ГАЗЕТА.RU"


Дары волхвов — сомнительная реликвия или символ любви ко Христу?

Многие мощи, которые хранятся тут у нас в Константинополе, весьма сомнительного происхождения. Богомольцы же, прикладываясь к мощам, обоняют точимые многочудесные благовония. Их вера придает мощам подлинность, а не мощи придают подлинность их вере. Умберто Эко, «Баудолино»

Вот официальная историческая справка о дарах волхвов:

«По преданию, до IV века Дары волхвов хранились в Иерусалиме, откуда впоследствии были перенесены в Константинополь и помещены в храме св. Софии. Здесь их видели русские паломники. В 1200 году о Дарах волхвов упоминает в своей „Книге Паломник“ архиепископ Новгородский Антоний. После падения Константинополя реликвия была передана на Афон, где пребывает до настоящего времени».

Из этого текста можно понять, что одно из первых упоминаний об этой реликвии относится к XIII веку. Русский паломник написал о дарах волхвов за несколько лет до разграбления Константинополя крестоносцами во время IV крестового похода. Возможно, существуют свидетельства о нахождении артефакта в храме Святой Софии, но никаких сведений о том, что происходило с этими дарами до IV века, скорее всего, не существует, о чем свидетельствует фраза «по преданию».

Иными словами, практически невозможно научно доказать, что привезенные в Москву артефакты действительно связаны с земной жизнью Спасителя.

Означает ли это, что люди, стоящие во многочасовой очереди, поклоняются фальшивой реликвии? Ответ на этот вопрос вынесен в эпиграф к статье. Церковь почитает этот артефакт как минимум 800 лет (если взять за точку отсчета сообщение новгородского архиепископа Антония). За это время произошли многочисленные чудеса, множество поколений монахов и мирян возносили молитвы перед этими ковчегами. Это означает, что этот предмет стал святыней для Церкви независимо от времени и обстоятельств его появления.

Гораздо сложнее ответить на вопрос, как назвать вещи, находящиеся в ковчеге. Проще всего сказать, что это «те самые дары, которые волхвы принесли Святому Семейству», но для такого утверждения у нас нет никаких оснований, кроме веры.

Корректнее было бы сказать, что в Москву привезена древняя святыня, известная как минимум с XIII века и находящаяся в одном из афонских монастырей со второй половины XV столетия (падение Константинополя произошло в 1453 году), но в таком случае мы не можем назвать ее ни «иконой» даров, ни их «репликой», ни фальшивкой. Точнее всего назвать этот ковчежец «символом». Символом нашей любви ко Христу, нашего желания принести Ему дары, отстояв во многочасовой очереди. Впрочем, это уже разговор о религиозном чувстве, и историк здесь должен почтительно умолкнуть, предоставив слово другим людям.

Андрей Зайцев
13 января 2014 г.

 
«Дары волхвов» на Афоне — научная экспертиза

В нынешнее Рождество Христово Москва вновь переживает déjà vu: перекрытый центр, многокилометровые очереди вдоль набережной Москвы-реки, тысячи полицейских и сотрудников внутренних войск, полевые кухни, бригады «Скорой» и т.д. и т.п. В общем всё, как это было в ноябре 2011 г., когда в российскую столицу впервые был доставлен с греческого Афона Пояс Богородицы из монастыря Ватопед. На этот раз немыслимый ажиотаж возник вокруг другой афонской реликвии — «даров волхвов» из монастыря святого Павла (см. фото).

Как заявил в Москве один из членов греческой делегации, которая сопровождает «дары волхвов», насельник монастыря святого Павла, представитель обители в Священном Киноте и один из эпистатов (членов правительства) Святой горы Афон монах Никодим, «нет никаких сомнений в их подлинности». По его словам, «на золотых пластинах мы видим геометрические узоры, полагаем, что их сделали восточные мастера. Эти подвески составляли единое украшение, которое было принято надевать особам царского рода. Волхвы были мудрыми людьми, они принесли Христу золото в небольшом количестве именно как символ того, что Христос — Царь. Волхвы не принесли Ему просто золотые слитки, скажем так, из экономических соображений, то есть, чтобы семья Иосифа и Марии могла на них жить» ...

