24 декабря 2013 года в пресс-центре РИА Новости состоялась очередная встреча в рамках совместного проекта РИА Новости и журнала "Дилетант" на тему «Церковный раскол. Вера объединяет или раскалывает?».
Устроители встречи так обозначили круг обсуждаемых вопросов: «Раскол Русской православной церкви стал одним из самых существенных явлений в истории российской духовной культуры XVII века.  Брожение в умах, вызванное Смутным временем, привело к расколу общества, что закончилось расколом Церкви. Об этом трагическом событии, неразрывно связанном с историей российской государственности, не так много открытых дискуссий. Экспертам предлагается взглянуть на эту тему шире – поговорить о таком явлении, как "схизма", которое трактуется как расщепление, раскол, распря. Истоки схизмы ведут к началу средних веков, в которых произошел великий раскол христианской церкви. Разговор о сути и последствиях этого явления вели представители церкви, историки, религиоведы. По окончании дискуссии – показ двух серий многосерийного художественного фильма Николая Досталя "Раскол"».

Первоначально встреча планировалась как дискуссия, и на неё были приглашены профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев, первый заместитель председателя Учебного комитета при Священном Синоде РПЦ, протоиерей Максим Козлов, заведующий кафедрой церковной истории Московской духовной академии Алексей Светозарский.

Эти известные представители РПЦ МП, не скрывают, что не согласны со староверами. Поэтому их присутствие придало бы встрече характер межконфессионального диспута, или, как минимум, помогло бы озвучить современные взгляды на проблему церковного раскола как старообрядцев, так и клира РПЦ МП.

Однако они не явились.

Поэтому состав участников обсуждения был другим.
 
В качестве модератора мероприятия выступил главный редактор журнала "Дилетант" Виталий Дымарский.

Участниками обсуждения стали:

—  епископ, председателем Российского объединенного союза Христиан Веры Евангельской (пятидесятников), член Комиссии по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов Общественной палаты РФ Сергей Ряховский;

— историк, специалист по истории восточного христианства и Византии, публицист Алексей Муравьев;

— руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции отец Иоанн (Миролюбов);

— главный редактор журнала "Церковь", руководитель информационно-издательского отдела Русской Православной старообрядческой Церкви Александр Антонов;

— режиссер, народный артист России Николай Досталь.

Вечер открыл главный редактор журнала "Дилетант" В. Дымарский. Он сообщил, что такие встречи в РИА Новости проводятся регулярно, являются презентацией нового номера журнала «Дилетант», обсуждением его главной темы. На обложке последнего номера – лицо боярыни Морозовой. «Раскол всегда сопровождал веру», – сказал он. «В истории христианства было разделение на православие и католицизм, разделение католиков и протестантов. В России это было разделение на старообрядцев и «никониан» в XVII веке. Что стало причиной этого разделения – вера, богослужение или что-то другое?»
 
О. Иоанн Миролюбов: «Раскол стал трагедией, вызванной переходом от средневековьем к новому времени. Произошел полный разрыв сознания, смена парадигмы. Старообрядцы назвали это обмирщением, сегодня бы сказали - секуляризация, десакрализация, десемантизация. Особенно это заметно на примере церковного искусства – иконы заменили картины, знаменное пение – партесом.

В основе русского раскола XVII века лежали религиозные предпосылки, но были причины и социальные, например, закрепощение крестьян».

А.В.Антонов: «Для успешного выступления я ещё недостаточно разозлился. О. Иоанн меня не разозлил, мы с ним старые друзья. Надо, что бы меня разозлили свои горе-ревнители.

В русском расколе XVII века есть своя тайна. Никонианские миссионеры в XVIII – XIX веках суть староверия сводили к фанатичному обрядоверию.

Если это так, то тогда первым старообрядцем в этом смысле, фанатичным обрядовером был сам патриарх Никон. Ведь это именно он ценой жестоких гонений желал привести всех к обрядовому единству.

