Ответы Архиерейского Собора РДЦ на первую группу вопросов РПсЦ, 23 декабря 2013 г.
Дата: 27/01/2015
Тема: РДЦ новости


Четвертое письмо из первой группы вопросов РДЦ к РПСЦ

1. Признаете ли Вы в истории Церкви факты, когда одна ее часть выходила из молитвенного единства с другой по какому-либо недоразумению, в частности, из-за ошибочного признания неканоничными православных по сути соборных решений (в том числе принятых в обстановке гонительного времени, когда общение между христианами бывает не по их вине затруднительно)?


На протяжении всей многовековой истории Христовой Церкви между православными христианами неоднократно возникали разногласия, приводившие в итоге к разрыву молитвенного единства. Некоторые из этих разногласий вскоре преодолевались, другие сохранялись на протяжении более длительного времени, а какие-то, к сожалению, не заканчивались примирением, но со временем лишь усугублялись, приводя одну из сторон к совершенному отпадению от церковного единства – расколу, который впоследствии нередко переходил и в ересь.

В качестве примера временных разделений между православными можно вспомнить пасхальные споры II-го века. Тогда между Римом и церквями Малой Азии началась дискуссия относительно времени празднования Св. Пасхи. Малоазиатские христиане праздновали Пасху в 14 день месяца ниссана, согласно преданию, принятому от св. апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Римские же христиане совершали Пасху в воскресный день, следующий за ежегодным воспоминанием крестных страданий Спасителя. В 155 году св. Поликарп Смирнский посетил в Риме папу Римского Аникета, желая договориться с ним о едином времени празднования Пасхи, но их встреча не увенчалась успехом. Через несколько десятилетий епископ Римский Виктор провел несколько церковных Соборов, на которых осудил малоазиатский обычай празднования Пасхи и в категорической форме потребовал от малоазиатских христиан принять обычай Рима. От лица малоазиатских христиан папе Виктору противостал епископ Ефесский Поликарп. Последовало церковное разделение, которое удалось прекратить лишь трудами мужей-миротворцев, авторитетнейшим из которых был святой Ириней Лионский. Церковный историк Евсевий Памфил оставил такое свидетельство о данном разделении: «Виктор, предстоятель римлян, собрался разом отлучить за инакомыслие асийские и сопредельные с ними Церкви; он клеймил всех тамошних братьев письменно, огульно объявляя их отлученными. Не всем, однако, епископам пришлось это по душе; Виктора уговаривали подумать о мире, единении с ближними, о любви. Известны послания с резкими нападками на Виктора. Среди противников Виктора был Ириней, писавший от лица всех галльских братьев, главой которых был: он сразу заявил, что таинственное Воскресение Господне должно праздновать только в день Господень, и стал подобающим образом уговаривать Виктора не отлучать целые Церкви Божие за то, что они соблюдают издревле переданный им обычай. Дает он много и других советов, заключая их такими словами: «Спор идет не только о дне, но и о том, какой пост соблюдать. Одни думают, что следует поститься один день, другие — что два, а некоторые еще больше; иные отсчитывают для поста сорок дневных и ночных часов. Вся эта пестрота в соблюдении поста возникла не при нас, а гораздо раньше, у прадедов наших, а они, не беспокоясь, конечно, о точности, передали потомкам свои обычаи, укрепившийся в их простой, непритязательной жизни. Тем не менее, все жили в мире, и мы живем в мире друг с другом, и разногласие в посте не разрушает согласия в вере»» (V.22.)

В начале III-го века произошло разделение между христианами Рима. Возглавивший Римскую Церковь св. Каликст стал беспрепятственно допускать к Причастию всех падших. Такая снисходительность св. Каликста вызвала возмущение в среде ревнителей веры, которые разорвали церковное общение с Римским епископом. Во главе прервавших общение был св. Ипполит Римский. Разделение продолжалось и при последующих папах св. Урбане и св. Понтиане. Лишь гонения нечестивого императора Максимина, обнажившего свой меч и на св. Ипполита, и на св. Понтиана, примирили святых отцов и восстановили между ними молитвенное общение. 

Немногим позже, в середине III-го века в среде православных христиан возник спор о перекрещивании еретиков. Епископ Римский св. Стефан настаивал на снисхождении к отпавшим и возвращении их в Церковь, через покаяние. В этом вопросе ему противостоял св. Киприян Карфагенский, считавший, что примирение отпавших возможно лишь, через крещение. В 255 г. Карфагенским Собором принимается решение не признавать крещения еретиков и раскольников, но неотступно следовать обычаю,  существовавшему в практике Западно-Африканской Церкви. Узнав об этом, папа Стефан разорвал с Карфагенской Церковью молитвенное общение. Это разделение охватило всю Церковь и вызвало большие споры. Лишь во второй половине III-го века при епископе Римском Ксисте общение между Римом и Карфагеном было восстановлено.

