Мощи преподобного были вскрыты властями в Свирском монастыре 19 декабря 1918 г. и увезены в Лодейное Поле. Однако накануне этих событий монастырская братия произвела освидетельствование мощей святого, обретенных «в теле» в 1641 г. Они констатировали, что за 300 лет мощи претерпели серьезные разрушения: упали ребра грудной клетки, а пальцы ног и кости стоп рассыпались.
Этот текст был переписан протоиереем Николаем Чуковым, впоследствии ставшим митрополитом Ленинградским с именем Григорий, и хранился в его личном архиве. Факт отправки мощей в Петроград и передачи их в ведение Наркомздрава не подтверждается сохранившимися архивными документами. Согласно информации сотрудника Государственной академии материальной культуры Бориса Моллоса, весной 1919 г. по требованию уездной чрезвычайной комиссии мощи были уничтожены местным лодейнопольским советом.

Весной 1998 г. исполняющим обязанности настоятеля монастыря был назначен игумен Лукиан (Куценко). Поиски привели игумена в фундаментальный музей кафедры нормальной анатомии Военно-медицинской академии, где им был найден мумифицированный труп неизвестного мужчины идеальной сохранности. Его отличал брахицефальный антропологический тип, обрезанные гениталии и срезанные подушечки пальцев рук. Состояние найденного тела отличалось от состояния мощей, зафиксированного монастырским актом 1918 г., а его владелец явно не принадлежал ни к Церкви Христовой, ни к средневековым новгородцам. Однако это не смутило игумена, а привлеченная им старший научный сотрудник Музея антропологии и этнографии им.Петра Великого РАН кандидат биологических наук Ю.Беневоленская 17 июля 1998г. выдала заключение, что «исследуемый обладает антропологическим типом, свойственным вепсам», к которым якобы и принадлежал преподобный, будучи родом из Юго-Восточного Приладожья. Другой сотрудник игумена кандидат биологических наук инокиня Леонида (Сафонова) скрыла обнаруженный ею документ, свидетельствующий об уничтожении мощей в 1919 г. Игуменом было объявлено, что открытые им мощи начали «мироточить».

После этого Лукиан, ссылаясь на «приближение отпускного периода», не уведомив петербургского митрополита Владимира (Котлярова), 28 июля добился от начальника ВМА Ю. Шевченко передачи тела. Акт был подписан начальником кафедры полковником И. Гайворонским, майором Д. Старчиком, капитаном Г. Ничипоруком и доцентом М. Твардовской. Среди заключений экспертов, на которые ссылался акт, фигурировало имя В. Ковалева, выступавшего категорически против предлагаемой идентификации. Акт сообщал, что «анатомический препарат «мумифицированный труп мужчины»», числящийся в каталогах фундаментального музея кафедры, может быть идентифицирован как искомые мощи. Анатомический препарат попал в Музей в 1930-е гг. и мог быть передан сюда правоохранительными органами.

Лишь 30 июля, получив в свое распоряжение тело, устроив ему торжественную встречу и раструбив о случившемся по всей России, Лукиан отправил соответствующий рапорт митрополиту Владимиру (Котлярову). В тот же день, не вникая в обстоятельства дела и не принимая во внимание только что принятое Определение Синода от 21 июля 1998 г. об обязательном освидетельствовании святых мощей епархиальной комиссией, митрополит подписал резолюцию: «Благословляется совершение молебнов у раки с мощами преподобного Александра Свирского». В августе 1998 г. в Петербурге побывал патриарх Алексий (Ридигер), которого митрополит тут же повез прикладываться к «мощам». Только после того, как предстоятель церкви поцеловал неизвестного, присутствовавший здесь митрополит Крутицкий Ювеналий (Поярков) задал вопрос, создавалась ли епархиальная комиссия. Такая комиссия была спешно создана в сентябре. Ее председателем был назначен ректор Петербургской Духовной академии епископ Константин (Горянов), который, осмотрев мощи, не отметил никаких фактов мироточения, но отметил факт обрезания и впоследствии рассказывал о чувстве физической тошноты, охватившей его при виде «анатомического препарата». Уже после первого заседания, в октябре 1998 г., комиссия прекратила свое существование, поскольку ее выводы однозначно опровергали подлинность мощей. Тело было по-тихому отвезено в Александро-Свирский монастырь. В январе 2001 г. Митрополит Владимир (Котляров) подал патриарху рапорт об утверждении дня празднования второго обретения мощей. 29 января последовала патриаршая резолюция: «Благословляется совершать празднование второго обретения мощей прп. Александра Свирского 17/30 июля». После того как патриарха заставили поцеловать неизвестное тело, судьба тела была решена: признать, что патриарх и тысячи верующих прикладывались к лжемощам, было невозможно…

А.Е. Мусин

«Вопиющие камни. Русская церковь и культурное наследие России на рубеже тысячелетий»



Комментарии:


А я ведь знаю староверов, которые ездят к этим «мощам» и восхищаются «благодатью» и пр. Да, нас обманывать не нужно – сами рады обманываться.
Papanda (старообрядец-публицист Димитрий Урушев)


Дык, не только староверы туда ездят. Вообще эти "нетленные" останки привлекают многих людей, как христиан, так и просто любителей всяких чудесностей. А от этого прибыль монастыря не иссякает. 
Мне кажется, что вся эта история началась с сребролюбия, и уж как следствие - ложь и подлог приложились.
Naficus


Верно говорил кто-то из святых отцов: самый страшный грех – сребролюбие. Он – отец прочих грехов…
Papanda


"Свидетельствовать небесную благодать, считавшуюся святыми мощами, со всего Петербурга слетались пчелы, привлеченные непередаваемым запахом мира, в котором сочетались запахи жасмина, розы и масла".