В свою очередь, руководитель патриаршей пресс-службы диакон Александр Волков считает вполне объяснимым массовое поклонение «дарам волхвов» в кафедральном храме Христа Спасителя, потому что «дары волхвов непосредственно связаны с чудом, с Рождеством, земной жизнью Исуса Христа — как и Туринская плащаница, часть ризы Господней, Крест Господень. Поэтому они так дороги верующим». «Люди, которые выстаивают многочасовые очереди к храму Христа Спасителя, свидетельствуют о своей православной вере», — добавил он ...

Тем не менее, стоит напомнить, что всего год спустя после привоза в Россию про Пояс Богородицы ... напрочь забыли: http://goo.gl/Fhp0ZC

Видно, таков уж феномен массового сознания, немилосердно истязаемого церковно-государственным агитпропом:-)

Более того, с главными фигурантами истории с привозом в Россию ватопедского ковчега с Поясом Богородицы произошли весьма драматические события. Почти сразу же после привоза в Россию Пояса Богородицы из афонского монастыря Ватопед был арестован прямо в аэропорту Афин ватопедский игумен Ефрем, который раздавал весьма сомнительные с богословской точки зрения интервью, что будто бы «Святой Пояс — это не только икона Божьей Матери, — а это одежда Ее»?!

Перед началом Рождественского богослужения в ночь с 6 на 7 января 2014 г. в кафедральном соборном храме Христа Спасителя патриарх Кирилл (Гундяев) с амвона уверил паству, что «те самые Дары волхвов были бережно сохранены Девой Марией, Матерью Спасителя, и переданы Ею в Иерусалимскую Церковь, где хранились до IV в., а затем были перенесены в новую столицу Восточной Римской империи город Константинополь. Когда же возникла опасность иноземного вторжения в Константинополь, то эта святыня была перенесена на Гору Афон, где с тех пор хранится в монастыре святого Павла»: http://goo.gl/RqAJLa

Синодальный информационный отдел РПЦ также размножил по официальным каналам свою «историческую справку», что «по преданию, до IV в. Дары волхвов хранились в Иерусалиме, откуда впоследствии были перенесены в Константинополь и помещены в храме св. Софии. Здесь их видели русские паломники. В 1200 г. о Дарах волхвов упоминает в своей „Книге Паломник“ архиепископ Новгородский Антоний. После падения Константинополя реликвия была передана на Афон, где пребывает до настоящего времени. Золото сохранилось в виде 28 небольших подвесок различной формы, искусно украшенных орнаментом в технике филиграни. К каждой из этих золотых пластин на серебряной нити прикреплены бусины, состоящие из смеси ладана и смирны. Дары хранятся в 10 особых ковчегах в ризнице монастыря св. Павла. Для поклонения паломников отделяется только их часть»: http://goo.gl/IC6itI

Наконец, архим. Тихон (Шевкунов), автор нашумевшего фильма «Гибель империи. Византийский урок» сообщил на своём официальном сайте, что «дары волхвов, свидетельствуют церковные историки, бережно хранила всю жизнь Матерь Божия, передавшая их незадолго до своего успения в Иерусалимскую Церковь, где они находились вместе с поясом и ризой Богоматери до 400 г. Далее дары были перенесены византийским императором Аркадием в Константинополь для освящения новой столицы империи»: http://goo.gl/gtwr1n

Нетрудно представить, что столь красноречивые заверения в подлинности «даров волхвов» на самом высоком уровне в короткий срок облетели всю многомиллионную паству РПЦ, вызвав небывалый прилив страждущих коснуться «святыни, которой касался Спаситель». Но так ли это на самом деле?!

Во-первых, ни один церковный историк, вопреки утверждениям архим. Тихона (Шевкунова), не сообщает о каких-либо дарах Богородицы Иерусалимской Церкви (см., например, «Историю Матери Церквей» архиеп. Афинского и всея Эллады Хризостома I, русский перевод которой был опубликован в Москве в 2003 г.).