В 361 году произошло известнейшее разделение в Антиохийской Церкви. Две параллельные иерархии на протяжении многих лет не могли преодолеть возникшее разногласие, имея при этом православное исповедание. Одна из сторон поддерживалась св. Афанасием Великим и Римским престолом, а другая возглавлялась св. Мелетием Антиохийским, которого подозревали в арианских взглядах, которые он в действительности не разделял. Св. Мелетия поддерживал практически весь православный Восток. Лишь в 415 году, через почти полвека, христиане объединились, благодаря во многом миротворческим трудам Патриарха Антиохийского Александра. Блаженный Феодорит так описывает это великое событие в своей «Церковной истории»: «Божественный же Александр богат был подвигами, любомудрием и нестяжательностью жизни, текучестью слова и другими бесчисленными дарованиями. Он и партию  великого Евстафия, которую не допустил до общения сперва Павлин, потом Евагрий, своим убеждением и увещанием присоединил к остальному телу церкви и устроил такой праздник, которому подобного никто никогда не видывал, ибо, созвав всех единоверных, как священнослужителей, так и прочих, пришел в их собрание и, взяв певцов, устроил один согласный гимн и через то от врагов, обращенных к западу, до величайшего храма всю площадь наполнил народом, как бы словесною рекою, по подобию реки, обтекавшей город. Смотря на это, и иудеи, и люди, зараженные арианством, и незначительный остаток язычников стенали и скорбели, ибо видели, что и другие потоки вливаются в море церкви» (Блаженный Феодорит Кирский. Церковная история. Книга 5. Глава 35).

В 796 году в Константинопольской Церкви произошло разделение из-за незаконного брака императора Константина, который насильно постриг в монашество свою жену и вступил в брак с другой.  Св. Патриарх Тарасий хоть и не признал это венчание, тем не менее, не наказал священника совершившего оное. Из-за этого большое количество монашествующих во главе с прп. Феодором Студитом разорвало молитвенное общение со св. Тарасием. Благодаря мудрости св. Патриарха разделение прекратилось, но после избрания на патриарший престол в 806 году св. Никифора, который снял запрещение со священника, беззаконно венчавшего прелюбодейный брак императора, разделение возобновилось с новой силой. Св. Феодор так описывает произошедшие в те годы события: «Мы и не имеем общения с ним, как не имели и с предшествовавшим патриархом, когда он был в общении с прелюбодеем: мы были заключены, я - там, где ты находишься, а игумен и прочие - в Солуни. Но Бог опять собрал нас молитвами твоими; и мы вступили в общение с патриархом не как пришлось, но только после того, как он признал, что мы поступали хорошо. Если же тогда, когда совершалось прелюбодеяние и преступались правила, мы силой Божией не устрашились, то как же теперь, когда царская власть благочестива, мы будем бояться из-за одного пресвитера, и изменим истине, подвергая опасности душу свою?» (Прп. Феодор Студит. Послание 21. К Симеону, монаху). Разделение прекратилось только после того, как св. Никифор запретил беззаконного священника. 

В X веке в Константинопольской Церкви произошло разделение из-за споров о четвертом браке  императора Льва Мудрого. Собор 920 года приложил огромные усилия для примирения сторон, осудив четвертый брак. Грамота этого Собора была, в частности, опубликована в Кормчей книге Патриарха Московского Иосифа. Но миротворческие труды Собора, к сожалению, не привели к полному прекращению разделения, потребовалось еще почти 80 лет для того, чтобы от разномыслия не осталось и следа.

В дальнейшем между православными еще не раз происходили споры, расторгавшие единство, но Бог в любви Своей врачевал эти язвы на теле Церкви.

В новейшей своей истории мы также имеем целый ряд примеров разделения между православными. 

В XVIII веке споры о некоторых частных богослужебных обычаях и об образе принятия новообрядцев привели к формальному разделению древлеправославных христиан на «диаконовцев» и «ветковцев». Со временем, когда наиболее лояльные к новообрядцам окончательно покинули Древлеправославную Церковь, отпав в учрежденное новообрядцами Единоверие, а излишне подозрительные и не склонные к миру перешли на беспоповские позиции, народ церковный преодолел разделение. Один из известных диаконовцев Илларион Кабанов, именовавшийся Ксеносом, так описывает взаимоотношение двух частей единого Православия: «Сии два общества хотя различались между собою в некоих вещах, и хотя бывали между их распри о каждении и о прочем, но отнюдь разделения между их не было, и преграды чиноприятию не поставляли, ни та, ни другая сторона, никогда, ни в каких отношениях. И они совокупно и братски между собой пребывали» (Письмо неизвестному архиерею. ОР РГБ Ф. 246. К. 208. Ед. хран. 1 Л. 111).

