Освященный Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви (РСПЦ), прошедший 16–17 октября в Покровском соборе на Рогожском кладбище Москвы, затронул тему присутствия старообрядцев в российской армии, которые тоже нуждаются в духовной опеке.
В частности, как сообщают присутствовавшие на Соборе журналисты, один из докладчиков упомянул о возможности в перспективе «старообрядцам-срочникам служить в одних частях со своими единоверцами, рядом с храмами». В некоторых СМИ затем появилась информация, что подобное обращение от Собора уже направлено в Министерство обороны России.

Чтобы прояснить этот вопрос, журналист «НГР» связался с членами созданной Собором рабочей группы по взаимодействию с Вооруженными силами. Единственный из четырех ее участников действующий военный – майор Алексей Белков. Собственно, он, якобы, по упомянутому сообщению, и выступил с данной инициативой на Соборе. Белков сообщил «НГР» по поводу появления новостей о том, что старообрядцы обратились к министру обороны Сергею Шойгу: «Я не знаю, откуда взял автор эту информацию, все это далеко от правды и походит больше всего на вольное прочтение автором того, что имело место в реальной жизни».

На уточняющий вопрос о том, занимается ли рабочая группа разработкой подобного обращения, Белков отказался отвечать, сославшись на то, что «работа идет согласно утвержденному регламенту» и вся предназначенная для обнародования информация появляется на официальном сайте РСПЦ.

В свою очередь, протоиерей Валерий Шабашов, назначенный Собором главой рабочей группы, подготовку обращения к главе Минобороны вообще отрицает. В то же время он считает идею создания специальных «старообрядческих» частей весьма актуальной. «Как я знаю по Пермскому краю, много призывников-старообрядцев служит в элитных частях: в погранвойсках, в спецназе, в ВДВ, – говорит Шабашов. – Наши ребята вообще хорошо физически подготовлены, не пьют, не курят, занимаются спортом». В ряде частей, говорит священнослужитель, на протяжении 15 лет работающий в Пермском крае с военнослужащими, русские призывники заметно уступают по физподготовке своим сверстникам-татарам, исключение составляют лишь старообрядцы. При этом, заметил Шабашов, его сын открыл для призывников бесплатную спортшколу, но в целом повлиять на ситуацию они не могут, так как «краевой военком не может проявить какую-то инициативу» без решения ведомства, и любые местные начинания вследствие этого глохнут. Глава рабочей группы РСПЦ все-таки пообещал «НГР»: «Будем как-то выходить на Шойгу». По его словам, в случае необходимости недостатка в призывниках не будет – в том же пермском городе Верещагино, где живет Шабашов, из 20-тысячного населения едва ли не большую часть составляют старообрядцы, похожая ситуация и в соседних населенных пунктах, так что «можно сформировать из местных призывников-старообрядцев хоть целую дивизию».

Бывший председатель Рогожской общины Алексей Рябцев, капитан 1 ранга в отставке, ранее ведавший в РСПЦ военной тематикой, настроен по отношению к данной инициативе более скептически. «Ничего особо серьезного не произойдет, – сказал он «НГР». – Создать отдельное подразделение из последователей РПСЦ в армии не удастся. Просто потому, что их (старообрядцев. – «НГР») там очень мало. Даже на взвод не хватит». Кроме того, по мнению Рябцева, «и не будет никто их выискивать, а потом собирать в одно место». «Скорее всего, – считает Рябцев, – все сведется к назначению какого-нибудь клирика РСПЦ нештатным «военным священником». Он будет участвовать в редких официальных мероприятиях Министерства обороны, не выезжая из Москвы». В целом же, по мнению старообрядческого общественного деятеля, далее показных мероприятий участие его единоверцев в формировании Вооруженных сил не пойдет.

Владислав Мальцев

06.11.2013
НГ-Религии


Комментарий А.Ю.Рябцева на «Самарском староверии»

Маленькое уточнение.

Корреспондент связался  со мной по телефону. Я ему честно сказал, что я отлученный от РПСЦ. Почему-то он это не отразил.

После телефонного разговора я отправил корреспонденту "НГ-Религии" следующий текст:

"Как соборно отлученный от РПСЦ бывший председатель Рогожской общины, бывший помощник митрополита, бывший ответственный за связи с Вооруженными силами (и т.д. и т.п.) я весьма ограничен в возможностях комментирования принимаемых на Рогожском решений. Могу лишь рассказать о прежних подходах и сопоставить их с новыми, отраженными в доступных источниках.

При митрополите Алимпии был выработан вполне соответствующий старообрядческим традициям подход к взаимодействию с государством. Государство должно быть само по себе, а религия сама по себе. Ни мы не должны вмешиваться в политические вопросы, ни государство не должно вмешиваться во внутрицерковную жизнь. Из этого вытекала безусловная поддержка светского характера Российского государства и недопущение акцентирования религиозных различий в тех сферах, где присутствуют граждане различных вероисповеданий (армия, например). Соответственно, все религиозные потребности военнослужащих должны удовлетворяться в свободное от службы время и без особого вмешательства командования.

Предложения, озвученные на последнем соборе РПСЦ, старые подходы полностью отвергают. Нынешний митрополит Корнилий Титов в старообрядчестве человек случайный. Никто даже не знает, крещен ли он (сам он утверждает, что крещен в младенчестве). В его биографии на «Википедии» написано, что его длительное членство в КПСС не может быть поставлено ему в вину, поскольку он вышел из партии в 1991 году «по собственному желанию в связи с началом активной религиозной деятельности». В своих действиях он не чувствует себя чем-либо связанным и свободно импровизирует. По отношению к государству он обычно копирует политику РПЦ(МП).

Ничего особо серьезного не произойдет. Создать отдельное подразделение из последователей РПСЦ в армии не удастся. Просто потому, что их очень мало. Даже на взвод не хватит. Да и не будет никто их выискивать, а потом собирать в одно место. Скорее всего, всё сведется к назначению какого-нибудь попа нештатным «военным священником». Это поп будет участвовать в редких официальных мероприятиях министерства обороны, не выезжая из Москвы.

К сожалению, всё это будет служить только одной цели – узакониванию монопольного присутствия РПЦ(МП) в Вооруженных силах. Все приличия будут соблюдены. На любую критику представители РПЦ(МП) будут отвечать: «все же присутствуют», «всем же дозволено», «вот и старообрядцы есть»."

Из этого текста кое-что взято и напечатано.

Алексей_Рябцевъ