Да и о переносе «даров волхвов» в 400 г. византийским императором Аркадием (395-408) в Константинополь якобы «для освящения новой столицы империи» не могло быть и речи, потому что столица Византийской империи Новый Рим была освящена еще ... 11 мая 330 г.! Странно, что об этом историческом факте не знает автор фильма «Гибель империи. Византийский урок» архим. Тихон (Шевкунов):-) Впрочем, его познания в этой области наверняка не выходят за рамки пресловутой «Православной энциклопедии», не раз вызывавшей справедливые нарекания исследователей своим крайне низким уровнем: http://goo.gl/v98j5t

Кстати, не случайно в «исторической справке» РПЦ о «дарах волхвов» как бы невзначай упоминается об их хранение вместе с «поясом и ризой Богоматери». Дело в том, что такая нехитрая спекуляция и позволила интерполировать в историю «даров волхвов» имя византийского императора Аркадия, сына Феодосия I Великого, при котором действительно Пояс Пресвятой Богородицы, хранившийся в кафедральном соборе города Зилы (Ζήλα) в Каппадокии, был доставлен архиерейской процессией в Константинополь и вложен в специально изготовленный ковчег (κιβωτος), о чем сообщалось в блоге научного коллектива Музея имени Андрея Рублева: http://goo.gl/Xqcw6F

Во-вторых, вопреки утверждениям Синодального информационного отдела Владимира Легойды, архиеп. Новгородский Антоний (в миру — Добрыня Ядрейкович; † 8 октября 1232), посетивший еще будучи мирянином Царьград в 1200 г., вовсе не увидел в храме св. Софии дары волхвов, а лишь указывает в своей «Книге Паломник», что «во святей же Софии во олтари дароносивыя сосуты златы, иже принесоша Христу с дары волсви»!

Эти же сосуды, судя по всему, упоминаются и в описаниях Константинополя XI в. — «Таррагонском анониме», созданном между 1075 и 1098 гг. (Тarragonensis 55 (f. 50-58v); Сiggaar K.N. Une description de Constantinople dans le Tarragonensis 55 // REB 53 (1995), 117-140), и «Анониме Меркати», представляющем собой латинский перевод 1089-1096 гг. с греческого оригинала, относящегося к 1063-1081 гг. (Ciggaar К.N. Une description de Constantinople traduite par un pelerin anglais // REB 34 (1976), 211-267). «Таррагонский аноним» информирует, что в ризнице св. Софии хранится «золото, принесенное волхвами, которое, когда подносят его к ушам, всегда издает звон и чудесным образом слышится как бы шепот», в то время как «Аноним Меркати» также упоминает это «золото, принесенное волхвами», но не сообщает о его чудесных свойствах. Разумеется, издавать «звон и как бы шепот» могли лишь золотые сосуды, а отнюдь не слитки золота или золотые пластины, как показывает свидетельство архиеп. Новгородского Антония!

Изображения подобных золотых сосудов в руках волхвов были широко известны в средневековой Европе, достаточно назвать рельефы на руническом Ларце Фрэнкса (Franks casket) начала VIII в. из Британского музея или на капители кафедрального собора святого Лазаря (Cathédrale Saint-Lazare d’Autun) в Отёне, выполненной скульптором Гислебертусом (Gislebertus) ок. 1120-1135 (см. фото).

Стоит особо подчеркнуть, что в отличие от Пояса Богородицы никакого литургического почитания золотых сосудов, в которых принесли свои дары Христу волхвы, никогда в Византии не было, т.е. их попросту не выносили из ризницы св. Софии на поклонение! Напомним, что VII Вселенский собор в Никее на 7 общем заседании 13 октября 787 г. своим оросом установил «чествовать иконы лобызанием и почитательным поклонением (τιμιτικην προσκυνησιν) по тому же образцу, как оно воздается изображению честного и животворящего Креста и святому евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей». Да и вправду сказать, как можно было совершать проскинесис (προσκύνησις) как перед иконами с почтительным, благоговейным лобызанием ... «дароносивых златых сосудов», пусть даже их касался сам Спаситель?! Кстати, до последнего времени не было каких-либо богослужебных последований и перед «дарами волхвов» в афонском монастыре святого Павла, пока не участились случаи их вывоза за пределы Афона для сбора пожертвований, для чего был составлен «Молебный канон пред святыми и честными дарами Спасителя нашего, златом, ладаном и смирною, пребывающими во святой обители преподобного Павла», правда, для него указано благословение «только для келейного чтения»...