В ХХ веке между древлеправославными христианами возникло новое разномыслие относительно регистрации общин по закону от 17 октября 1906 года. Некоторые общины категорически отказались от государственной регистрации и разорвали общение со всеми древлеправославными общинами, получившими государственную регистрацию. На протяжении ряда лет стороны не могли прийти к согласию, но и старались избегать крайних суждений друг о друге. В 1912 году IV-й Всероссийский Съезд наших христиан, в связи с разделением противообщинников, принял следующее постановление: «Противообщинников считать сынами нашей единой Церкви, принимать их на общую молитву, открытие общин оставить на усмотрение каждого прихода, священников же и мирян, созывающих собрания против общин, Съездов и Совета Братства, и вносящих разделение в нашей Церкви, признавать раздорниками». Разделение длилось более 10 лет и закончилось только после падения монархии. В Деяниях V-го Всероссийского Съезда наших христиан так описано это радостное событие: «Ставится на обсуждение одиннадцатый вопрос программы Съезда «объединение приемлющих и неприемлющих общину».

Пронин просит о. Иоанна Ястребова ознакомить Съезд с постановлением Собрания неприемлющих общину, состоявшегося в хуторе Фроловом 14-15 мая сего года. Священник Иоанн Ястребов. Принимая во внимание падение старой власти Собрание в хуторе Фроловом вынесло постановление о желании соединения и, в связи с этим, обратилось в Совет Братства с воззванием о соединении…

… После оного, состоялся акт примирения. Перед иконой св. Николы о. А. Ковалевским и священноиноком Серафимом, со всеми присутствующими, положен семипоклонный начал. Председатель Съезда В.Н. Салищев прочел начал: Царю Небесный по Отче наш, тропарь св. Николе и Богородичен. Затем была прочитана молитва общего прощения, после стройным пением, всеми присутствующими исполнены песнопения: «Днесь благодать Святаго Духа», «Утвержение на Тя надеющимся» и «На камени мя веры утверди»».

Через несколько лет, в 1923 году, когда наши христиане приняли в общение Архиепископа Николу (Позднева), некоторые из древлеправославных общин, поверив распространяемым об Архиепископе Николе ложным слухам, также прервали общение со своими братьями. Впрочем, через несколько лет, когда самой своей жизнью и служением на благо Церкви Архиепископ Никола со всей очевидностью показал искренность своего присоединение к нам, не принявшие его в начале, склонились к миру, а после присоединения к нам единоверческого Епископа Стефана (Расторгуева) разделение и вовсе прекратилось.

Новое огорчение ждало Древлеправославную Церковь в послевоенные годы, когда после кровавых репрессий 1930-х годов древлеправославное духовенство находилось на нелегальном положении. Когда государство несколько смягчило свое отношение к религии и позволило действовать легально, в Церкви произошли споры относительно преемства церковной власти. Небольшая группа клириков и мирян выразила сомнение в законности первосвятительской власти Архиепископа Иоанна (Калинина), что хоть и не породило реального разделения, но спровоцировало споры и разномыслия между христианами. Которые, впрочем, прекратились сами собой после отпадение зачинщиков в новообрядчество.

В 1988 году в Древлеправославной Церкви произошли новое разделение относительно вина для Святой Литургии и других церковных обычаев. Из-за разномыслия в этих вопросах Епископ Пермский Леонтий (Кречетов) и Епископ Московский Флавиан (Вдовин) разорвали общение с Архиепископом Геннадием (Антоновым). Но как это часто бывает, Бог прелагает плохое на доброе. В данном случае, трагедию разделения Господь превратил в торжество древлеправославной истины на Кавказе. Отделившиеся, желая укрепить сонм своих сторонников, с особым усердием понесли проповедь Древлеправославной веры грузинскому народу. В результате этой миссии большое количество природных грузин приняло крещение. Так чудесным образом грузинский народ обрел возможность вернуться к вере своих предков, отвергнув латинские обычаи господствующей в Грузии церкви, в частности обливательное крещение.

В начале этого века начался мирный диалог между разделившимися, в результате которого стороны пришли к единству, признав друг друга православными, а конфликт исчерпанным. 

Так Русская Древлеправославная Церковь обрела единоверную себе сестру в лице автокефальной Грузинской Древлеправославной Церкви, что явилось очевидным свидетельством вселенского значения Древлеправославия, и посрамило тех, кто утверждает, что Древлеправославная вера - это местечковое мировоззрение религиозно-этнической общности русских старообрядцев. 