Зеньковский, хотя он по складу мышления западный ученый пишет, что даже в XX веке единоличное и резкое изменение обряда кем-то их религиозных иерархов вызвало бы волнения и недовольство. А что говорить про Русь XVII века с характерными для того времени эсхатологическими настроениями? Но проблему нельзя сводить только к деятельности отрицательных исторических персонажей. За Никоном, Гитлером, Трумэном надо видеть сатану».

В. Дымарский: «А кто сатана?»

А.В.Антонов: «Сатана. Кто ищет злодеев только в людях, тот в Бога не верит».

А.В.Муравьев: «В истории было несколько крупных церковных расколов – разделение халкидонитов  и монофизитов, католиков и православных, католиков и протестантов. Но русский раскол XVII века прошел только внутри одного русского народа. Он связан с попыткой осуществить изменение самих духовных основ народа, изменить глубинную мотивацию жизни, поступков людей.

К середине XVII века назрела общественная реформа, потребность в большом модернизационном скачке. Однако Алексей Михайлович и его сын Петр I попытались осуществить этот скачок в виде своего рода революции: «Россию поднял на дыбы». Церковную реформу задумывали как религиозное обоснование этого процесса. Но это было ошибкой. Вообще, эволюционное развитие всегда более продуктивно, чем революционное».

О. Иоанн Миролюбов: «Причиной церковного раскола стала попытка сменить русский цивилизационный код на европейский. У нас в России своя, оригинальная цивилизация, а из нас попытались сделать Запад».

В. Дымарский: «А почему христиане не могут объединиться?»

С. Ряховский: «Различных разделений, схизм в христианстве было очень много и в апостольские времена, и в эпоху Вселенских Соборов. Шел поиск истины. Осуществлялись слова Откровения: «Се, творю всё новое» (Откр.21:5). Но так же было сказано: «Да будут все едино» (Ин. 17, 21). Но я уверен, что существующие разделения в христианстве не приводят к разделению нас в вере. «В главном единство, во второстепенном свобода, во всем – любовь», говоря словами Августина. Мы разделяемся из-за второстепенного. В Европе протестантизм возник тогда, когда в жизни общества появилось новое, и это новое обосновало себя на основе христианства. Новые христианские направления, движения продолжают появляться вплоть до наших дней. Я вполне согласен с призывом II Ватиканского Собора искать то главное, что нас объединяет, считать различные христианские деноминации церквами – сестрами. В таком понимании экуменизм есть дело благое. Что касается раскола в России XVII века, то этот раскол похож на все прочие великие схизмы и вряд ли соответствует духу Христову».

А.В.Антонов: «По словам Канта, самый большой скандал философии – невозможность доказать бытие мира философски. По аналогии с этим можно сказать, что самый большой скандал религии – она призывает к миру и одновременно провоцирует разделения».

С. Ряховский: «Возможность разделения заложена в Евангелии».

А.В.Антонов: «С одной стороны, Господь пришёл спасти не одного старовера Антонова и небольшое число его единоверцев. Но, с другой стороны, в Евангелии сказано: «Не мир пришел Я принести, но меч» (Матф.10:34). А вот ещё более выразительные слова Господа: «Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение, ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца, мать против дочери, и дочь против матери, свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей» (Лук.12:51-53). Для иудейства, проникнутого духом чадолюбия и родственных связей это высказывание было скандалом. Я ставлю вопрос – почему это так?»

Н. Досталь: «А кто будет давать ответ?»

А.В.Антонов: «Досталь».

В. Дымарский: «Николай Николаевич, а почему вы решили снять фильм про раскол? Что вас подвигло – не только ведь обрядовые споры?»

Н. Досталь: «Мои последние фильмы «Штрафбат», «Завещание Ленина» (о Варлааме Шаламове) посвящены трагическим сторонам нашей истории. В этом же ряду стоит фильм «Раскол». Трещины, которые тогда возникли, идут до нашего времени. Наша жизнь до сих пор сопровождается расколами, например, раскололись кинематографисты».

С. Ряховский: «Вера объединяет, но и вера же раскалывает. Это ответ Евангелия».