Для справки: в ноябре 1980 г. после разрушительного землетрясения в Салониках митрополит Лангадасский Спиридон попросил монастырь святого Павла о принесении «даров волхвов» в свою епархию для укрепления верующих. Накануне Рождества 1985 г. по просьбе митрополита Фессалоникийского Пантелеймона «дары волхвов» вновь были принесены для поклонения в храм свв. Кирилла и Мефодия в Салониках. После Афинского землетрясения 9 сентября 1999 г. «дары волхвов» были временно принесены с Афона в Афины в целях укрепления веры и сбора деньги для пострадавших от землетрясения.

В-третьих, ни в одной из широко обнародованных РПЦ «исторических справок» о «дарах волхвов» нет ни слова об исторических свидетельствах XVIII в., которые фиксируют совершенно иную традицию, в частности, русский путешественник Василий Григорович-Барский, посетивший Афон в мае-ноябре 1744 г., приводит весьма любопытные сведения: «о сих дарах глаголют, яко древние благочестивые греческие цари, смесивши вкупе ливан и смирну, сотвориша некия зерна диравы, аки на четках зерна, а из злата соделаша дрот (проволоку) и решетки дробно переплетенны, и тем златым дротом часть от зерен пронзающе, а часть решетками престилающе, сотвориша себе драгоценный пояс, и в праздники Христовы в честь его на себе ношаху, иже широк бяше, яко на три перста. Бяху же на нем во время моё (1744) решеток изваянных девять, а между ними перевязанных зерен из смирны и ливана 69, с многими маргаритами (жемчужинами), иже испущаху велие благоухание. Сия дарова тамо владычица — Маро, дщерь Юрия владыки Сербскаго» (Пешеходца Василия Григоровича-Барского-Плаки-Албова, уроженца киевского, мон. антиохийского, путешествие к святым местам, в Европе, Азии и Африке находящимся, предпринятое в 1723 и оконченное в 1747 г. Ч. 2. СПб., 1785; науч. изд.: Второе посещение Святой Афонской Горы Василием Григоровичем -Барским, им самим описанное, более подробное, с 32-мя собственноручными его рисунками и картою Афонской Горы. СПб., РПМА, 1887. С. 398).

Как видим, в XVIII в. «дары волхвов» представляли собой единое целое и составляли вкупе золотой пояс шириной 6 см (1 перст ~ 2 см). Такие золотые пояса были известны у византийских императоров как подчеркивающие их сан инсигнии, но, как уже отмечено, ни в одном из исторических источников нет ни слова о литургической традиции ношения золотого пояса из «даров волхвов» на Господские праздники. Не исключено, что в данном случае налицо влияние широкого почитания Пояса Богородицы на Афоне. Кстати, монах Никодим, представитель монастыря святого Павла в Священном Киноте и один из эпистатов (членов правительства) Святой горы Афон, также заявляет, что ранее «эти подвески составляли единое украшение, которое было принято надевать особам царского рода»...

В настоящее время «дары волхвов» на Афоне хранятся в 10 отдельных ковчегах и насчитывают 28 разрозненных золотых пластин размером ~ 5×7 см и различной формы (прямоугольные, трапециевидные, полигональные и т.д.), украшенных сканью и зернью, которые скреплены серебряной проволокой с бусинами из смеси ладана и смирны общим числом 62. Возникает вполне резонный вопрос: откуда появились еще 19 золотых пластин, которых не было в 1744 г., и куда делись 7 бусин со времени Василия Григоровича-Барского?

Наконец, насельник монастыря святого Павла о. Никодим совершенно верно полагает, что орнаментация «даров волхвов» позволяет провести их научную атрибуцию, но геометрические узоры на золотых пластинах указывают вовсе не на восточных мастеров, как ошибочно полагают на Афоне, а на типичную поствизантийскую скань, аналогии которой легко отыскать на окладах афонских икон XV-XVI вв. См., например, фото панагии с Крита (Богоматерь Одигитрия. Панагия; Греция. Крит; XVI в.; местонахождение: Польша. Краков. Музей Чарторыйских. 10.8 см.; материал: дерево кипарис, жемчуг, камни драгоценные, металл серебро; техника: золочение, резьба по дереву, скань ажурная (сквозная).