Итак, как видится из приведенных выше церковно-исторических примеров, разногласия в частностях, безусловно, не должны нарушать единства веры, а если, все-таки, единство нарушилось, стороны должны приложить все усилия к восстановлению общения.

Таковы ли разногласия между нами и подлинно ли мы едины в вере, а разделение вызвано исключительно недоразумением, покажет время и, как верим, в том числе, и мирный диалог, начавшейся между нами. 

При этом в основу всякого диалога мы считаем правильным полагать мысль, заключающуюся в словах св. Григория Богослова: «Несогласие за благочестие гораздо лучше согласия по какой-нибудь страсти» (Слово 6-е), «Ибо похвальная брань лучше мира, разлучающего с Богом» (Слово 3-е).


2. Каково чинопоследование присоединения к РДЦ беспоповцев и христиан РПСЦ (предоставить для ознакомления официально используемый текст)?

Беспоповцев в Русскую Древлеправославную Церковь принимают 2-м чином – через отречение от ереси и миропомазание. Мы признаем беспоповцев еретиками 2-го чина, поскольку они отвергают веру в то, что приношение Бескровной Жертвы будет совершаться непрестанно, вплоть до Второго и Славного пришествия Христова. Следовательно, они отрицают Завет Господень о воспоминании Его во святой Евхаристии, чем лишают себя соединения со Спасителем в Причастии Его Крови и Плоти, добровольно лишаясь обожения к которому призваны. 

При этом в виду того, что беспоповцы не имеют законной иерархии и крещение у них совершают миряне, помимо миропомазания, у нас над присоединяющимися от их обществ совершается обычно весь чин таинства крещения, со всеми положенными молитвами и чинопоследованиями. Лишь не совершается самого погружение в купель, которое не повторяется над ними по церковной икономии. 

В момент, когда по чину крещения положено совершить погружение в воду, присоединяющийся от беспоповцев поставляется ногами в купель с освященной водой и священник, полагая ему на голову десницу, произносит: «Благословен Бог просвящая и освящая всякого человека грядущего в мир, ныне и присно и во веки веком, аминь». После этого присоединяемый человек выходит из купели и над ним далее совершается все, что определено чином крещения в Большом Потребнике и старопечатых чиновниках. Особого, специально составленного чинопоследования мы не имеем. Отречение же от беспоповских заблуждений, которое применяется у нас, прилагаем.

В случае, если присоединяющийся от беспоповцев высказывает смущение относительно поставление его в купель, ассоциируя данное действие с повторным крещением, то желая скорейшего обращения заблуждающегося к Церкви и снисходя к его немощи любовью, на основании церковных правил и церковно-исторических примеров, поставление в воду, а порой и предшествующие погружению молитвы и действия, опускаются. Такой подход утвержден нашим Освященным Собором 2012 года, соответствующее постановление которого прилагается.

Христиан-старообрядцев, признающих Белокринцкую иерархию, в частности христиан РПСЦ, у нас на данный момент принимают согласно определению Московского Собора 1924 года, который утвердил постановления прежде бывших Съездов о присоединении таковых лиц, через исповедание веры и довершение их крещения таинством миропомазания. Причиной появления именно такого чинопоследования является отсутствие у нас на данный момент с нашей точки зрения достаточных оснований для признания законными хиротоний, совершенных митрополитом Амвросием Белокриницким. При этом наши Соборы сочли необходимым  продолжать исследование данного вопроса, следствием чего является и начавшийся между нами диалог. 

Отдельно следует сказать о христианах, именуемых часовенными, которые утратили связь с древлеправославным священством в силу сложных исторических обстоятельств. Считая их своими единоверными братьями, мы принимаем их в общение без всякого чина, лишь навершая их крещение таинством миропомазания, таким же образом, как и вообще навершаем крещение всех, кто крещен мирянином.

Град Москва Лета 7522-го декабря месяца 10-го (23-го) дня
На память св. мученик Мины, Ермогена и Еграфа

Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСАНДР
Епископ Сибирский СЕРГИЙ
Епископ Нижневолжский САВИН
Протоиерей и представитель Преосвященного Иакова, епископа Сионского и Западноевропейского ГЕОРГИЙ (НОВИКОВ)
Епископ Верхневолжский ВАСИЛИЙ
Епископ Украинский НИКОЛА

Опубликовано на официальном сайте Русской Древлеправославной Церкви 

Оригинал (сканы страниц) опубликован на официальном сайте Московской митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви






Это статья СОВРЕМЕННОЕ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВИЕ
https://staroobrad.ru

URL этой статьи:
https://staroobrad.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=1137