О. Иоанн Миролюбов: «Евангелие – это книга о любви, но любовь - сильное чувство. Когда с IV века Церковь начала сливаться с государством, стало трудно отделить веру от традиций и политики. Не Евангелие, а различные культурно-исторические традиции и политика стали причиной разделения христиан».

С. Ряховский: «А это приводит к тому, что духовенство, сливаясь с государством, из-за политики разделяет простой неискушенный народ».

А.В.Муравьев: «Разделение происходит не только среди христиан, но и внутри каждого человека. Как писал ещё апостол Павел: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим.7:19). Это общее свойство падшего человека. И именно греховное раздвоение человека приводит к разделениям христиан. В этом смысле все расколы – дело сатанинское.

А если говорить в историческом плане, то раскол русской Церкви в середине XVII века есть продолжение Смутного времени, своего рода гражданская война».

В. Дымарский: «Наше общество до сих пор очень расколото, хотя теперь разделения проходят по другим вопросам. Повлиял ли раскол XVII века на нашу нынешнюю разобщенность?»

С. Ряховский: «Всегда слияние Церкви и государства приводит к расколу общества. Пока только то, что 60% русских по инерции отождествляют себя с православием, удерживает общество от какой-то новой религиозной реформации и контрреформации. Наша семья сама прошла через это, мой прадед был старообрядцем, а дед – молоканином».

А.В.Антонов: «Надо вернуться в старообрядчество.

Говоря о расколе, надо отметить, что не старообрядцы откололись от Церкви. Кто прилепился к истине, ко Христу, тот не в расколе.

Нам надо жить в обществе, и наша плата за пребывание в истине – необходимость милости, терпения к тем, кто мыслит иначе, чем мы.

Уверен, что Никон – фигура более трагическая, чем Аввакум. Аввакум – на небесах, а где Никон – не знаю. Грех раскола не смывается мученической кровью, а Никон – один из виновников раскола».

С. Ряховский: «Я верю, что всякий, исповедующий Исуса Христа Господом, пребывает на небе, в том числе и Никон».

Слово попросил присутствующий на встрече среди зрителей Александр Васильевич Шахматов -  русский певец, культурный и общественный деятель, родившийся в Австралии, в семье старообрядцев.

А.В. Шахматов: «Причины раскола были не церковные, а политические. Разве христианин может сказать, что в Древней Руси молились неправильно, когда там процвело множество святых? Вера не может быть старой или новой, она или есть, или её нет. Должна быть вера, а не полуверие, охватившее сейчас весь мир. А ведь полуверие – это основа власти сатаны. Реформаторы-никониане нарушили заповедь «не убий», они убивали благочестивых христиан Руси. Разве они могут быть последователями Христа? Как Церковь может обновляться на крови, на убийствах? Никониане разделили не только Церковь, но и всю Русь, от этого впоследствии произошла революция и гражданская война.

Старообрядцы – это ярлык. На самом деле они – истинно православные русские люди. До раскола не было никаких староверов».

С. Ряховский: «Относительно разных христианских конфессий можно сказать, что Бог один, только провайдеры у него разные. Я не считаю, что верующие РПЦ не являются христианами».

Н. Досталь: «Солженицын считал, что без покаяния перед старообрядцами возрождение России невозможно».

После этого попросили высказать своё мнение слушателям.

Слушатель: «Мои предки были выселенными на Урал староверами. По своей профессии я геометр. Геометрия базируется на аксиомах. Я думаю, что религиозные споры и расколы возникают из-за того, что люди не договорились об аксиомах веры».

В. Дымарский: «Знание объединяет, а вера – раскалывает».

Другой слушатель: «По профессии я преподаватель вуза, психолог. Как психолог я уверен, что при ответе на вопрос «Вера объединяет или раскалывает?» надо иметь в виду, что вера не является объективной реальностью, существующей вне человека. Веры нет вне человека. В основании расколов лежат различные субъективные мнения людей о религиозных вопросах. Желание людей своё мнение уравнять с Божьей истиной есть сатанинская гордыня. Это и является причиной расколов».