Таким образом, в истории «даров волхвов» из монастыря святого Павла на Афоне можно проследить по историческим источникам следующие периоды:

1) «дароносивые златые сосуды, иже принесоша Христу с дары волсви» в XI-XII вв. хранились в ризнице св. Софии;

2) в 1470 г. Мара Бранкович, дочь сербского деспота Георгия Бранковича и Ирины Кантакузины, жена османского султана Мурата II, принесла «дароносивые златые сосуды, иже принесоша Христу с дары волсви» в дар сербскому монастырю св. Павла на Афоне, о чем гласил турецкий фирман, утраченный во время пожара 1902 г.;

3) в XVI-XVII вв. «дароносивые златые сосуды, иже принесоша Христу с дары волсви» были переделаны в золотой пояс, насчитывающий 9 золотых пластин и 69 бусин из смеси ладана и смирны;

4) после 1744 г., когда монастырь св. Павла вновь заселили греки, число пластин увеличилось до 28, а бусин убавилось на 7.

Похоже, наши современники точно так же как золотые сосуды, переделанные на Афоне в «дары волхвов», могли бы лобызать и 12 корзин с кусочками хлебов, оставленных 5000 человек, которых Исус насытил пятью хлебами и двумя рыбами, о коих «Аноним Меркати» сообщает, что они были замурованы в Константинополе под колонной Константина (в 1105 г. перенесены в Большой дворец). Правда, нынешние пастыри, не ведая о том, привыкли попрекать с амвона свою паству в ... черной неблагодарности, как якобы "были неблагодарны те самые насытившиеся 5000, бросившие корки хлеба и кости рыб вместо того чтобы их благоговейно сохранить".

Дмитрий Абрамов,
11 января 2013 г.
Блог Дмитрия Абрамова на "Эхе Москвы"


Дары волхвов — средневековая подделка

"Сноб" спросил специалистов в различных областях о предметах, выставленных для поклонения в ХХС

Владимир Сарабьянов, реставратор, член Патриаршего совета по культуре:

Дары волхвов — объект не культурный, но религиозный. Это не произведение, не изделие, это вещество: золото, ладан и смирна. Поэтому относиться к Дарам волхвов как к артефакту неправильно. Почему люди готовы стоять к ним в очереди с детьми и с колясками? Просто людям надо чему-то поклоняться, и некоторые не очень-то думают, чему именно они поклоняются.

В христианском мире существуют безусловные святыни, достойные поклонения, но Дары волхвов к ним не относятся. Я к этим предметам настроен весьма скептически. Огромное количество святынь имеют материальную историю, мы можем проследить их возникновение, бытование в раннехристианские времена — это мощи святых и, скажем, Спас Нерукотворный, который хоть и утерян, имеет достаточно известную историю. Но очень трудно представить, как Дары волхвов могли сохраниться в реальности с тех самых древних времен. Все мы прекрасно знаем, что и в Средние века, и ранее, и позже реликвии являлись объектом не только поклонения, но и спекуляции, торговли и обмана, и тому масса примеров. Поэтому я и разделяю для себя реликвии на несомненные и сомнительные.

В том, что волхвы принесли дары, никто не сомневается. Они отдали их нищей семье с младенцем на руках — наверняка эти дары были как-то употреблены. Представьте, в каком материальном положении находилось Святое семейство, бежавшее в Египет без средств к существованию. Трудно представить, что они носили Дары как реликвию. Для них Дары не были святыней — они сами были святыней, и они это осознавали.

Многие осудят мои слова, но Спаситель сказал: «По вере вашей да будет вам». Это значит, у каждого вера своя, и своя мера этой веры. Нельзя всех равнять под одну гребенку и считать, что, если человек верит в чудотворную икону, он должен верить и во все остальное. Дифференциация в нашей религии существует, этим христианство и привлекательно.

