На Освящённом Соборе РПСЦ 2013 г. опять возник «женский вопрос». Раздались голоса с требованием  запретить делегатам женского пола выступать с докладами, посвящёнными богословским и каноническим вопросам. Такое мы слышим не в первый раз. При этом ссылаются на св. апостола Павла. Эти ссылки следует уточнить.
Св.апостол Павел в первом послании к коринфянам говорил так: «Жены ваши в церкви да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (I коринф., гл.14 34-35). Речь идёт не о женщинах вообще, а о женах.

Запрещал ли св. апостол женам говорить во всех случаях? «И всякая жена молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову» (I коринф. гл.11 5). Св.апостол осуждает не молитву и пророчество жены, а её неприкрытую голову.

Что такое пророчество? «Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных… Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же… Но каждому даётся проявление Духа на пользу. Одному даётся Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом;…иному чудотворение, иному пророчество, иному различение духов, иному различные языки, иному истолкование языков…»(I коринф., гл.12 1-11). Далее… «А кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение» (I коринф., гл.14 3). «Назидание – наставление, поучение». «Увещание – внушение, наставление». «Утешение, утешитель – успокоить чем-нибудь радостным, облегчить кому-либо горе, страдание…» (С.И.Ожегов. Словарь русского языка. – М., 1990).

Вернёмся ещё раз к высказыванию св.апостола «Жены ваши в церкви да молчат…». При каких обстоятельствах он рекомендует женам молчать в церкви? В коринфской церкви были нестроения. Могли одновременно звучать псалом и поучение, языки (глоссолалии) и их истолкование. Пророчествовали также вместе два или три пророка. А тут ещё жены докучают своим мужьям вопросами и мешают службе. Св.учитель просит говорить по очереди и порядку, «потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира». Историки отмечают, что коринфянки того времени отличались вольностью поведения и эмансипированностью. Мне кажется, не следует какую-то конкретную рекомендацию распространять на всех женщин и на все времена. Св.апостол оставил много поучений относительно поведения женщин и не только в храме. Жены (женщины) правильно поняли святого, поняли, где надо молчать, а где проповедовать слово Божие.

«Без такой просветительной деятельности со стороны женщин мы даже не можем представить распространение христианства, которое находило так много последователей именно среди женщин». (Гольтц Э. Служение женщин в христианской церкви. – Сергиев Посад, 1907. – С.7). История помнит как св. великомученица Екатерина (IVв.) победила мудрецов, доказав истинность и силу веры Христовой. А кто из верующих не знает инокиню Кассию (IXв.), гимны которой звучат на двух величайших христианских праздниках: Рожества Христова и Великой Субботе – кануне Воскресения Христова? И таких примеров можно привести много.

Великий вселенский учитель Иоанн Златоуст высоко ценил духовную деятельность женщин: «И женщины вооружаются на брань, допускаются на сражения, сражаются наряду с прочими, провозглашаются победительницами, получают за своё мужество награды, отличия, венцы». Иоанн Златоуст имел в виду брань и оружие духовные.

В наш непростой век жены (женщины) продолжают участвовать в духовном просвещении и делают это, несмотря на постоянные укоры и запреты.

Простите Христа ради.

Л.А. Шишкина