Это из одного церковного календаря за 2013 год. Вот диву даешься: или это просто женская сублимирующая истерика монахини, организовавшей "обретение мощей", или циничный бизнес-проект (см. суждение церковного историка: http://goo.gl/S5LJkR).

Ссылка через блогера ведет к одному из самых серьезных церковных историков - диакону Александру Мусину. И также об этой истории я знал в режиме он-лайн от прямых участников событий - членов епархиальной комиссии, которым было приказано замолчать, так как патриарха Алексия уже привезли к мощам.
diak_kuraev (диакон Андрей Кураев)


Покланяемся не мощам а проявлениям Силы Божией.Здесь все в порядке. У меня было два "больших"случая помощи Святого. В т.ч. и спасение жизни.30 апреля 2004г "Татра" ЦЕМЕНТОВОЗ перевернула мою" Оку" на крышу. Я был не пристегнут. Две царапины на лбу.

Вера не требует доказательств. Но Господь хранит нас, а то бы по своей "самости" и себя и других по своей дурости неспециально поубивали бы. 
Борис


Интересно, а профессора богословия в курсе, что мы почитаем не мертвые тела и иконы, а собственно личности святых? И, конечно, <...> Творец смотрит не на генетическую идентичность останков ( это должны смотреть как раз господа профессора, которые за это и отвечают), а на веру притекающих и молитву того, к кому притекают. 
Ortheos


А если это не правда? достоверный ли источник - Мусин? Мы там были, просили и получили просимое, не это ли свидетельство? Но, конечно, святой мог помочь в любом случае отозвавшись на просьбы.
Сын назван в честь него.
desinly


Александр Евгеньевич Мусин - доктор исторических наук, кандидат богословия. Родился в 1964 г. в Ленинграде. Окончил кафедру археологии Санкт-Петербургского Государственного университета(1992) и Санкт-Петербургскую Духовную академию (1995). В 1987-1990гг. был иподиаконом митрополита Ленинградского Алексия (Ридигера). В 1990 рукоположен в сан диакона. До 2000 года преподавал в Духовной академии, возродил Церковно-археологический музей, основанный в 1879 г. профессором Н.В. Покровским. В настоящее время - ведущий научный сотрудник Института истории материальной культуры РАН в Санкт-Петербурге. Специалист в области церковной истории и археологии Древней Руси, христианской археологии и богословия, церковно-общественных отношений. Т.ч. источник вполне достоверный.

А помочь Господь может и по молитвам святых, которых мы просим о помощи, невзирая на наличие или отсутствие мощей, икон и т.д.
В конце концов вы сына назвали не в честь мощей, а в честь угодника Божия Александра Свирского.
Naficus


Собственно, эта история ни для кого не секрет уже. В Питере, например, про это говорят (естественно не в официальных речах) как маститые клирики, так и обычные прихожане.

Придумывать и фальсифицировать что-то Мусину не было причин (как историк он достаточно добросовестен и авторитетен). К тому же записи митр. подтверждаются другими источниками ("настоятель монастыря архимандрит Евгений, расстрелянный через несколько дней после вскрытия ослепленными классовой ненавистью реквизиторами, свидетельствовал, что видел в раке скелет" - цит. Кашеваров А.Н. "Советская власть и судьбы мощей православных святых", СПб. 2013, стр.57).
Naficus


В статье как раз говориться о том явлении, которое было распространено в 90-х годах и начале 2000-х в нашей церкви. Т.н. погоня за мощами, когда моще не обретали, а буквально искали, перебирая тонны земле, мол, вот где-то здесь они должны быть. Что это? Вырождение?
Микушин Алексей


Исцеления в первую очередь свидетельствуют о глубине упования верующих на милость Божию - "по вере вашей да будет вам".
Quaeritans


Вот и ещё один "мыльный пузырек" веры лопнул. Веры неофитской, веры неискусной, простой, смешной и наивной, "не видящей зла и всему верящей". Вот и стали мы чуточки умней, догадливей, циничней... Приблизило ли нас это к Богу? не знаю, думаю, в очередной раз дало повод задуматься о благодатности Церкви в которой происходят вот такие "чудеса", вот такие кульбиты.
alex_skayriver



Комментарий редакции:

Истории, подобные этой, имели место в РПЦ МП в 90-е годы XX века неоднократно. В качестве примера можно привести публикацию «Самодельная святыня Свято-Николо-Тихонова монастыря» на сайте «Православие и мир» http://goo.gl/J69iQM. Как совершенно справедливо отметил один из интернет-авторов, «в статье  о мощах Александра Свирского как раз говориться о том явлении, которое было распространено в 90-х годах и начале 2000-х в нашей церкви. Т.н. погоня за мощами, когда моще не обретали, а буквально искали, перебирая тонны земле, мол, вот где-то здесь они должны быть. Что это? Вырождение?» http://goo.gl/ivBmCa

Кроме того, в Россию с Запада и Востока за последние десятилетия под видом святых мощей было завезено много откровенных фальшивок. http://goo.gl/6bE4Z2

Вывод вполне очевиден. При желании приложиться к мощам в никонианском храме необходимо проявлять обоснованную бдительность. Желательно подходить только к тем святыням, подлинность которых была несомненна для многих предыдущих поколений верующих. И необходимо избегать того нездорового, неразборчивого стремления к «святыням» и «чудесам», которое столь характерно в наши дни для далеких от христианства «сынов и дочерей века сего».