Николай Шабуров, директор Центра изучения религий РГГУ:

Цифры посещения рождественской службы стабильно низки: примерно 2% населения. Людям не нужны традиционные церковные службы, все хотят чуда. Значительная часть ищет в религии какую-то магию, что-то, что может исцелить и помочь конкретно. Мне эти процессы не до конца понятны, потому что очень сложно рационально анализировать иррациональное. Но такая архаизация видна сейчас во всем: в общественной морали, в политике, в идеологии. Одна из причин — нестабильная ситуация в обществе.

Михаил Эпштейн, философ, литературовед:

Дары волхвов — это, скорее всего, средневековая подделка. Нет ничего плохого, чтобы выставить на всенародное обозрение такую вещь. Может, кому-то она доставит утешение, но благоговение перед этим, искусственно нагнетаемое, не способствует укреплению авторитета церкви в глазах общества. Этот магизм присущ даже монотеистическим религиям, а в православии представлен особенно наглядно. Речь идет о вере в чудо, но это никак не состыкуется с задачами церкви, которая должна в первую очередь работать над людьми и своим собственным состоянием.

Лев Щеглов, психотерапевт, ректор Института психологии и сексологии:

Пусть верующие не обижаются, но все это напоминает Чумака с его заряженной водой и Кашпировского, который всех лечил через телевизор. В таких процессах большую роль играют механизмы истеричности. Людям в той или иной мере свойственно желание чему-то поклоняться, что-то наделять особенной магической сакральной значимостью и ждать от чего-то чуда. Формы поклонения могут быть какими угодно. Это явление известно ровно столько, сколько существует человек.

Наше общество сегодня растеряно. Даже те, кто искренне считает, что власть у нас замечательная, по сути в нее не верят. Люди верят в тайные личные мотивы, обогащение, воровство, сговор.

У многих треснули глубинные семейные и дружественные отношения. Общество не только растеряно, но и инфантилизировано. Все это накладывается на контекст псевдорелигиозности — истинная вера не имеет ничего общего с тем, что происходит сейчас, ни с агрессией, ни со злобой, ни с навязыванием мнения.

Вячеслав Тарасов, врач-психиатр:

Покрутиться там, свидетельствовать себя, выложить потом фотографию в инстаграм — дань моде. Есть модные рестораны, модные кинотеатры, модные тусовки. Православие занимает в сознании людей то же самое место. Большинство людей очень лениво и делать что-то для своего благополучия не хочет. Намного проще поклониться некому символу, иконе или поясу, чтобы решить свои насущные проблемы. Зачем работать каждый день и самосовершенствоваться? Можно попросить чуда.

Очередное проявление мракобесия: наука уходит на второй план, зато все, что является чудесным, внезапным, потусторонним, иррациональным, в большой моде. Чтобы понимать абсурдность всего этого явления, нужно уметь думать, а не потреблять информацию. А вера не подразумевает размышлений, никаких затрат не нужно. У нас сейчас общество ultrallight: попроще, покороче, подоступней.

10 января 2013 г.
"СНОБ"


Вот сдерживал себя, а не могу. Считаю своим христианским, или даже просто гражданским долгом написать о "Дарах Волхвов". Чем больше я об этом думаю, тем больше прихожу к выводу, что некоторые вещи существующие в Православной Церкви вообще – не только в РПЦ – нуждаются в трезвом христианском переосмыслении. <...>

Очень важно понимать что Церковь, еще со времен событий Евангелия, категорически предупреждает нас о том, что для верующего человека важно не только как верить, но и во что и в кого именно. Вопрос Спасителя о нашем поклонения Богу в Духе и Истине (Ин.4:23) на самом деле разрешается только тогда, когда мы найдем ответ на вопрос "кому" и "как" нам стоит поклонятся. Да и собственно, весь корпус православного богословия построен на принципе отсечения неправильных, ложных воззрений от истинных. Вот почему в Православии, рядом с безусловно спасительном и душеполезном учении Седьмого Вселенского Собора относительно иконопочитания, так много внимания уделяется вопросу важности дара различения духов. Особенно это хорошо видно в Святоотеческом учении, например в Аскетике.