После этого слово попросил старообрядец А.В. Шишкин: «Разделяет ли вера? Священное Писание говорит нам, что разделяет.

Аврам вышел из Ура Халдейского по велению Бога, отделяясь от язычников.

Моисей вывел народ из Египта перед тем, как получить от Бога десять заповедей.

Христос своею проповедью разделил иудеев.

Апостолы своею проповедью разделили граждан Римской империи.

Последнее разделение ожидает всё человечество на Страшном Суде.

Основной причиной догматических, вероучительных разделений в христианстве являются не исторические, культурные, политические обстоятельства, хотя и они имеют место, а разные ответы на вопрос Христа, обращенный к апостолам: «За кого почитают Меня люди?» (Мар.8:27). Ошибочное учение о Христе искажает и упраздняет саму христианскую веру.

Из всей библейской и церковной истории видно, что истинная вера неизбежно разделяет её последователей от беззаконников».

О. Иоанн Миролюбов: «В прошлом людей действительно разделяла вера, потому что она была главным в их жизни. Но в наше время людей разделяют политика, бизнес, спорт, то есть то, чем они сейчас живут».

С. Ряховский: «Христианам объединиться конфессионально, в социуме не получится. Но объединиться в духе – необходимо».

А.В.Антонов: «После раскола русские стали нацией без аксиом, и это продолжается до сих пор. Хочу донести важную мысль – никониане прокляли своё церковное прошлое».

С. Ряховский: «Из Библии мы знаем, что незаслуженная клятва не исполнится».

Н. Досталь: «В идеале хорошо бы, что бы старообрядцы объединились с РПЦ, но вначале они должны объединиться между собою».

С. Ряховский: «Есть положительный опыт - Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте, в который входят духовные лица РПЦ, протестанты и старообрядцы».

На этом обсуждение было закончено.

Подводя итоги всему сказанному на этой встрече, можно сказать, что прямой полемики с такими убеждёнными носителями «никонианской» точки зрения, как дьякон Андрей Кураев и священник Максим Козлов не получилось.

Но полемика, может быть в неявном, завуалированном виде всё равно имела место. И в самом названии встречи, и во многих выступлениях проявилось необычайно распространённое в наше время экуменическое  убеждение, что вера не должна разъединять, а, наоборот, всех объединять.

В самом крайнем проявлении это прозвучало как утверждение, что любое вероисповедание носит субъективный характер, а объективной, Божественной истины быть не может. Эта точка зрения не нова. Именно её озвучил ещё две тысячи лет назад Понтий Пилат в своём вопросе «Что есть истина?» (Иоан.18:38).

Пятидесятник Сергей Ряховский в духе протестантского экуменизма в качестве границ истинного исповедания назвал веру в Божественность Исуса Христа, а причиной всех имеющихся в христианстве разделений назвал исторические, культурные, политические обстоятельства.

Похожую точку зрения высказал и единоверческий священник Иоанн Миролюбов. Он сузил границы истинного христианства до новообрядческих «православных» юрисдикций, повторяя при этом старую единоверческую теорию о том, что различие между староверами и «никонианами» не носят вероисповедный характер, а вызваны обстоятельствами политическими, культурными, историческими и т.д.

Представители старообрядчества пытались, в меру своих сил, довести до участников встречи мыль, что русский раскол XVII века вызван объективными причинами, в первую очередь проклятием дониконовской русской Церкви. Библия учит, что разделение между истинной верой и заблуждениями будет сопровождать всю земную историю до Второго Пришествия.

Возможно, из-за ограниченности времени эту мысль не удалось выразить достаточно чётко.

Но эта встреча с несомненностью показала, что в наше время главной угрозой являются не никонианские фанатики, а охватившие весь мир настроения экуменизма, всеобщего религиозного объединения и теплохладности, полуверы, как удачно выразился  А.В. Шахматов.

Чтобы противостоять этому, необходимо самим утверждаться в осознанной православной вере и готовиться к тому, чтобы проповедовать её «алчущим и жаждущим правды» (Матф.5:6).

А.В. Шишкин