Кстати, апостол Иоанн Богослов именно в этом контексте писал свою известную цитату "Не всякому духу верьте, но, испытывайте духов, от Бога ли они" (1 Иоан.4:1) Если факт всеправославного поклонения сомнительным артефактам и мощам к этой фразе не относится, то хотелось бы узнать, на каком именно основании это делается. Ведь Православная Церковь всегда с особой осторожностью относилась к попыткам привнести в культ почитания Бога вещи способные хотя бы и частично похитить чистое понимание христианства. Например, для нас важно даже то, чтоб на иконах не изображали Бога-Отца в виде старика, чего кажется нет даже в католичестве. (Деяния Московских Соборов 1666 и 1667 гг. М., 1893. Гл.43).

Особенно важно уяснить для себя правильный ответ в связи с тем, что поклонение "не тем" святыням, или принятие как святыни вещей сомнительного происхождения, может в корне изменить качество духовной жизни человека, при чем изменить настолько, что такое поклонение со временем может превратиться в настоящее идолопоклонство. Один из самых важных, в этом смысле, свидетельств их жития и учения Святых мужей и Учителей Церкви предельно прост: "Идолы суть бесы". ( Свт. Дмитрий Ростовский / Жития святых / Страдание святого священномученика Мокия / Память 11 мая и проч.). Вот поэтому, видя очень тонкую грань между богопочитанием и диаволопочитанием, отцы всегда увещевали нас поступать максимально осторожно, потому что сам сатана принимает вид Ангела света (2 Кор.11:14). Таким образом известная аскетическая константа "не хули, и не принимай" – лучший выход в ситуации, когда мы не знаем что именно нам стоит делать в конкретной ситуации, где испытывается именно наша вера в Истинного Бога. То есть, все непонятное нам не стоит хулить, но и не стоит принимать. Даже если за этим чудом стоит многомиллионная очередь: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения. (Лк. 11:29)

Все, что нам известно о "Дарах Волхвов" наверняка, это то, что они когда-то действительно существовали. Но лично я, вместе со многими современными экзегетами и даже древними толковниками, придерживаюсь того мнения, что бедное семейство Иисуса и Марии после смерти кормильца – святого праведного старца Йосифа, вынуждено было продать их для того, чтобы обеспечить себе элементарное существование. Плюс ко всему, даже если "аутентичное" Вифлеемское золото и смогло бы чудом сохраниться до сих пор, то ладан и смирна наверняка поддались бы влиянию времени. И очень странно, почему в этом вопросе мы должны верить грекам, именно у которых хранится эта святыня сегодня? О том, что даже этим столпам Православия не всегда стоит слепо доверять предупреждал еще святой Нестор "ибо греци искони лукави суть".

Те исторические артефакты, которые сегодня представляются истинными христианскими святынями, скорее всего, есть чья-то сознательная подделка (Ин. 8: 44), а грех обманщика который ее изготовил усугубляется грехом тех, кто эту подделку распространяет выдавая за оригинал, а все вместе эти грехи плюсуются ко грехам тех людей, которые поклоняются заведомо ложным идолам, руководствуясь больше желанием видения чудес, чем стремлением к настоящей, православной духовной жизни. "Чудеса, вызывая удивление, мало способствуют христианской жизни" –  учит нас преподобный Кассиан Римлянин.

А нынешние московские события – даже не масонский заговор, во время которого людям для поклонения скрытно предлагаются бесы. Это просто обычный для этих людей способ заработка денег и привлечения к себе внимание ( См.Притч. 12, 22).

А закончить свой, и без того уже длинный монолог, хотел бы перефразируя известный афоризм мужа Надежды К. Крупской – "Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк". В ответ ему могу сказать только так: "Пока православный народ безграмотен, из всех способов миссионерства и оцерковления для нас лучшими являются Дары Волхвов и Пояс Богородицы".

Спасибо за внимание.

11 января 2014 г.
Блог протоиерея Евгена Заплетнюка

Удивительный факт - "верующих" и поклоняющихся паломников у нас все больше, а уровень коррупции, преступности, быдлячества и хамства вокруг не уменьшается. Смотришь на эти очереди и думаешь, где ж все эти тысячи верующих людей в повседневной жизни? Вот и ясно, что это все показуха и лицемерие.
Сергей Уткин

Фото Наталии Губернаторовой
Московский Комсомолец № 26424 от 9 января 2014 г.

Фото Анны Гальпериной